Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mysea ([info]mysea)
@ 2009-04-15 13:37:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Сегодня день рождения Николая Степановича Гумилёва.
«В нем было нечто, напоминающее какую-то дикую и гордую перелетную птицу: маленькая, круглая сзади, голова на высокой шее, длинный прямой нос, круглый глаз со сторожким боковым взором, неторопливые движения.
Так же, как птица, любил он простор и свободу, любил не метафорически, не теоретически, а любовью духа. Его радостью были далекие пути. Я не знаю всей его жизни, но мне хорошо известно, что бывал он в Африке, где от негуса Абиссинского получил милостивые и совсем ненужные ему разрешения: охотиться на слонов и добывать золото в пределах абиссинских владений.
Бывал он также на Крайнем Севере, на Вайгаче и на Новой Земле, в очарованных странах полугодовой ночи, безмолвия и северных сияний. Зимою 1919 г. я встречал его на петербургских улицах в длинном лапландском малахае из оленей-выпоротков, шитом по краям и по рукавам мелким цветным бисером. Высокий, с медлительной важной походкой, с серьезным лицом — он сам был похож на стройного, сурового экзотического жреца», - писал о Гумилеве Александр Куприн.
Я специально не буду сегодня цитировать ничего романтически-красивого. Гумилев - один из моих любимейших поэтов. Гений и бесценное сокровище России.



Мое прекрасное убежище,
Мир звуков, линий, облаков.
Куда не входит ветер режущий
Из не доезженных миров.
Ведь эту жизнь многообразную,
Не помышляя об иной,
Я как великий праздник праздную,
Как нектар воздух пью земной.
Иду в пространстве и во времени.
И вслед за мной мой сын идет
Среди трудящегося племени
Ветров, и пламеней, и вод.
И Судия с лазури пламенной,
Диктующий нам свой закон,
Признает, верую, что правильно
Мой путь был мною совершен.


Н.С. Гумилев


Л.Н. Гумилев

Край мой печален, затерян в болотной глуши.
Нету прекраснее края для скорбной души.

Вон порыжевшие кочки и мокрый овраг,
Я для него отвлекаюсь от призрачных благ.

Что я: влюблен или просто смертельно устал?
Так хорошо, что мой взор, наконец, отблистал!

Тихо смотрю, как степная колышется зыбь,
Тихо внимаю, как плачет болотная выпь.

***
СТАРЫЕ УСАДЬБЫ

Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.

В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.

Порою в полдень льется по лесу
Неясный гул, невнятный крик,
И угадать нельзя по голосу,
То человек иль лесовик.

Порою крестный ход и пение,
Звонят во все колокола,
Бегут,— то, значит, по течению
В село икона приплыла.

Русь бредит Богом, красным пламенем,
Где видно ангелов сквозь дым...
Они ж покорно верят знаменьям,
Любя свое, живя своим.

Вот, гордый новою поддевкою,
Идет в гостиную сосед.
Поникнув русою головкою,
С ним дочка — восемнадцать лет.

«Моя Наташа бесприданница,
Но не отдам за бедняка».
И ясный взор ее туманится,
Дрожа, сжимается рука.

«Отец не хочет... нам со свадьбою
Опять придется погодить».
Да что! В пруду перед усадьбою
Русалкам бледным плохо ль жить?

В часы весеннего томления
И пляски белых облаков
Бывают головокружения
У девушек и стариков.

Но старикам — золотоглавые,
Святые, белые скиты,
А девушкам — одни лукавые
Увещеванья пустоты.

О, Русь, волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Но разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?

И не расстаться с амулетами.
Фортуна катит колесо.
На полке, рядом с пистолетами,
Барон Брамбеус и Руссо.

1913


(Добавить комментарий)


[info]malpa@lj
2009-04-15 07:50 (ссылка)
Спасибо. Я когда-то очень любила стихи Гумилева.

Кстати, Куприн неправ: у малахая нет рукавов, ибо малахай - это шапка.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 10:52 (ссылка)
Куприн - он Вам не Спиноза какой-нить, чтобы в малахаях всяческих разбираться:):)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 07:54 (ссылка)
Мое любимейшее - "Камень".
У нас на даче есть такие странные валуны. я всегда тихонько читаю возле них это стихотворение...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 10:51 (ссылка)
А мне никогда не удавалось вычленить у Гумилева любимое. Что-то из детства, что-то юношеское, что-то взрослое - всё люблю, всё.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 11:03 (ссылка)
Это да, конечно...
Просто часто читаю наизусть именно это, и что-то такое происходит...)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 11:05 (ссылка)
А я и не удивляюсь. Гумилев был волшебник. И стихи его - волшебство.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 11:11 (ссылка)
Да. И стихи его выплывают САМИ и "читаются" без запинки, хотя, вроде, и забыл давно...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 11:14 (ссылка)
Да, они просто возникают, и читаешь их так же легко, как дышишь.Волшебник.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 11:16 (ссылка)
"Конквистадор в панцире железном":)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 11:25 (ссылка)
Такое впечатление, что эти стихи были всегда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 11:26 (ссылка)
Да, ведь "от Адама" они, сами декларировали:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 12:51 (ссылка)
Удивительно, но они ( он, во всяком случае)гоаорили правду:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 12:58 (ссылка)
Да, попал точно. "Самовитость" слОва невероятная...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 13:08 (ссылка)
Хоть Гумилев и говорил, что стихи - эта работа, и учил их писать, его стихи, уверена, результат не работы, а Дара. Потом - шлифовал, да, но бриллиант-то уже был.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 13:13 (ссылка)
Да, безусловно Дар и Промысел...
Человек он был совсем не такой, как его стихи.
Но мне это все равно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 14:00 (ссылка)
Он был замечательный и светлый. Это его ААА недостаточно любила.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 14:05 (ссылка)
Зато ДРУГАЯ перелюбила...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 14:14 (ссылка)
Бывает...Только ААА не понимала, насколько важна для неё любовь к Гумилеву.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 14:21 (ссылка)
Разобраться в любви не могут даже сами любящие, нам уж тем более не дано...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 14:25 (ссылка)
Конечно. Разобраться в люблви - это никому не под силу. Тем более, что не любовь, а честь привела Гумилева к расстрелу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 14:26 (ссылка)
"Любовь и смерть - всегда вдвоем..." (Кочетков)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 14:28 (ссылка)
Это так. Увы, самая банальная рифма "кровь-любовь" оказывается самой правильной, по сути.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 14:35 (ссылка)
Она не банальная. Она жизненная. А в жизни все повторяется многократно и поэтому кажется банальным. Как раз на эту тему рассуждаем сейчас с Д.Драгунским.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mysea@lj
2009-04-15 14:58 (ссылка)
Да, даже самые невероятные сюжеты сводятся, в результате, к банальному человеческому. Люди не меняются. Юнг велик.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tefffi@lj
2009-04-15 15:09 (ссылка)
Это точно!:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gillederais@lj
2009-04-15 08:03 (ссылка)

(Ответить)


[info]kate_black_cat@lj
2009-04-15 08:57 (ссылка)
Нас было пять… мы были капитаны,
Водители безумных кораблей,
И мы переплывали океаны,
Позор для Бога, ужас для людей...

Спасибо

(Ответить)

а я был потрясен когда-то
[info]geo_apocalyptik@lj
2009-04-15 09:49 (ссылка)
не известным мне финалом знаменитого, всем известного по ПРЕД-последней строфе:
http://www.litera.ru/stixiya/authors/gumilev/da-ya-znayu.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]mysea@lj
2009-04-15 10:46 (ссылка)
да. Так и получилось, я верю

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]geo_apocalyptik@lj
2009-04-15 10:56 (ссылка)
смерть тихого мученика
он был ОЧЕНЬ светлый - не зря его всю оставшуюся ТАК любила - сама малость противноватая ААА....

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]mysea@lj
2009-04-15 11:00 (ссылка)
Она, по-моему, даже не МАЛОСТЬ противноватая. А Гумилев - он необыкновенный.
Сегодня думала: как же могли его расстрелять? как мог судья подписать приговор? как следователь, знавший стихи НС наизусть, мог вести против него "дело"? Как это, вообще, было возможно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]geo_apocalyptik@lj
2009-04-15 13:15 (ссылка)
это Промысл такой

я к ААА тоже неважно отношусь - но ценю искренность в ЭТИХ именно строчках:
И отреклась я здесь от всего,
От земного всякого блага....

в этих строчках - и весь смысл подвига целой жизни НС

Здесь отслужу молебен о здравьи
Машеньки - и панихиду по мне

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]mysea@lj
2009-04-15 13:59 (ссылка)
Господи, весь день "Заблудившийся трамвай" в голове вертится...Специально себя остановила и не стала его постить. Не в день рождения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]geo_apocalyptik@lj
2009-04-15 14:38 (ссылка)
для НС подлинным Днем рожденья была смерть - о том и все стихи

тихий голос:
"Я к смерти готов"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]mysea@lj
2009-04-15 14:55 (ссылка)
Наверно, поэтому и "Трамвай..." в голове крутится бесконечно.Рождение - смерть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]geo_apocalyptik@lj
2009-04-15 15:08 (ссылка)
Самое пронзительное у него

Я - угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]mysea@lj
2009-04-15 15:14 (ссылка)
Лишь небу ведомы пределы наших сил,
Потомством взвесится, кто сколько утаил.

Что создадим мы впредь, на это власть Господня,
Но что мы создали, то с нами посегодня.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]geo_apocalyptik@lj
2009-04-15 15:27 (ссылка)
о нем и Ахматовой самое поразительное - рассказ о приезде к ней (в Крым, кажется) и - из нежелания потревожить зачитавшуюся Любимую - такой же незримый никем отъезд.

Я так думаю - она всю жизнь чувствовала его это незримое присутствие.
"И не под защитой ЧУЖИХ крыл"

но под ЭТОЙ никем не зримой защитой...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]mysea@lj
2009-04-15 15:44 (ссылка)
Да не только она. Ахматова для всех и всегда - жена Гумилева. Словно стерты все остальные, и его остальные, и её.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]geo_apocalyptik@lj
2009-04-15 15:50 (ссылка)
ну ЭТОТ миф она ведь САМА и создавала

на то и Поэма та писалась, якобы без героя

Характерна неприязнь сына к ней, носившего ЕГО фамилию!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]mysea@lj
2009-04-15 15:57 (ссылка)
Конечно, она сама. Она этого хотела.
А сын ...уж очень она к нему , хм....холодно относилась.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]geo_apocalyptik@lj
2009-04-15 16:00 (ссылка)
за что потом пришлось по полной платить: стихи о Сталине и интервью после Постановления того...

А Вы помните, как он пол-литра заработал, придумав "С.век"? :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]mysea@lj
2009-04-15 16:03 (ссылка)
Цена была соразмерна желанию.:) А про пол-литра не знаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]geo_apocalyptik@lj
2009-04-15 16:10 (ссылка)
Как-то на кухне сидел ЛН с матушкой и ужасно ему выпить хотелось...
и придумал он:
"Вот был Золотой век русской поэзии"!
А ты, символисты, акмеисты.... - это уже Серебряный век...

так это АА понравилось, что она немедленно нашла нужную сумму на нужный продукт :)
__________

но это кровью написано:

Я приснюсь тебе черной овцою
На нетвердых, сухих ногах,
Подойду, заблею, завою:
"Сладко ль ужинал, падишах?
Ты вселенную держишь, как бусу,
Светлой волей Аллаха храним...
И пришелся ль сынок мой по вкусу
И тебе, и деткам твоим?"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]mysea@lj
2009-04-15 16:17 (ссылка)
Отличная история:)
***
ААА была, конечно, гениальной поэтессой. Очень страшные строки

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]geo_apocalyptik@lj
2009-04-15 16:22 (ссылка)
это замаскировано у нее под "невинный" перевод с армянского ("Подражание армянскому"), из Туманяна:
http://www.publish.diaspora.ru/gazeta/articles/armenia004_1.shtml

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: а я был потрясен когда-то
[info]mysea@lj
2009-04-15 16:53 (ссылка)
Спасибо, так подробно этого не знала.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]b_a_n_s_h_e_e@lj
2009-04-15 16:42 (ссылка)
Спасибо что напомнили! Один из моих любимейших поэтов. Кстати, впервые вижу его фото с волосами. Так непривычно.

(Ответить)