Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет МП44 ([info]mp44)
@ 2009-12-21 11:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Право
Как обычно, всё самое интересное в вопросе права выдумали давным-давно. Суровые дядьки в суровых тряпках где-то в Элладе. Софисты и прочие просветители своей эпохи: Демокрит, Гераклит. Негативная наклейка «софисты» на них легла из-за того, что они брали лавэ за обучение мудрости и умению выигрывать споры (судебные, политические и т.д.). То бишь за платные тренинги их невзлюбили, но не в трениках суть. Так вот эти ребята впервые закону полиса («волеустановленному закону» по Аристотелю) противопоставили право по природе. Протагор: «Человек – мера всех вещей». А закон лишь искажает суть права. Тираны устанавливают свои законы, олигархи – свои, временное большинство – свои. А суть одна – произвол, даже если он оформлен как норма.

Позже это право по природе, претендующее на объективность, в Новом Времени названо было естественным правом (ius naturale). Томас Гоббс, Джон Локк. Концепция дополнилась неотчуждаемыми правами, которые американцы первыми зафиксировали в своей Декларации («Билль о правах»). Началось восхождение естественного права (опирающегося сначала на Б-га, позже на Разум, Справедливость) в противовес позитивному праву (законам).

Русские авторы иногда интересно называли позитивное право - как положительное право («так положено»). Смысл его: закон есть закон, всякий приказ власти, любое распоряжение – право. Монополия власти и механизма принуждения.

Но позитивистская концепция потерпело ощутимое моральный крах в 20 веке, обанкротилась, когда рухнули известные тоталитарные режимы, диктатуры, основанные на супер_вертикали_власти, законной воли вождя - то есть на концентрированном положительном праве. И вот тут-то мейнстримом становится естественное право, которое стало претендовать на мировой закон. Всеобщая декларация прав человека появилась когда? Правильно - в 1948 году. Пакты о правах человека в 1966 году.

Заметьте - «Всеобщая…» - ключевой момент. То есть естественное право шире положительного, действующего максимум в масштабе конкретной страны. Отсюда вся борьба либералов с державниками, вольнодумцем с бюрократами, славянофилов с западниками, несогласных с охранителями и т.д. Отсюда простейшее бытовое непонимания между одними людьми («почему я должен идти служить в нелепую армию?», «почему мне запрещено курить траву?») и другими («таков закон», «пусть закон плох, но это закон», «люби Россию такой, какая она есть»). Зрите в корень! Люди не понимают, что они говорят на разных [правовых] языках - неудивительно, что они не могут никак договориться. Конфликт заложен в различных фундаментах двух сложнейших многоэтажных логических конструкций.

Тут есть ещё одна большая ловушка. Естественные права распространяются на всех, а положительные - только на граждан государства. Поэтому первые права есть как бы у всех, а вторые лишь у некоторых. Пример: вы въезжаете в другую страну без гражданства – вы имеете вроде бы какие-то права, но с другой стороны вы не имеете их. Парадокс. На этом парадоксе строится миллион дискуссий: от проблемы гастарбайтеров до экспорта демократии. Вы теперь понимаете, почему эти дискуссии практически неразрешимы.

Линия фронта между двумя типами права проходит где-то по конституциям стран. С одной стороны, конституция как бы сама по себе логична и красиво говорит (естественное право), а с другой стороны, всем рулят властные структуры, конкретные люди, чиновники страны, которые всё решают сами (произволят) из-за расплывчатости формулировок естественного права, они вносят в конституцию постоянные поправки, а в особо плохом варианте вообще плюют на конституцию. К слову, Конституция РФ 1993 года – насквозь естественноправовая. После всего вышесказанного, вы можете сказать – плохая она или хорошая? А сталинская 1936 года? Правильный ответ – не в конституции дело (право – есть мера, а не результат), дело в общей юридической и политической практике. На бумажке может быть написано «бла-бла-бла свобода совести, слова, печати, собраний и митингов», а на деле будут повальные расстрелы, пытки и лагеря.

Безусловно, естественное право круче архаичного положительного, ибо суть последнего – внушать страх так или иначе, стремиться к контролю ради контроля, васть-васть. Но естественное право, если так можно сказать, недоработано. В нём намешано и напутано всё: б-жественное, моральное, нравственное, разумное – продукт размышлений огромного числа людей и их групп на протяжении долгого периода времени. Системы естественного права нет, есть склад идей. Проблема колоссальна: религий много, мораль индивидуальна, этносы различны, нравственность неразличима, интересы групп внутри общества противоречивы, разум утонул в спаме. Этой мешаниной и пользуются охранители и консерваторы всех мастей, выбирая самые нелепые кусочки сложнейшей мозаики, самые жырные извращенья "из этой вашей швабоды".

Но помните, принцип актуален до сих пор и будет ещё более актуальным с каждым годом: закон (lex) не равен праву (ius).

Требуется дальнейший постоянный апгрейд идеи. Право главнее закона. Если закон искажает право – необходимо минимизировать это искажение. Если права естественные – необходимо больше знать о естестве человека, о сложности этого естества (печально известная «толерастия» – не что иное как грубые ошибки в определении естества права, со всем вытекающим отсюда "положительным" произволом). Если формулировки расплывчаты – необходимо конкретизировать их. Я раньше думал, что юрист – чисто прикладная специальность - суды там, ходатайства, ворох бумажек всяких. Но там есть и гигантский простор для мысли.


(Добавить комментарий)


[info]sart@lj
2009-12-21 05:23 (ссылка)
Очень хороший пост.

(Ответить)


[info]ex_tritopor@lj
2009-12-21 05:32 (ссылка)
Хороший, нужный текст.

>закон (lex) не равен праву (ius)

Да, спор позитивистов с юснатуралистами - ничуть не проще спора материалистов с идеалистами.

>Если права естественные – необходимо больше знать о естестве человека

Вот это камень преткновения. Считаю, что люди все разные и естество разное, да хоть постоянный спор бюргера с интеллигентом взять - "что русскому здорово, то немцу - смерть". На мой взгляд, это делает общеобязательное право почти невозможным. Думаю, что "Законы Ману" были к действительности куда ближе, чем любой современный теоретик, скованный обязательным просветительским равенством.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]upravmir@lj
2009-12-21 11:09 (ссылка)
животные тоже "все разные", но классификация животных (видов, типов и т.п.) существует

(Ответить) (Уровень выше)


[info]miacalucci@lj
2009-12-21 10:20 (ссылка)
Да, примерно так. Закон может носить неправовой характер, может быть принят неправовым путём. Разделение "закона" и правового сознания, правового уклада ключевой аспект нынешних изменений. Посмотрите на США. Только не нужно считать декларации ООН естественным правом - это также рецидивы тоталитаризма.

(Ответить)

апгрейд идеи
[info]upravmir@lj
2009-12-21 11:06 (ссылка)
если есть две противоположные идеи, раздели каждую надвое и соедини хорошие половинки, отбросив плохие

получится естественное отчуждаемое право

т.е. если ты продаёшь спиртное, попадающее к женщинам и детям, а это медленный яд, то ты тем самым отказываешь от защиты своих прав обществом, т.е. как бы говоришь другим: я больше не человек, я просто груда органики, травящая вас, я - что-то типа неодушевлённого стихийного бедствия; после этого против тебя может быть применена любая физически осуществимая мера пресечения - без последствий для осуществляющего (если он предъявит доказательство, что ты предварительно отрёкся от защиты своих прав обществом)

в чём тут фишка? - в том, что продающий медленный яд с прибылью, накапливает средства для РАСШИРЕНИЯ РЫНКА СБЫТА. вот если бы он просто обслуживал "желающих выпить" - по себестоимости и не имел ресурсов на расширение рынка, то - нет вопросов! Это право желающих выпить - выпивать. А так получается, что они ещё и финансируют втягивание новых людей в употребление медленных ядов! Поэтому убивать можно и нужно ОРГАНИЗАТОРОВ БИЗНЕСА, при этом ничего не запрещая потребителям.

Все довольны? Либералы довольны? - Ограничений прав потребителей нет. Патриоты довольны? - Всякого организатора прибыльного сбыта медленных ядов можно убивать (если это будет автоматическая система - ломать).

В частности, вооружённые силы страны имеют право на военный удар по предприятиям на территории своей страны, производящим медленные яды, по транспорту, перевозящему медленные яды, и т.п. - если установлено, что они могут попасть к женщинам и детям по цене выше себестоимости (т.е. спаивание может носить только убыточный характер для спаивающего).

А дальше можно изощряться в уточнениях: мол рядовых продавцов не трогать, семьи бизнесменов не трогать - и т.п. показуха, но главных - вышибать наверняка, а производства - рушить. Госмонополия на алкоголь - право на свержение такого государства (как минимум, на убийство первых лиц) и т.д.

.

"Но там есть и гигансткий простор для мысли."

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2009-12-23 11:10 (ссылка)
Шаблон затрещал, но выдержал.
Не беги от себя, лучше дрочи на Сталина.
Или на Пиночета на худой конец.

З.Ы. Помедитируй, почему по твоей логике в первую очередь убивать нужно будет потребителей алко.

- Аноним, который хуже пидараса. Но лучше тебя.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]upravmir@lj
2009-12-23 12:21 (ссылка)
по моей логике "потребители алко" не пострадают

(Ответить) (Уровень выше)


[info]miacalucci@lj
2009-12-21 11:07 (ссылка)
Лоре Деккер голландский суд запретил совершить кругосветное путешествие на собственной яхте. Если это не коммунистический тоталитаризм вне правового поля, то что это тогда? Некий орган решает где нам сидеть и что нам делать в данный конкоретный момент. Это только частный случай Еврототалитаризма ЕС.

(Ответить)


[info]zetazzz@lj
2009-12-22 14:39 (ссылка)
декларация прав не значит их реализация все остальное чмористика

(Ответить)


[info]talgaton@lj
2009-12-28 18:11 (ссылка)
Здравствуйте.
С новым 2010 годом.
серьезное но короткое исследование.
зарекомендовал.
может хватит анализировать?
давай создавать!
http://talgaton.livejournal.com/29742.html

(Ответить)

Вы попали в Топ-30 Зиуса!
[info]xeus_top_98@lj
2010-06-17 18:31 (ссылка)
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса (http://xeus.ru/top/) самых обсуждаемых тем в Живом Журнале (http://www.livejournal.com/).Зиус поздравляет вас, и желает вам хорошего весеннего настроения!

(Ответить)


[info]100nislove@lj
2010-06-21 12:31 (ссылка)
"Я раньше думал, что юрист – чисто прикладная специальность - суды там, ходатайства, ворох бумажек всяких. Но там есть и гигантский простор для мысли"

Ну по-моему весь предмет ТГП - равно как и сочинение такого юриста как Ленин заставляют изначально думать шире

(Ответить)

опять я как-то невовремя
[info]nbpand@lj
2011-02-13 14:00 (ссылка)
да, теория естественного права появилась как идейное оружие против феодальных порядков и монархической формы правления, в период буржуазных революций. И сейчас, в контексте дискуссий о правовом государстве и гражданском обществе вопрос "а что главнее, закон или власть?" можно задать с революционным подтекстом...

(Ответить)


[info]raymond_saint@lj
2011-03-27 08:54 (ссылка)
Кажется я этот пост раньше не читал. Очень хороший.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]raymond_saint@lj
2011-03-27 08:57 (ссылка)
Хочу Новое Просвещение.

(Ответить) (Уровень выше)