День Освобождения Сибири - С.Н. Войцеховский

« previous entry | next entry »
May. 27th, 2007 | 03:40 pm

42.02 КБ

Sergej Nikolajevic Vojcechovsky / Сергей Николаевич Войцеховский

14.08 КБ6.39 КБ3.56 КБ

Сергей Николаевич родился в городе Витебске 16 октября 1883 года в семье отставного военного Николая Владимировича Войцеховского. В 1902 году он окончил Великолукское реальное училище, а спустя два года Константиновское артиллерийское училище. В 1904-05 годах Войцеховский участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. В частности служил инспектором учебного отдела 2-й артиллерийской бригады 20-й пехотной дивизии 1-го Кавказского корпуса. После окончания войны переведен на должность старшего офицера 3-й батареи. А уже через два года, в 1907 году, Войцеховский становится инспектором учебного отдела 5-го артиллерийского дивизиона в Белостоке и личным адъютантом командующего артотделом полковника Темникова. Через два года службы под его началом Сергей Николаевич просил руки его дочери Маргариты Викторовны. 31 августа 1911 года ему был присвоен очередной чин – штабс-капитана, а на следующий год Войцеховский окончил Николаевскую академию Генерального штаба, за что получил орден Святого Станислава 3-ей степени с мечами и бантом.







Надо сказать, что, будучи поляком по происхождению, Сергей Николаевич, польского языка не знал, зато прекрасно владел русским, французским, немецким, словацким и чешским языками. И даже, несмотря на это, в Польше и по сей день считают, что Войцеховский, прежде всего, польский генерал. После окончания академии его направляют в 1-ую гренадерскую бригаду, при этом ему удается совмещать службу в бригаде с преподаванием тактики в Александровском военном училище. Более того, перед самой войной неутомимый Войцеховский успел окончить еще и авиационную школу. С апреля по октябрь 1913 года он находился на службе при штабе Московского военного округа, но 11 октября 1913 года он получил под свою командование 6-ую роту 122-го Тамбовского пехотного полка и руководил ею почти до самого начала войны (до 17 июля 1914 года).

После начала войны его перевели на должность старшего адъютанта штаба 69-й пехотной дивизии в чине капитана, где он находился вплоть до ноября 1915 года. Тогда же в 1915 году он был награжден орденами Святой Анны 4-ой, 3-ей (с мечами и бантом) и 2-ой (с мечами и бантом) степеней, а также орденом Святого Станислава 2-ой степени с мечами.
















В ноябре он получает новое назначение на должность штаб-офицера для поручений в штабе 20-го армейского корпуса (16 августа 1916 года ему присвоен чин подполковника). Именно там он и встретил Февральскую революцию. Относительно его участия непосредственно в боевых действий, стоит отметить, что он участвовал в операциях в Карпатах и Днепровской котловине, где был ранен. В 1916 году он получил орден Святого Владимира 4-ой степени с мечами и бантом.






С 29 января по 26 июня 1917 года Войцеховский исполнял обязанности начальника штаба 176-й пехотной дивизии, после чего его перевели на аналогичную должность в 126-ую пехотную дивизию. В августе же 1917 года он был назначен начальником штаба 1-й Чехословацкой дивизии, однако в декабре его номинально назначили командиром 3-го чехословацкого стрелкового полка имени Яна Жижки, тем не менее, на самом деле он вступил в свою должность, только в феврале следующего года. Но и в этой должности он не задержался. Через три месяца 20 мая 1918 года он присутствовал на съезде делегатов всех чехословацких частей в Челябинске, где был назначен старшим воинским начальником чехословацких легионеров с центром в Челябинске, а также членом Военной коллегии временного исполнительного комитета чехословацких войск в России (подполковник Сергей Войцеховский, поручик Станислав Чечек, капитан Радола Гайда).

Вместе с Яном Сыровы Войцеховский возглавил Челябинскую группу войск (около 9 тысяч человек), сосредоточенной по линии Челябинск – Златоуст в составе 2-го и 3-го стрелковых полков, 2 батальонов 6-го стрелкового полка, 3-го запасного полка, 3-ей ударной роты, 1-ой батареи. Спустя шесть дней после съезда подполковник Войцеховский силами 2-го и 3-го чехословацких стрелковых полков провел стремительный марш-бросок на Челябинск, где в ночь с 26 на 27 мая 1918 года его отряды сумели разгромить два советских немецко-австрийских полка интернационалистов и без потерь занять Челябинск.

27 мая 1918 года подполковника Войцеховского избирают командующим Челябинской группы войск. После захвата Челябинска Войцеховский направился на соединение с Гайдой и Чечеком. В ходе июньских боев Челябинская группа войск соединилась с отрядами Сибирской группы капитана Радолы Гайды в районе станции Татарская. 11 июня 1918 года постановлением съезда членов Временного Челябинского комитета и отделения Чехословацкого национального совета Сергей Николаевич был произведен в полковники, а приказом за номером 58 назначен временно исполняющим должность начальника штаба Чехословацкого корпуса.

В начале июня 1918 года чехи разгромили большевистские отряды в районе Златоуста, Бердяуша и Усть-Катава, после чего войска Гайды и Войцеховского 6 июля 1918 года, наконец, соединились с отрядами Пензенской группы Чечека в районе Златоуста. Объединенные чешские войска (Уральская группа войск, переименованная из Челябинской) развернулись в наступлении на Екатеринбург, который пал 28 июля. Укрепившись в городе, чехи отбили контрнаступление красных, и повели наступление на Нижний Тагил, который большевики сдали после тяжелых боев у Верх-Нейвинского завода.

Вслед за этим он возглавил Западную группу войск в составе все тех же 2-го и 3-го стрелковых полков и присоединенного к ним Курганского маршевого батальона. В августе-сентябре 1918 года бывшая Западная, а ныне Екатеринбургская группа войск была усилена частями 2-й стрелковой дивизии и брошена в наступлении на линию Нижний Тагил – Кунгур – Тюмень. 17 октября 1918 году «за отличия в боях и выдающуюся службу», а также за взятие Нижнего Тагила Войцеховский был произведен Чехословацким национальным советом в генерал-майоры, что позднее 8 марта 1919 года утвердил адмирал Колчак. Тогда же в октябре 1918 года Войцеховскому было поручено возглавить Самарскую группу войск Уфимской директории, где он сменил на посту бывшего поручика Чечека, к тому времени так же произведенного в генерал-майоры.

Самарская группа под его командованием остановила наступление красных и прорвала советский фронт, отбросив их за Ик. В конце октября 1918 года Войцеховский возглавил командование Уфимской группой войск, однако уже в декабре на ее базе была сформирована Западная армия генерала Ханжина. Тогда же осень 1918 года Войцеховский прибывает в Уфу, где происходит конфликт между русскими и чехословацкими частями, при этом в этом конфликте он занимает сторону Колчака, даже несмотря на то, что русские части не хотели принимать «чеха» в качестве своего командира. Все эти события совпали с осенним наступлением красных, которые рвались в направлении столицы Комуча. Для обороны города от красных генерал Войцеховский сформировал особую маневренную группу из 7 чехословацких батальонов в районе Белебея, при этом он привлек к защите города корпус полковника Каппеля, который служил под началом Войцеховского с начала сентября, когда он был командующим трехбригадной Волжской группы войск. С помощью имеющихся сил в ходе ноябрьских боев Войцеховский наголову разгромил войска красных по линии Уфа-Троицкосавск-Белебей. К началу декабря части Каппеля, постоянно отражавшие удары советских войск, были чрезвычайно измотаны. Для вывода каппелевцев из-под удара Войцеховский бросил на прикрытие их отхода отряд Молчанова, который потерял в этих боях и от морозов до 40% своего состава. 18 ноября Войцеховский перешел на сторону адмирала Колчака и отказался подчиняться генералу Сыровы, после чего Колчак утвердил за Войцеховским все полученные награды и чины, что, однако, повлекло за собой переход Войцеховского на русскую службу и отказ от чехословацкого чина. В январе 1919 года Войцеховский был ранен и, как следствие, отправлен на излечение на Дальний Восток по март месяц 1919 года.

В этом же году Войцеховский был награжден Чехословацким военным крестом, а позже – Чехословацкой революционной медалью и медалью Победы.










8 марта 1919 года он вернулся из отпуска в чине генерал-майора войск Восточного фронта и 17 марта был назначен командующим 2-м Уфимским армейским корпусом Западной армии. В этой должности он оставался до 25 июля 1919 года. Возглавив 2-ой АК, генерал Войцеховский принял участие в весеннем наступлении колчаковцев и, в частности, в Челябинской операции. В июле 1919 года он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени за взятие Челябинска, Троицка, Златоуста, Екатеринбурга в 1918 году. Тогда же летом 1919 года в знак протеста против назначения генерал-майора Сахарова командующим Западной армией Войцеховский покинул войска.






29 августа 1919 года Войцеховский, вернувшийся из невынужденного отпуска, был назначен командующим Уфимской группы войск 2-й армии генерала Лохвицкого. Уже через два дня после назначения с вверенными ему войсками перешел в наступление и ударил во фланг 27-й стрелковой дивизии красных. После этого Уфимская группа развернулась в северном направлении и ослабила натиск красных на фронт Сибирской армии, что позволило последней продолжить свое наступление. 12 сентября 1919 года за успехи в боях генерал Войцеховский был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. 1 октября 1919 года Войцеховский сменил Лохвицкого на посту командующего 2-й армией.






При прорыве Восточного фронта и последовавшем за ним отступлении Войцеховский потребовал от своих подчиненных навести и соблюдать строжайшую дисциплину на марше. 20 ноября 1919 года за неоднократный отказ подчиниться приказам командующего офицера вернуться на оставленные позиции (что привело к отступлению южной группы генерала Войцеховского) и угрозу с применением холодного оружия Войцеховский лично застрелил командира Северной группы генерал-лейтенанта Петра Петровича Гривина в селе Усть-Татарка.

Под Новый год войска под его командованием попали в окружение под Красноярском, однако с помощью операции, проведенной 5-6 января 190 года, ему удалось вывести свои части из окружения. 21 января Войцеховский был вынужден сложить с себя полномочия командующего 2-й армии в связи с тем, что приказом генерала Каппеля (который находился в то время уже при смерти) от 21 января 1920 года был назначен главнокомандующим войсками всего Восточного фронта и командующим Московской группой войск (остатками войск Колчака и Каппеля). 25 января, уже после смерти генерала Каппеля, официально принял на себя командование войсками Восточного фронта во время Великого Сибирского ледяного похода.
В тоже время Войцеховский обвинил чешское командование в предательстве и переходе на сторону большевиков, в частности в выдаче красным адмирала Колчака. Как следствие, вызвал на дуэль главкома чехов генерала Яна Сыровы, которого еще в декабре 1919 года на дуэль вызывал Капель, но, как и в случае с Каппелем, Сыровы не явился на дуэль.

Возглавив группу Каппеля в составе казачьих отрядов Анненкова, егерской бригады генерал-майора Красильникова, сибирской казачьей группы генерал-майора Волкова (который вскоре погибнет в бою у станции Ангара), отрядов Ижевской и Воткинской дивизий, элементов 2-й армии генерал-лейтенанта Вержбицкого (который сменил на этом посту Войцеховского) и прочих разрозненных групп номерных сибирских дивизий (ударная сила 30000 штыков и сабель), сходу захватил станцию Куйтун и развернул наступление на Иркутск. 30 января (через день после захвата Куйтуна) у станции Зима войска красных были опрокинуты при содействии сохранивших верность чешских формирований. В ходе боев отличились бойцы специально сформированного 25-го сибирского стрелкового полка имени адмирала Колчака. 1 февраля войска Войцеховского вошли в Черемхово и ввязались в бои на подступах Иркутска, однако из-за тяжелой эпидемии тифа и сильных холодов были вынуждены отступить. Однако до отступления уже на подступах к городу войска Войцеховского разгромили группу прикрытия красных под Усольем, а также Суховкой и Олонками. 6 февраля Войцеховский потребовал от красных выдать его войскам адмирала Колчака, золотой запас, а также обеспечить его части продовольствием, фуражом и тёплой одеждой на 50 тысяч человек, в противном случае он пригрозил штурмом взять город, что могло обернуться массовыми расправами со стороны его обозленных солдат.

Узнав о том, что адмирал Колчак расстрелян, Войцеховский изменил решение (несмотря на протест генерал-лейтенанта К.В. Сахарова, который настаивал на штурме Иркутска), отказавшись штурмовать город. Вместо этого он разделил армию на две походных колонны и обогнул Иркутск. Первая группа, спустившись по Ангаре к Байкалу, 14 февраля 1920 года совершила по льду переход на восточный берег Байкала. Вторая группа, обойдя Иркутск с юга, ушла в Читу.

Во время перехода 11–13 февраля 1920 года Войцеховский издал приказ о производстве офицеров армии до полковников и войсковых старшин включительно без даже поверхностного рассмотрения дел ранее представленных к производству, из-за чего большинство офицеров сразу перескочили через 2-3 чина, за что его позднее обвинили в подрыве офицерского корпуса. (Генерал-майор Фельдман высказался более определенно: «Войцеховский дал войскам 54 неграмотных штаб-офицеров и еще больше обер-офицеров»).

В Забайкалье Войцеховский увяз в длительных переговорах с атаманом Семеновым относительно структуры подчинения. В итоге Войцеховский оставался на посту главкома, но при этом переходил в полное подчинение атаману Семенову. Сразу после решения этих вопросов Войцеховский снова начал твердой рукой наводить порядок и дисциплину в подчиненных ему войсках. Тут же в Забайкалье к войскам Войцеховского присоединяются группы генерал-майора Н.Т. Сукина и полковника А.И. Камбалина.

20 февраля 1920 года атаман Г. М. Семёнов назначил Войцеховского командующим войсками Российской Восточной окраины. В марте 1920 года Войцеховский был произведен в генерал-лейтенанты. 15 марта Московская группа войск прибыла, наконец, в Читу, где была переформирована в Дальневосточную группу войск в составе 2-го и 3-го Сибирских корпусов и 1-го Забайкальского корпуса из частей Семенова. Однако в конце апреля 1920 года Войцеховский был вынужден передать командование войсками генералу Лохвицкому (27 апреля) и отбыть в Крым для связи с Вооружёнными Силами Юга России.






В мае Войцеховский покинул Крым и отправился во Владивосток, где присоединился к чехословацким частям. В сентябре 1920 года Войцеховский навсегда покинул Россию, эмигрировав в Маньчжурию. В ноябре 1920 года он вместе со своими войсками эвакуировался в Константинополь, а затем переехал в Чехословакию.

В начале 1921 года Войцеховский принял чехословацкое гражданство, а уже 1 мая того же года он был зачислен на службу в чехословацкую армию. Продвижение не заставило себя ждать. В сентябре 1921 года он был назначен командиром 24-й пехотной бригады. В феврале следующего года он становится заместителем командующего войсками Подкарпатского военного округа в Ужгороде. В 1924 году он был переведен на должность командира 9-й Трнавской пехотной дивизии. В 1926 году он был награжден орденом Почетного легиона 4-й степени.







В 1927 году Войцеховский получил генеральский чин уже чехословацкой армии вместе с переводом на должность начальника Брненского военного округа. 30 декабря 1929 года Войцеховский был произведен уже в генералы армии (до этого он получил от французского правительства орден Почетного легиона 3-й степени, а от правительства королевства Югославия – орден Святого Саввы 2-й степени). В 1930 году генерал Войцеховский был награжден орденом Святого Саввы 1-й степени. В 1935 году он был переведен на должность начальника Пражского военного округа. В 1937 году он получил еще несколько наград, а именно: орден Короны 1-й степени от Югославии и орден Звезды 1-й степени от Румынии.














27 сентября 1938 года назначен командующим 1-й Армией. Во время Мюнхенских событий 1938 года Войцеховский занял жесткую позицию национальной обороны и сопротивления и перешел в оппозицию капитулянтам все того же генерала Сыровы, за что 14 октября 1938 года он был отстранен от командования армией, а в апреле 1939 года и вовсе был отправлен в отставку. В 1939 году Войцеховский вступил в РОВС. Тогда же после оккупации Чехословакии нацистской Германией он создает партизанскую организацию «Народная оборона», в подпольном правительстве которой занял пост военного министра.

Вплоть до мая 1945 года Войцеховский проживал с семьей в Праге, однако после «освобождения» Праги советскими войсками он был арестован (12 мая) сотрудниками СМЕРШ и доставлен в Москву, где до 30 мая содержался в Бутырской тюрьме. 15 сентября 1945 года генерал-лейтенант Российской армии и генерал армии Чехословакии С.Н. Войцеховский был осужден Особым совещанием при НКВД СССР по обвинению в участии «антисоветской организации РОВС», которая ставила своей целью вооруженное свержение советской власти и организацию террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства» и приговорен к 10 годам заключения. До марта 1946 года он оставался в Бутырской тюрьме, но в марте он был переведен в Унженский лагерь (станция Сухобезводная Горьковской железной дороги), а спустя три года – 25 мая 1949 года — в Особый лагерь № 7 Озерлага МВД СССР (город Тайшет Иркутской области).

В связи с преклонным возрастом, чрезвычайно слабым здоровьем и инвалидностью Войцеховского перевели на работу санитаром в лагерную больницу. 7 апреля 1951 года генерал Войцеховский умер в лагере от «туберкулеза легких и старческого маразма». После смерти он был похоронен на кладбище Центральной больницы №1 Озерлага вблизи села Шевченко Тайшетского района Иркутской области в могиле №4-36.


5 июня 1996 года генерал-лейтенант Войцеховский был реабилитирован постановлением Главной военной прокуратуры Российской Федерации. 28 октября 1997 г. указом президента Чехии Вацлава Гавела генерал армии Сергей Войцеховский был посмертно награжден орденом Белого Льва 3-й степени.






В 2003 году в городе Брно на здании электротехнического института, в котором в 1920-30-е годы размещался штаб Брненского военного округа, была открыта мемориальная доска, посвящённая генералу армии Войцеховскому.

23 октября 2003 года в храме святых Кирилла и Мефодия на Рессловой улице протопресвитер Ярослав Шуверский отслужил панихиду по убиенном в сибирском ГУЛАГЕ генерале С.Н. Войцеховском. На панихиде присутствовали как представители городских властей, парламента, организаторы памятной выставки, а также немногочисленные знакомые семьи Войцеховских.

Из США приехали две внучки генерала – Елена и Маргарита, внук, также Сергей Войцеховский, а из Праги прибыли Сергей Тилли с сыном, тоже Сергеем.

По материалам Википедии, а также Валерий Клавинг "Гражданская война в России: Белые армии", А.В. Квакин, Е. В. Волков, Н. Д. Егоров, И. В. Купцов "Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны"

Link | Оставить комментарий | Add to Memories


Comments {0}