Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет nataly_hill ([info]nataly_hill)
@ 2005-08-28 04:16:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Топонимика московских улиц
Те, кто в советское время придумывал названия улиц в новых кварталах на московских окраинах, явно делали это не "от балды".
Например, в Кунцево, где я живу, в названиях явно прослеживается три темы. Во-первых, Белоруссия: Минская, Полоцкая, Витебская, Гомельская, Беловежская. Недалеко от нас есть даже улица Бобруйская; кстати, очень милая тихая улочка, совершенно провинциального вида, и никакие такие жывотные на ней не водятся. Во-вторых, Украина, но почему-то не в географических названиях, а исключительно в именах писателей: Леси Украинки, Ивана Франко. (Географическая украинская тема, кажется, более развита ближе к Киевскому вокзалу.) И в-третьих, война, главным образом (что естественно для "украинско-белорусских" мест) со своей партизанской стороны. Неподалеку от нас есть улица девушки-снайпера Екатерины Будановой; мы живем на Молодогвардейской, а примыкает к ней улица Партизанская - в самом деле, заросшая такими кустами, в которых только от немцев прятаться.
Где-то по другую сторону от нашего метро расположена выбивающаяся из общей картины улица Академика Павлова; но это уже совершенно другой мир, и, отправляясь в тамошний лесок на шашлыки, мы едем туда на машине. :-)
Если смещаться от нас к северу, то начинает шириться и крепнуть тема войны: улица Народного Ополчения, Маршала Жукова, Маршала Неделина, Генерала Берзарина... Должно быть, примерно по этим местам шагали на фронт московские добровольцы.
А к югу от нас продолжается географическая тема: у самого метро "Кунцево" можно с некоторым удивлением узреть улочку Молдавскую - маленькую, кривую и какую-то задрипанную, точь-в-точь как ее прототип.
Если же говорить о названиях станций нашей линии, то в них тема 1812 года (Кутузовская, Багратионовская), понятная в связи с советом в Филях, приятно чередуется с темой молодежи (Студенческая, Пионерская, Молодежная). По какой ассоциации именно запад Москвы советская административная мысль отвела для молодежи - не знаю; может быть, потому, что вся линия у нас открытая, вокруг зелень, смотри себе в окно да радуйся?
Раньше я думала, что это только в наших местах все так красиво устроено, а в других районах улицы называются как попало и носят в основном сомнительные имена Болотникова, Гарибальди или там 13-й Парковой. Но недавно, оказавшись по делу Иванниковой в Люблино, с удивлением обнаружила, что там чуть ли не все улицы выдержаны в "южнорусском" колорите - Краснодарская, Ставропольская и так далее.
В Новогиреево, где я жила раньше, такой закономерности не наблюдается. Названия там вроде неплохие - Вешняковская, улица Юности, Аллея Жемчуговой (в честь знаменитой крепостной актрисы, игравшей в Кусковской усадьбе, которая стоит там рядом) - но разбросаны они как-то без толку, и рядом с милым, хотя и слащавым Зеленым проспектом торчит кошмарный Федеративный проспект. Знать бы хоть, о какой федерации вообще речь... Но если сесть на 64 троллейбус или 247 автобус и проехать до конца, то окажешься на улице Саянской, рядом с кинотеатром "Саяны" - и это, сами понимаете, снова географический мотив. Крайний восток Москвы - и мотив из восточной Сибири. Есть, кстати, среди названий новогиреевских улиц и своя снайперша-героиня; но это уже раскосая казахская девушка Алия Молдагулова.
Сейчас полезла в карту - и что же? В северном Медведково сразу натыкаюсь на Норильскую улицу, Хибинский проезд, Анадырский проезд; возле метро "Щелковская" - на улицы Хабаровскую, Уральскую, Алтайскую, Байкальскую...
Какая если вдуматься, прекрасная и величественная мысль: сделать столицу - миниатюрным отражением всей страны.

А вот с площадями у московских окраин не сложилось. Небольшие площади-перекрестки почему-то все, как на подбор, носят имена разных зарубежных друзей СССР: Хо Ши Мина, Индиры Ганди, и даже какого-то АмИлкара [с ударением на И] Кабрала, облик, судьба и даже национально-государственная принадлежность коего скрыты от местных жителей за непроницаемой завесой тайны. Впрочем, подозреваю, что он был негр.
Вот этих товарищей я бы отменила с удовольствием - даже с гораздо большим удовольствием, чем Урицких-Володарских. Урицкие-Володарские все-таки действовали на родной почве, мы с ними даже как-то сжились - но что нам, скажите на милость, до Индиры Ганди и всех ее слонов?

Так вот, что, собственно, сказать-то хотела:

1) Лично я испытываю сильнейшее отвращение к любым переименованиям улиц, станций метро и т.п. Будь они хоть трижды обоснованы. Связано это с деятельностью в этом направлении гг. Горбачева и Ельцина, каковая деятельность стала одним из ярчайших (и неприятнейших) впечатлений моего юного сознания от так называемой перестройки. Представьте себе обалделых людей с вытаращенными глазами, которые мечутся по подземелью, пытаясь попасть на станцию "Проспект Маркса" и не зная, что она со вчерашнего дня "Охотный ряд". (Провинциалы, бедняги, от этого особенно страдали.) Схемы в метро, на которых старые названия наскоро замазаны или заклеены новыми. Вопрошания плачущим голосом: "Театральная... Театральная... ну а раньше-то она как называлась?" Помножьте на мой природный топографический кретинизм + отвращение ко всякой суете и беспорядку.
2) Впрочем, дело даже не в топографическом кретинизме - просто в этом было что-то невероятно унизительное. Унизительно, когда за людей, не спросивши их, решают, как будет называться место, где они живут или откуда каждый день ездят на работу. Поэтому хочу сказать всем сторонникам переименований: такие вещи можно делать только путем референдума местных жителей. Только так. Иначе будете вы ничем не лучше тех самых Урицких-Володарских.
3) А называть лучше всего, имхо, именами героев войны или ученых.

PS: Кстати, я тут навела справки: похоже, никакой улицы Ахмада Кадырова в Москве нет. Во всяком случае, люди из тех мест, где она должна быть, ничего о ней не слышали.


(Добавить комментарий)


[info]rms1@lj
2005-08-27 23:22 (ссылка)
Ну а как вот лично Вы бы чувстывали себя живя в Новосибирске на улице имени Урицкого- безграмотного еврейского палача, котрого в Хедере врят ли даже учлил что есть такая вообше Сибирь?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

(флегматично)
[info]e_dikiy@lj
2005-08-27 23:37 (ссылка)
Ну, юрфак киевского универа он таки окончил - http://www.peoples.ru/state/politics/uritsciy/index.html...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: (флегматично)
[info]rms1@lj
2005-08-28 00:17 (ссылка)
А как же черта оседлости?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]e_dikiy@lj
2005-08-28 00:38 (ссылка)
Видимо, "слухи преувеличены".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rms1@lj
2005-08-28 00:45 (ссылка)
Прямо Голокост какой-то.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: (флегматично)
[info]randolfcarter@lj
2005-08-28 13:02 (ссылка)
А не входил ли Киев в черту осёдлости? Хотя проблемой могли быть "проценты".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nataly_hill@lj
2005-08-28 08:15 (ссылка)
Если речь идет о Советском времени - думаю, я просто не знала бы, кто такой Урицкий, да и вообще не сильно бы задумывалась о национальных проблемах. Соответственно, меня бы это не беспокоило.
А сейчас этой улицы, скорее всего, там уже нет.

В чем, собственно, Ваше возражение? Вы считаете, что переименовывать улицы необходимо так, как это делали перестройщики - в приказном порядке, ставя местных жителей перед фактом и даже не позволяя им самим выбрать новое название?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]randolfcarter@lj
2005-08-28 13:00 (ссылка)
Кстати, есть ещё замечательная фабрика имено Урицкого, которая выпускает замечательные сигареты "Пётр Первый". Не знаю, как у Вас, а у нас в Питере они дико популярные -как самые дешёвые и патриотичные.
Там вроде менеджмент западный. Если написать пару писем протеста, они могут обдумать вопрос переименования.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rms1@lj
2005-08-28 15:04 (ссылка)
Нет, вот как раз сигареты пусть делают. Сигареты "Палачь", фабрика им.Урицкого.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]randolfcarter@lj
2005-08-28 15:30 (ссылка)
Бл**, я же и живу недалеко от моста Володарского!!! Нехорошое местечко. Я всегда подозревал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rudasov@lj
2005-08-27 23:38 (ссылка)
Ну, иногда это просто нужно. Например, у нас в городе все очень радовались, когда Куйбышев снова стал Самарой. Нам этот Куйбышев на хрен не ударился - не заслужил он такой чести.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]nataly_hill@lj
2005-08-28 08:16 (ссылка)
Ну, если все радовались, то, наверное, референдум дал бы положительный результат.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dedushka@lj
2005-08-28 01:12 (ссылка)
Унизительно, когда за людей, не спросивши их, решают, как будет называться место, где они живут или откуда каждый день ездят на работу.
Не заводит ли это Вас в логический тупик? Ведь имена урицких и володарских появились в русских городах насильственно. Возврат старого имени не есть ли именно преодоление того унижения, о котором Вы говорите в добавок к тому, которое происходит от ежедневного упоминания русскими имен своих самых страшных в истории палачей?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]greenporcupine@lj
2005-08-28 01:39 (ссылка)
с улицами это ещё прокатывает. да и то только с центральными, которые имеют дореволюционные названия. а вот как быть со станциями метро? которого, смею вас уверить, до революции не было. для меня до сих пор "кировская" или там "площадь свердлова" гораздо естественней, хоть и являюсь последовательным антикоммунистом.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nataly_hill@lj
2005-08-28 08:03 (ссылка)
Ну, если, скажем, женщину изнасиловали и она от этого страдает, то "изнасиловать ее еще раз, но чтобы это сделал хороший и порядочный мужик" - имхо, не лучший способ решения проблемы.
По-моему, смысл национализма в том, что русские должны сами быть хозяевами своей судьбы. В том числе - сами решать, как должна выглядеть и называться их среда обитания.
Кстати, много ли сейчас вообще осталось этих пресловутых улиц Урицкого? Или это очередной жупел типа "улицы Кадырова", которой, как выяснилось, просто нет?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dedushka@lj
2005-08-29 00:14 (ссылка)
Вот именно: женщину изнасиловали и заставили носить имя насильника-урицкого.

Вы на полном серьезе верите в демократию? Гм.

Много. Вы ведь читали про станцию метро "Войковская". Почему должно беспокоить имя Паввница на доске в последнем ряду, а имя этого палача нет? Каков масштаб и есть ли он у Вас.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nataly_hill@lj
2005-08-29 02:51 (ссылка)
>Вот именно: женщину изнасиловали и заставили носить имя насильника-урицкого.

И Вы предлагаете для решения этой проблемы изнасиловать ее еще раз.

>Вы на полном серьезе верите в демократию? Гм.

Я ни во что не "верю". Но да, когда речь идет о русской нации - я "демократка". Потому что не считаю русских быдлом, способным только тупо подчиняться указаниям начальства.
Собственно, этим и отличается национализм от множества разных других идеологий. Власть распоряжаться жизнью нации принадлежит нации, а не "варягам" - кто бы они ни были и как бы благи ни были их намерения.

> Почему должно беспокоить имя Паввница на доске в последнем ряду, а имя этого палача нет? Каков масштаб и есть ли он у Вас.

Об этом прекрасно написал [info]holmogor@lj, мне добавить нечего. Есть разница между войной гражданской и войной Отечественной.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ye_scavenger@lj
2005-08-29 04:44 (ссылка)
в Ярославле есть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]masska@lj
2005-08-28 03:45 (ссылка)
По поводу возвращения исторических названий не соглашусь. Кто людей спрашивал, когда прекрасные имена старинных московских улиц заменяли на что-то безликое общесоветское? С метро, конечно, дело сделали по принципу "хотели как лучше, а получилось..." - следовало отпечатать схемы с дублированными названиями, а уж потом переименовывать. А для новых районов Ваше предложение очень разумно. Я бы еще добавила деятелей искусства и локальную историческую географию.

(Ответить)


[info]dreimora@lj
2005-08-28 08:19 (ссылка)
Метро "Измайловский парк" совершенно напрасно переименовали в Партизанскую.
Совершенно выбивается из названий ветки, да и старое название хоть какой-то смысл имело (хотя от Измайловской до Измайловского парка ближе - метров на несколько:) - но все же)

(Ответить)


[info]tighphanguir@lj
2005-08-28 10:37 (ссылка)
Ну вот местные власти в Воронеже решили проблему возврата названий оригинально: можно пользоваться и "новым-старым", и "советскими". Так что есть улицы типа Большая Дворянская (с скобках проспет Революции), Воскресенская (в скобках Орджоникидзе) и Вознесенская (в скобках Освобождения Труда). И вот наблюдение: таблички-то висят на оба варианта, а говорят всё равно "по-советски". И улица Урицкого никого не напряшает -- при "благословенном царизме" там ничего не было, и во что переименовывать, не ясно ;-)

(Ответить)


[info]ulvunge@lj
2005-08-29 05:05 (ссылка)
Почти соседи получаемся - в Давыдково живу :)
Согласна, что массовые переименования дают изрядный компот в головах у населения. Хотя меня эта волна не зацепила - основная масса пришлась на время, когда я по городу в силу возраста никуда не ездила, и "активный" период пришелся уже на утвердившиеся новые названия. Единственное что - Новый Арбат называла и называю Калинкой (от Калининского проспекта), хотя тоже уже почти переучилась.

(Ответить)