Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mysea ([info]mysea)
@ 2009-02-17 14:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Сотворение легенды
Читаю яркий пример того, как создавался миф о любострастии и развратности Н.П. То ли плакать, то ли смеяться. Сплошные "если представить себе", "если допустить", "возможно", "могло бы быть". И это выдается за научный труд.
И ссылка на Добролюбова как знатока личной жизни Императора!

"И вот тут мы и должны вернуться к тому, о чем шла речь в самом начале, когда мы говорили, что в биографии Лермонтова до сих пор остаются нераскрытыми тайны, подступ к которым труден необычайно. Так, первый биограф поэта П. А. Висковатый (Висковатов) пишет, что у друга и родственника поэта Монго-Столыпина «была неприятность по поводу одной дамы, которую он защитил от назойливости некоторых лиц». «Рассказывали, — продолжает Висковатый, — что ему удалось дать ей возможность незаметно скрыться за границу (курсив мой, — И. А.) <...> В этом деле Лермонтов, как близкий друг Монго, принимал деятельное участие. Смелый и находчивый, он главным образом руководил делом. Всю эту скандальную историю желали замять и придавать ей как можно меньше гласности. Но злоба к Лермонтову некоторых лиц росла.»

Кто эта «одна дама», которую Монго-Столыпин и Лермонтов защитили от назойливости «некоторых лиц»? Кто эти «лица»?
Как удалось молодым офицерам дать ей возможность «незаметно скрыться за границу»? При этом Висковатый сообщает, что не Столыпин, а именно Лермонтов, «смелый и находчивый», «главным образом руководил делом». «Всю эту скандальную историю желали замять и придавать ей как можно меньше гласности. Но злоба к Лермонтову некоторых лиц росла. (Опять «некоторые лица»!) Бенкендорфу, очевидно, хотелось „добраться“ до поэта».
Намеки прозрачные. Бенкендорф не «некоторые лица». Бенкендорф фигурирует под фамилией. В письме к своему другу и ученику Е. А. Боброву Висковатый высказался более точно: «Лермонтову и Столыпину удалось спасти одну даму от назойливости некоего высокопоставленного лица» (тут уже в единственном числе). И все-таки даже полвека спустя Висковатый не решился в частном письме назвать это имя. Очевидно, Лермонтов защитил какую-то даму от назойливого внимания императора. Проникновение в высший свет и «вмешательство в интимные дела (курсив Висковатого!) вызывали раздражение против него».
Весь этот эпизод рисуется в ином свете, если представить себе, что Лермонтов действовал не один и не вкупе с Монго-Столыпиным, а замыслил эту дерзкую операцию, опираясь на сообщество независимых молодых людей, которых объединяла ненависть к николаевскому режиму. Этим людям «интимное дело» Николая не кажется таковым, а дополняет представление о деспотии, попирающей человеческое достоинство.
Чтобы прояснить иносказания Висковатого, попробуем обратиться к некоторым фактам, относящимся к этому времени. Но прежде чем назвать имена, напомним известное.
Для удобства императора, прославившегося в качестве «рушителя» семейной чести своих подданных, девушку, обратившую на себя «высочайшее» внимание, жаловали во фрейлины, после чего она поселялась во дворце и становилась кратковременной фавориткой. Это благосклонное внимание государя завершалось тем, что императрица начинала сватать недавнюю избранницу за кого-либо «лично известного» государю. При этом чаще всего избранный ею жених и родители невесты рассматривали это сватовство как проявление особой монаршей «милости». Но бывало (хоть это случалось нечасто), что история принимала другой оборот. И те, кому следовало о том беспокоиться, старались, чтобы скандальные слухи не вышли за пределы узкого придворного круга.
В июле 1839 г. объявлено было, что баронесса Ольга Фредерикс пожалована фрейлиной к дочери Николая — великой княгине Марии. Надо знать, кроме того, что Ольга Фредерикс была дочерью генерала-адъютанта барона П. А. Фредерикса, командира лейб-гвардии Московского полка, человека, доказавшего свою преданность Николаю 14 декабря 1825 г., когда он, Фредерикс, выйдя к восставшим солдатам, упал от удара саблей по голове, нанесенного ему поручиком Щепиным-Ростовским. Мать молодой фрейлины — Цецилия Владиславовна, урожденная графиня Гуровская, полька и католичка, с детских лет состояла в интимной дружбе с императрицей, была с нею на «ты», виделись они ежедневно, и дети Фредериксов воспитывались во дворце вместе с детьми императора. Это не помешало Николаю проявить интерес к подруге своих детей.
Великий критик Н. А. Добролюбов в статье «Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев», приведя эпизоды, рисующие нравы императорского двора, пишет: «Рассказывают подобную историю о Никитине, женившемся на фрейлине, дочери барона Фредерикса. Не нашедши в жене того, чего ожидал, вероятно, он позволил себе упрекать ее и даже, говорят, довольно резко. Жена пожаловалась, и скоро Никитин был обвинен в какой-то нелепейшей истории — в покупке города где-то в Польше и в заплате за него фальшивыми деньгами. Кончилось тем, что его сослали. Жена осталась при дворе, а потом отправилась за границу. Тогда и Никитин был оправдан и возвращен».19
Факты изложены Добролюбовым не совсем точно ( ха=ха, он хоть раз при дворе –то был?), но по существу подтверждаются. Никитин обыграл в карты Любомирского, польского князя. И предъявил тому долговые расписки.
Желая наказать Никитина за строптивость (??), Николай приказал уничтожить все долговые акты, объявив их актами незаконными, о чем III Отделение и сообщило Министерству юстиции. Дело разбиралось в Сенате и оказалось настолько вздорным, что кончилось в пользу Никитина. ( то есть, наплевав на царское решение, Сенат принял сторону Никитина?) В архиве III Отделения хранилось «Дело по жалобе поручика Василия Никитина на жену свою, преданную предосудительной жизни», оконченное с ее смертью в 1859 г. Через десять лет оно было уничтожено, так как не подлежало хранению. Мы знаем о нем только из описи.
Косвенно эта история отразилась в мемуарах одной из дочерей Николая I (Ольги), которая, вероятно, даже и не догадываясь о причинах, рассказывает о крушении дружбы между Фредериксами и царской семьей, последовавшем вскоре после описанных здесь событий. «С годами и заботами, которые принесли ей ее дети, — пишет о Цецилии Фредерикс дочь Николая, — она перестала любить общество... Мы стали меньше видеться, и привычки изменились». ( а где же о «крушении дружбы»? ) «Опустошенная душа» Сесили Фредерикс «искала покоя и поддержки». Интересно также, что младшая сестра Ольги Фредерикс, Мария, восторженная почитательница царской семьи, подробно описывая в своих воспоминаниях годы дружбы семьи Фредериксов с царской семьей, ни слова не пишет о сестре своей Ольге. Очевидно, даже упоминание этого имени вызывало в памяти замятый скандал.
Вся эта история представится в другом свете, если сказать, что баронесса Ольга Петровна Фредерикс приходилась родной сестрой члену «кружка шестнадцати» — Дмитрию Фредериксу, а муж ее Василий Павлович Никитин — корнет лейб-гвардии гусарского полка, стоявшего в Царском Селе, был однополчанином Лермонтова, Столыпина, Александра Долгорукого, Андрея Шувалова и Ксаверия Браницкого. Это пятеро из шестнадцати. И все говорит о том, что Лермонтов не мог не знать этой истории и не мог не выразить так или иначе своего отношения к ней. Если допустить, что он и его друзья вмешались в эту историю и что именно они помогли Ольге Фредерикс выехать за границу, можно определенным образом трактовать слова брата царя Михаила Павловича, которые относятся именно к тому времени, когда Лермонтов и Столыпин жили вместе в Царском Селе на углу Большой и Манежной, где собирались гусары. «Товарищество (esprit de corps), — пишет по этому поводу родственник поэта Михаил Лонгинов, — было сильно развито в этом полку». И продолжает: «Покойный великий князь Михаил Павлович, не любивший вообще этого „esprit de corps“, приписывал происходившее в гусарском полку подговорам товарищей со стороны Лермонтова со Столыпиным и говорил, что „разорит это гнездо“, то есть уничтожит сходки в доме, где они жили».
Можно себе представить, как при этом «духе товарищества» должны были отнестись лейб-гусары, и прежде всего Лермонтов и Столыпин, к судьбе своего однополчанина Никитина и сестры одного из сочленов кружка — Дмитрия Фредерикса, — опозоренной, обесславленной в глазах света не тем, что она стала фавориткой монарха, а тем, что разыгрался скандал. Если Лермонтов и его друзья действительно помогли молодой женщине выбраться из пределов России (Добролюбов пишет: «... а потом отправилась за границу»), сумели помочь ей, обманув бдительность городской полиции и III Отделения и вмешавшись в личную жизнь императора.
Кстати, вмешательство шестнадцати молодых людей в эту историю не должно вызывать недоумения. И то, что, кроме Лермонтова и Столыпина, никто из них не был удален из столицы, может быть объяснено тем, что участие других в этом деле осталось неизвестным III Отделению.
Прояснить вопрос можно было бы только в том случае, если в нашем распоряжении оказались бы документы. Но ведь такого рода дела отражения в документах найти не могли."

Андроников И. Л. - Направление поиска (исследование биографии)


(Добавить комментарий)


[info]natasha_serega@lj
2009-02-17 09:11 (ссылка)
на эту тему даже говорить тошно, ещё и доказывать кому-либо, что белое - это не чёрное!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-02-17 09:48 (ссылка)
Это для примера:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]softwarengineer@lj
2009-02-17 09:24 (ссылка)
а что пишут на эту тему серьезные историки?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-02-17 09:49 (ссылка)
Такую же пургу:) Со ссылками на Кюстина и разночинца Добролюбова:) Вы не прочли у меня пост о предполагаемых "развратничаньях" Н.П.?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]softwarengineer@lj
2009-02-17 11:36 (ссылка)
много работал в последние дни и пропустил. Спасибо, что сказали.

Серьезный историк не может ссылаться в таком вопросе на де Кюстина и Добролюбова. Единственный заслуживающий доверия источник из тех, что Вы цитировали - письмо гр.Нессельроде, который всего лишь пересказывает невинную сплетню.

Полностью согласен с Вами, что все это - бабские сплетни. Подозреваю, что многие особы сами выдавали желаемое за действительное :)

Однако про Александра Александровича подобных сплетен не ходило в принципе. Похоже, что Николай Павлович слишком любил веселую жизнь, что и давало пищу недоброжелателям.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-02-17 11:41 (ссылка)
Его жена любила, обожала балы:) А он любил жену. И сам был жизнерадостным человеком.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]softwarengineer@lj
2009-02-17 11:56 (ссылка)
Принцесса Дагмар тоже не отличалась мрачным нравом, и Александр ее очень любил. Что же изменилось? Дух времени? Или просто угроза террористов заставляла вести монархов более уединенный образ жизни?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-02-17 12:01 (ссылка)
Время другое.Характер другой. Николай Павлович был прекрасным танцором, а вот Александр - нет:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]haez@lj
2009-02-17 10:24 (ссылка)
Очень не люблю вот это сладострастное литературоведческое ковырянье "кто с кем и при каких обстоятельствах". Когда просто, по-солдатски: "у государя было увлечение фрейлиной К." (ну, положим) - как-то проще. А когда с подковыркой, с каким-то топтаньем на месте, - почти физически неприятно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-02-17 10:28 (ссылка)
Да, читать непрятно:) Но ведь с фантастической самоуверенностью Андронников излагает свою бредовую теорию...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]haez@lj
2009-02-17 10:57 (ссылка)
Была еще тетка, Эмма как-то (еврейская фамилия, на -штейн, кажется - не помню!) - у нее все еще ужаснее. Выходила книжка в 40-е.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-02-17 11:17 (ссылка)
Ужас просто.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sozecatel_51@lj
2012-10-19 07:00 (ссылка)
Герштейн?)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]haez@lj
2012-10-19 10:59 (ссылка)
Точно. Книжка захватывающе интересная, но теория бредовенькая. По-моему. По моему очень скептическому и несовершенному мнению.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]basart2007@lj
2009-02-17 11:22 (ссылка)
Этот стиль, я бы назвал его "предполагаемой достоверностью" особенно популярен в наше время - в прессе, на телевидении, да много где. А это ничто иное как грязь. Вот как тогда еще митр. Кирилла поносили якобы за табак да водку , без доказательств, которых просто небыло, потому что не было и факта. А пипл хавает все, а потом говорит - своими глазами читал. На что и расчитано.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-02-17 11:32 (ссылка)
Да, голословные обвинения, предположения, ни слова правды, но подается как научное открытие:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]softwarengineer@lj
2009-02-17 11:57 (ссылка)
про табак доказательства как раз были, даже сам митр.Кирилл вынужден был признать, что подобная гуманитарная помощь поступала и реализовывалась через благотворительный фонд "Ника"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-02-17 14:48 (ссылка)
Что можно сказать по этому поводу...Наверно, церкви нужны были деньги. Много и срочно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]softwarengineer@lj
2009-02-17 14:53 (ссылка)
вряд ли православной церкви стоило уподобляться языческому императору Веспасиану. Хотя и не понимал, почему из этого раздули такую проблему.

Гораздо большая, на мой взгляд, проблема - еретические воззрения патриарха Кирилла.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-02-17 15:22 (ссылка)
Думаю, я не могу об этом судить. Недостаточно подготовлена.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]softwarengineer@lj
2009-02-17 15:39 (ссылка)
Патриарх Кирилл в своих проповедях излагал католическую точку зрения на Св.Троицу. Цитаты и ссылки здесь: http://www.zapravoslavnogo.org/documents/id9

Приведу еще длинную цитату из Лосского:
Поэтому, в противоположность за­падному богословию, учение Восточной Церкви никогда не определяет отношений между Лицами Пресвятой Троицы названием каких-либо Ее атрибутов. Никогда не скажут, например, что Сын происходит по образу ра­зума, а Дух Святой - по образу воли. Святой Дух ни­когда не уподобляется любви между Отцом и Сыном. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/1727

Впрочем, патриарха отчасти извиняет то, что он свои ереси не сам придумал. Так их учили в ЛДА - рассаднике латинства в богословии. Эта зараза, увы, не нова. Она проникла в России еще стараниями Петра Могилы и Феофана Прокоповича.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-02-17 15:41 (ссылка)
Спасибо, внимательно прочту.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]basart2007@lj
2009-02-17 17:59 (ссылка)
И дальше.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]valeryanna@lj
2009-02-17 14:23 (ссылка)
что-то я не очень поняла, из-за чего на самом деле Ольге потребовалось бежать за границу? Из-за ссоры с мужем?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-02-17 14:47 (ссылка)
В том-то и дело, что даже непонятно, уехала ли она, на самом деле:(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zina_korzina@lj
2009-02-17 15:37 (ссылка)
http://www.tonnel.ru/index.php?l=liter&all=973

(Ответить) (Уровень выше)

Я решила Вам отомстить!
[info]zina_korzina@lj
2009-02-17 15:28 (ссылка)
http://buzzandvigorevna.narod.ru/text/vasilechki.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Я решила Вам отомстить!
[info]mysea@lj
2009-02-17 15:32 (ссылка)
:))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) Месть удалась:)))))))))))) ЧТО ЭТО!
Музыка готова, актер подобран, можно начинать съемку:)))))))))))))))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Я решила Вам отомстить!
[info]zina_korzina@lj
2009-02-17 15:34 (ссылка)
http://www.tonnel.ru/index.php?l=liter&all=973
Аааа!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Я решила Вам отомстить!
[info]mysea@lj
2009-02-17 15:37 (ссылка)
Жизнь всё прекраснее и василястее!

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Я решила Вам отомстить!
[info]mysea@lj
2009-02-17 15:38 (ссылка)
Василькастее:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sozecatel_51@lj
2012-10-19 06:48 (ссылка)
Историки хуже дворни: так же неразборчивы и завистливы.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2012-10-19 12:35 (ссылка)
И приврать страсть, как любят:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sozecatel_51@lj
2012-10-19 12:37 (ссылка)
особливо в угоду политической конъюнктуре!))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2012-10-19 12:42 (ссылка)
Да уж. Зато интересно:) И им, и читателям:) Надо будет ( давно собираюсь) написать про пресловутую ссылку Лермонтова в действующую армию, хе-хе. При всем моем преклонении перед Михаилом Юрьевичем

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sozecatel_51@lj
2012-10-19 12:54 (ссылка)
Не стоит откладывать!))) Ждем с нетерпением. Сам вот пишу. правда опять о Пушкине с Гоголем. так уж получается)))

(Ответить) (Уровень выше)