Пролам заговоры ни к чему. Им достаточно встать и встряхнуться — как лошадь стряхивает мух. Стоит им захотеть, и завтра утром они разнесут партию в щепки. Рано или поздно они до этого додумаются. Но!..
Он вспомнил, как однажды шел по людной улице, и вдруг из переулка впереди вырвался оглушительный, в тысячу глоток, крик, женский крик. Мощный, грозный вопль гнева и отчаяния, густое «A-а-а-а!», гудящее, как колокол. Сердце у него застучало. Началось! — подумал он. Мятеж! Наконец-то они восстали! Он подошел ближе и увидел толпу: двести или триста женщин сгрудились перед рыночными ларьками, и лица у них были трагические, как у пассажиров на тонущем пароходе. У него на глазах объединенная отчаянием толпа будто распалась: раздробилась на островки отдельных ссор. По-видимому, один из ларьков торговал кастрюлями. Убогие, утлые жестянки — но кухонную посуду всегда было трудно достать. А сейчас товар неожиданно кончился. Счастливицы, провожаемые толчками и тычками , протискивались прочь со своими кастрюлями, а неудачливые галдели вокруг ларька и обвиняли ларечника в том, что дает по блату, что прячет под прилавком. Раздался новый крик. Две толстухи — одна с распущенными волосами — вцепились в кастрюльку и тянули в разные стороны. Обе дернули, ручка оторвалась. Уинстон наблюдал с отвращением. Однако какая же устрашающая сила прозвучала в крике всего двухсот или трехсот голосов! Ну почему они никогда не крикнут так из-за чего-нибудь стоящего!
Он написал:
Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными, а
сознательными не станут, пока не взбунтуются.
Джордж Оруэлл «1984»
Это фигня то, что культуры не могут быть сравнимы и сопоставимы. На примере игрушки «Цивилизация» понять это легче простого.
На той же истории Китая прекрасно видно: в периоды высокого качества китайская культура легко подавляла окружающие народы, а в периоды низкого качества так же легко ложилась под пришельцев. Династия Цин долгое время занималась самоизоляцией, что в конце концов привело к тому, что в 19 веке Китай был открыт западными державами и превратился в колониальную страну. В изоляции качество теряется, за потерей качества неизменно приходит оккупация.
Качество населения – это отнюдь не мерка черепов линейкой. Это уровень здоровья и уровень образования населения, помноженные на мобильность и коммуникации. Под образованием надо понимать не столько сумму пустых справочек о прослушивании курсов, сколько общий культурный уровень населения. А под здоровьем понимается и психическое здоровье.
Качество - АДЕКВАТНОСТЬ населения, т.е. способность видеть исторические вызовы (тренды), и СПОСОБНОСТЬ рационально действовать в изменяющихся условиях современности.
( Read more... )


