Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mysea ([info]mysea)
@ 2007-04-25 17:43:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Вечная любовь. ч.1
Предупреждаю сразу - это будет несколько очень длинных постов.Вы поймете, чего мне стоило кромсать и выбирать такие письма.
Итак...

Полвека не могу принять,
Ничем нельзя помочь,
И все уходишь ты опять
В ту роковую ночь.

А я осуждена идти,
Пока не минет срок,
И перепутаны пути
Исхоженных дорог.
Но если я еще жива,
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.

До самого почти конца - они друг к другу на "Вы" и по имени-отчеству: "Анна Васильевна", "Александр Васильевич". В публикуемых письмах только раз - причем у нее, младшей, - вырывается: "Сашенька".

Он чувствовал, что в буквальном смысле слова должен завоевать право сказать ей о своей любви и право ее видеть, он достоин ее, только если одержит решающую военную победу - сложит к ее ногам Константинополь и проливы.



Как было принято испокон века у рыцарей всех времен, он хотел положить к ногам своей дамы великие свершения. Пала Российская империя, грохотала война, и влюбленный адмирал продолжал неутомимо драться за черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, о которых так долго мечтали в Отечестве. Будто рукой в железной перчатке с раструбами он бросал и бросал на врагов свои корабли и самолеты, потому что в его воинской мистике эти бои не во многом отличались от букетов магнолий, камелий, ландышей, которые он слал в грезах и наяву Анне Тимиревой.



Анне Васильевне… Чужой жене…Женщине, которой он не смел даже сказать о свой любви..
Она замужем за его сослуживцем, флаг-капитаном Тимиревым. У нее маленький сын. Он женат за прекрасной, мужественной женщине, с которой пережил смерть двоих дочерей. Остался один сын – Славушка…С момента знакомства до расстрела прошло пять лет. Почти все эти годы – далеко друг от друга., у каждого семья, у него – служба. Не виделись месяцами, однажды - год…
И вспоминали, как они шли по летнему парку. Шли наугад, что-то несущественное говорили, то присаживались на скамейки под каштанами, то снова поднимались, снова шли, с тоской прогоняя мысль о самом последнем миге сегодняшнего прощания. Расстаться они просто не могли.
Ей было двадцать три года. Она не выдержала и вдруг сказала:
— Я люблю вас...
У него окаменело лицо, адмирал проговорил растерянно:
— Я не говорил вам, что люблю вас.
— Это я говорю, — сказала Анна. — Я всегда хочу вас видеть, всегда о вас думаю, для меня такая радость быть рядом с вами. Вот и выходит, — отрешенно произнесла она, — что я люблю вас.
Он побледнел:
— Я вас больше, чем люблю!
Через несколько десятилетий Анна напишет о том свидании:
«Нам и горько было, что мы расстаемся, и мы были счастливы, что сейчас вместе, — и ничего больше было не нужно».




Потом были письма, письма. Колчак писал Анне о флотских буднях, о сражениях и – о своей любви. Он был для нее - химерой, невозможной и недоступной, она для него – видением, далекой любовью, мечтой. Их соединяли только буквы на белых листах. Долго и сложно идущие через бурлящую страну, через континенты, письма.

« Г[лубокоуважаемая] А[нна] В[асильевна],
….. Меня удивили цветущие магнолии и камелии, покрытые прямо царственными по красоте белыми и ярко-розовыми цветами. Сопровождавший меня ординарец генерала Баратова, раненый и присланный с фронта осетин, заметив мое внимание к цветам, немедленно нарезал мне целую связку ветвей магнолий и камелий, покрытых полураспустившимися цветами. Вот не стыдно было бы нести их Вам, но Вас нет, и пришлось изобразить довольно трогательную картину: химера, которой подносит добрый головорез белые и нежно-розовые камелии. Как хотел бы я послать Вам эти цветы - это не фиалки и не ландыши, а действительно нежные, божественно прекрасные, способные поспорить с розами. Они достойны, чтобы, смотря на них, думать о Вас. Они теперь стоят передо мной с Вашим походным портретом, и они прелестны. Особенно хороши полураспустившиеся цветы строгой правильной формы, белые и розовые; не знаю, сохранятся ли они до Севастополя, куда я иду полным ходом по срочному вызову.




Где Вы теперь, Анна Васильевна, и все ли благополучно у Вас? Я боюсь думать, что с Вами может что-либо случиться. Господь Бог сохранит и оградит Вас от всяких случайностей. После обеда я вернулся на "Пронзительный" и почти до 11 h[our] обсуждал дела, а затем вышел в Севастополь.
Тихая, облачная ночь, среди темных туч проглядывает луна, море совершенно спокойное, и только небольшая зыбь слегка раскачивает миноносец.
Я сегодня устал от всяких обсуждений и решений вопросов огромной важности, требующих обдумывания каждого слова, и мне хочется, смотря на Ваш портрет и цветы, немного забыться и хотя бы помечтать. Мечты командующего флотом на миноносце посередине Черного моря, право, вещь весьма безобидная, но сегодня у меня какое-то тревожное чувство связано с Вами, и оно мешает мне мечтать о времени и возможности Вас видеть, выполнив некоторые дела, которые оправдали бы эту возможность. Пожалуй, лучше попробовать лечь спать, а завтра видно будет. Доброй ночи, Анна Васильевна.»
26 марта
Г[лубокоуважаемая] А[нна] В[асильевна],
Вчера я отправил через Генмор1 письмо Вам, написанное почти с отчаянием в прескверные минуты дикой усталости от политического сумбура и бедлама, которым я управляю и кое-как привожу пока в порядок. Великодушно простите меня, Анна Васильевна, а вечером первый раз после переворота приехал курьер из Генмора, и я получил сразу два ваших письма от 7 и 17 марта. Мне трудно изложить на бумаге, что я пережил, когда вынул из пакета со всякой секретной корреспонденцией Ваши письма. Ведь мне казалось, что я не получал от Вас писем какой-то невероятно длинный период (8 дней). Ведь теперь время проходит, с одной стороны, совершенно незаметно и с невероятной быстротой, а вчерашний день кажется бывшим недели тому назад. Ведь в Вас, в Ваших письмах, в словах Ваших заключается для меня все лучшее, светлое и дорогое; когда я читаю слова Ваши и вижу, что Вы не забыли меня и по-прежнему думаете и относитесь ко мне, я переживаю действительно минуты счастья, связанные с каким-то спокойствием, уверенностью в себе; точно проясняется все кругом, и то, что казалось сплошным безобразием или почти неодолимым препятствием, представляется в очень простой и легко устранимой форме; я чувствую тогда способность влиять на людей и подчинять их, а точнее, обстановку, и все это создает какое-то ощущение уравновешенности, твердости и устойчивости. Я не умею другими словами это объяснить - я называю это чувством командования. Пренеприятно, когда это чувство отсутствует или ослабевает и когда возникает сомнение, переходящее временами в какую-нибудь бессонную ночь, в нелепый бред о полной несостоятельности своей, ошибках, неудачах, когда встают кошмарные образы пережитых несчастий, при неизменном представлении, относящемся до Анны Васильевны как о чем-то утраченном безвозвратно, несуществующем и безнадежном. Иногда достаточно бывает хорошо выспаться, чтобы это прошло, но иногда и это не помогает.
Косинский писал Софье Федоровне, что наши переживания за две войны и две революции сделают нас инвалидами ко времени возможного порядка и нормальной жизни. Возможно, что он прав, ибо хотя и создается известная привычка и приспособляемость, но есть пределы упругости и прочного сопротивления не только для нервной системы, не, как общее правило, для всякого материала. Вот почему я так дорожу письмами Вашими, и так отчетливо представляю я, что было бы, если бы [Далее зачеркнуто: Вас для меня не было бы. Я верю, что не случай же создал] я лишился их.
Как странно, и это не первый уже раз, что Вы думаете и говорите совершенно независимо от меня то же, что и я. События, свидетельницей которых Вы были, создали у Вас представление, что я под влиянием их могу забыть Вас, что они могли, как Вы говорите, "совсем стереть Вас из моей памяти". А между тем я глубоко страдал в это время, думая так же о Вас, Анна Васильевна. Да, по существу, это и понятно - на моих глазах многие в такие дни совершенно меняются независимо от себя самих, изменяется вся психология, все моральное содержание человека - я мог бы привести за время войн и текущих событий сколько угодно примеров. Редко, впрочем, эти метаморфозы бывают в лучшую сторону. Но я никогда не думаю о Вас так много и с такой силой воспоминаний, как в трудное и тяжелое время, находя в этом себе облегчение и помощь. И только с одним повелительным желанием являетесь Вы в моих представлениях и воспоминаниях - поступить или сделать так, чтобы быть достойным Вас и всего того, что для меня связано с Вами, и сомнение в этом меня беспокоит и заботит.»

Колчак приехал в Петербург, на один день. Вечером пришел к Анне - она встретила его холодно.Глупо, но ей просто хотелось проучить его - очень по-женски- за то, что "только к вечеру дошла очередь" до нее.
Он уехал с ощущением катастрофы.

22 мая
" Я отправил Вам письмо по возвращении в Севастополь, а вчера вечером неожиданно получил два письма Ваших от 12 и 13 мая.
Прежде всего считаю долгом благодарить Вас за любезное внимание. Вы пишете, что будете ожидать мой ответ. Ваше письмо только подтверждает мои мысли и является моим приговором. Что я могу ответить Вам. Вы правы, и я не хочу ни возражать, ни оспаривать Ваших положений. Вы были бы правы, если бы послали мне то письмо, которое признали резким и не вполне справедливым, Вы были бы правы, если бы совсем не ответили мне. Но Вы не правы, приписывая мне жесткость и враждебность в отношении Вас; ни ранее, ни теперь я не могу проявить этих свойств к Вам. Но я виноват [Далее зачеркнуто: в излишней и, в сущности, ненужной откровенности.], что дал возможность понять мое состояние, и я не должен был [Далее зачеркнуто: писать.] посылать Вам ни первого, ни второго письма, быть может, еще более недопустимого.
Если найдете желательным - простите [Далее перечеркнуто: Но что я могу написать, когда вот уже месяц, как я совершенно вышел из сколько-нибудь нормального состояния. Не надо забывать, что я еще командую флотом, я очень занят, все время выполнял операции и выходил в море - я почти не могу спать; прибавьте всеобщий бедлам и непрерывную возню с преступными кретинами. Прошу иметь суждение, какими свойствами надо обладать, чтобы при такой обстановке управлять собой и поступать "холодно и покойно". А я все-таки так делаю и только теперь начинаю уставать.]. Временами мною овладевает полнейшее равнодушие и безразличие ко всему - я часами могу сидеть в каком-то странном состоянии, похожем на сон, когда решительно ни о чем не думаешь, нет ни мыслей, ни волнений, ни желаний. Надо невероятное усилие воли, чтобы принудить себя в это время что-нибудь делать, решать, приказывать... [Далее зачеркнуто: Я устал от этой борьбы с самим собой, мне все надоело, ибо труднее всего возиться с самим собой, я не могу писать Вам.]
Если бы Вы знали, как тяжело мне писать, как больно делать то, что несколько недель тому назад было моим единственным отдыхом. Что я могу сказать, когда чувствуешь, что все равно: написать ли так или иначе, послать письмо сегодня, завтра, через неделю или совсем не посылать, когда меня охватывает такое безразличие и равнодушие, что просто не знаешь, зачем пишешь весь этот вздор.
Вы говорите, что будете ждать ответ мой. На какой вопрос? Стоит ли продолжать переписку с Вами или Вам переписываться со мной, если хотите. В сущности, она кончилась тем письмом, которое Вы с каким-то странным предвидением назвали "последним" и которое я получил в день своего приезда в Петроград. Я это понял тогда же. Теперь я не могу ни думать, ни писать так, как раньше, и Вы спрашиваете: "Какой смысл в этих письмах и какая в них радость?" Никакого смысла и никакой радости - отвечу я. Вы говорите, что пишете мне очень холодно и спокойно, но я отвечу Вам, быть может, с величайшей болью, что [На этом текст обрывается.

Л[инейный] к[орабль] 30 мая 1917 г.
"Г[еоргий] П[обедоносец"]1

Позорно проигранная война, в частности кампания на Черном море, и в личной жизни - нет Вас, нет Анны Васильевны, нет того, что было для меня светом в самые мрачные дни, что было счастьем и радостью в самые тяжелые минуты безрадостного и лишенного всякого удовлетворения командования в последний год войны с давно уже витающим призраком поражения и развала.
Двое с половиной суток моего пребывания в вагоне-салоне были достаточны, чтобы сойти с ума, но я не мог позволить себе продолжение такого состояния, вступив на палубу корабля. Не знаю, насколько это справедливо, но мне доказывали, что только я один в состоянии удержать флот от полного развала и анархии, и я заставил себя работать.
Но я свыкнулся с воспоминаниями и мыслями о Вас, и то, что раньше являлось для меня одним из источников энергии и способности делать, обратилось в препятствие, с которым мне пришлось бороться.
Как странно читать Ваши слова, где Вы говорите, что я забыл Вас. Я попробовал это сделать, мне так было тяжело иногда, что я хотел бы не думать и не вспоминать Вас, но это было, конечно, невозможно. Разве можно, хотя бы по желанию, забыть Вас после 2 лет, в течение которых я непрерывно думал о Вас, соединяя с Вами, может быть, странные и непонятные [Далее зачеркнуто: для Вас.] мысли и желания о войне.

Что я мог писать Вам, Анна Васильевна, когда я думал о Вас, переживал ощущение почти физической боли, с которой я ничего не мог поделать, и перестал под конец бороться с нею, предоставив все времени и обстановке. Я понял в Петрограде, что Вы мне не верите, не доверяете, что Вы отстраняетесь от меня, что Вы тяготились мною, и я понял это без слов, намеков или объяснений [Далее зачеркнуто: Если вспомнить, на каком фоне и в какой обстановке создалось у меня это представление, то Вы согласитесь, что это отнюдь не имело характера "приятной неожиданности".]. Скажите, Анна Васильевна, имел ли я для этого основания или нет. Ведь я пишу не для того, чтобы Вы что-либо опровергали. Долгий опыт научил меня понимать многое без слов и видеть в словах то, что иногда они совсем не выражают, и опыт указывает мне, что я ошибался редко. Может быть, я ошибся, но даю слово, что еще никогда в жизни я так не платился за ошибку. Что я пережил за это время. Быть может, никогда я так не думал о Вас, как в это время, несмотря на невероятную сложность событий и всякого рода дел, когда я думал с величайшей болью и отчаянием чувств, что лишился Вас, и признавал это положение безнадежным и непоправимым.
Передо мной лежат Ваши последние письма. Я не сомневаюсь в искренности, но я задумываюсь над Вашими словами. Вы пишете, что я забыл Вас, что Ваши письма неинтересны и не нужны мне, что мне не до Вас, что [На этом текст обрывается.]

Не ранее 28 июня 1917 г.]
[Датируется по сопоставлению с предыдущими письмами.]

Глубокоуважаемая, милая Анна Васильевна.
Позвольте поговорить немного с Вами - мне так хочется сегодня это сделать, хотя прошло всего три дня со времени Вашего отъезда и я мысленно живу пока воспоминаниями о Вашем пребывании в Петрограде….
Лично для меня только Вы, Ваш приезд явился компенсацией за все пережитое, создав душевное спокойствие и веру в будущее. Только Вы одна и можете это сделать. Все дни эти я думаю о Вас, как всегда, и Ваш обожаемый и бескон[ечно] милый образ так ясно и отчетливо находится передо мной. Я боюсь с каким-то почти суеверным чувством думать о том, что, может быть, я еще раз перед отъездом увижу Вас, я не смею просить ни у судьбы, ни тем более у Вас об этом.
Примите мое обожание и поклонение.
Целую ручки Ваши.
А. Колчак


Я не буду писать здесь о том, как дурной приметой дошел до Анны Тимиревой от Колчака чемодан , увы, замерзших, черных ландышей, как складывались отношения ее с мужем, конечно, знавшим о переписке , о том, что чувствовала жена Колчака, Софья, говоря своей подруге :" Вот увидите,, что Александр Васильевич разойдется со мной и женится на Анне Васильевне". А ведь когда-то Колчак назвал открытый им остров в честь своей невесты - Островом Софьи. Так он и по сей день значится на всех существующих морских картах.
Но... продолжение ( и библиография) следуют...


(Добавить комментарий)


[info]sugneddin@lj
2007-04-25 12:38 (ссылка)
спасибо :) ждем продолжения! почему-то в то время было столько таких надрывно-разделено-любовных историй...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-04-25 12:41 (ссылка)
Во-первых, время было такое, во-вторых,надрывно-разделено-любовные истории - это так по-русски...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sugneddin@lj
2007-04-25 12:44 (ссылка)
думаешь, раз они русские - это все объясняет? ;))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-04-25 12:53 (ссылка)
Нет. Но многое. Просто Колчак - идеальный герой ( ой, только не надо мне про политику, про его сомнительные отношения с английской и японской разведками!), а Тимирева - прелестнейшая, идеальная женщина. И время перелома - когда ярче проявляется все, что скрыто в душах людей. Я отдельный пост посвящу их отношениям с семьями. Те тоже натерпелись. А сейчас - романтическая часть. Вечная любовь.Ничего практического.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sugneddin@lj
2007-04-25 13:04 (ссылка)
уже давно поняла, что политика и личности - это такие две большие разницы... что и правда не будем о этом. Слишком субъективно :) а про прелестных женщин - это всегда пожалуйста :)
а про Шмита и его любовь роковую не писала?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-04-25 13:09 (ссылка)
Нет, не писала:) Мне Шмидт несимпатичен:) Я идеальых героев люблю:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sugneddin@lj
2007-04-25 13:09 (ссылка)
а кто у нас еще идеальный?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-04-25 13:21 (ссылка)
Девушки, дружно вздохнули! Идеалы - это наша проблема:)Идеальный? Генерал Марков. Наполеон ( ну, бывают, бывают на солнце пятна:)Редки их ряды, но найдутся...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sugneddin@lj
2007-04-25 13:25 (ссылка)
не, Наполеон не идеальный.... он с женщинами плохо обращался! а вот Нельсон.... Или Бернадотт...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-04-25 13:33 (ссылка)
Нет, ну как я могу относиться к Бернадотту, если я бонапартистка?! Image Только так! А Нельсон мог бы и подумать о Эмме и ребенке, при такой-то работе!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sugneddin@lj
2007-04-25 13:40 (ссылка)
ну Бернадотт тоже у Наполеона начинал и в маршалы выбился ;) и потом, родственники как-никак ;)
а герои они на то и герои, чтобы сначала подвиги, а потом - восхищенные женщины!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-04-25 13:43 (ссылка)
Предатель неблагодарный, ага. И королем-то стал потому, что Наполеон (душка все-таки) захотел видеть Дезире королевой. Извинялся перед ней все, что не женился.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sugneddin@lj
2007-04-25 14:09 (ссылка)
(мурлыкая) ну это еще вопрррррос споррррррный :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-04-25 14:37 (ссылка)
Ой, лучше не спорь, а то вчерашних призрачных котов покажу.:)И собаку с должностью:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sugneddin@lj
2007-04-25 15:13 (ссылка)
мне уже пугаться? ;)) я тут для призрачных котов призрачного дворника заготовила, а для собаки с должностью у нас крокодил на окладе найдется!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-04-25 15:21 (ссылка)
Не получилось киску черную вставить. Зато вот, что есть Image

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sugneddin@lj
2007-04-25 15:23 (ссылка)
со второго раза тем более не страшно :)

Image (http://smiles.33b.ru/smile.5310.html)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-04-25 15:25 (ссылка)
Все. Тишина. Обморок.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sugneddin@lj
2007-04-25 15:27 (ссылка)
ура! наши победили :))

Image (http://smiles.33b.ru/smile.5357.html)

я тебе весь пост зафлудила :( пошла плакать в коридоре

Image (http://smiles.33b.ru/smile.5425.html)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-04-25 15:29 (ссылка)
Image

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sugneddin@lj
2007-04-25 15:33 (ссылка)
Image (http://smiles.33b.ru/smile.5425.html)

обещаю молчать аки рыбка об лед :)

Image (http://smiles.33b.ru/smile.5482.html)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fortunatus@lj
2007-04-25 12:56 (ссылка)
А её письма к нему сохранились?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2007-04-25 12:58 (ссылка)
В следующем посте будут:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fortunatus@lj
2007-04-25 13:03 (ссылка)
Спасибо, очень красиво и трогательно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gotic_sonne@lj
2010-02-06 17:43 (ссылка)
в каком-то ЖЖ, может в этом, а мож в прошлом - я тоже письма выкладывала.

(Ответить)