Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет nataly_hill ([info]nataly_hill)
@ 2008-03-23 23:44:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Избыток или недостаток
Активная деятельность - политическая, общественная или какая-либо иная - может вызываться либо избытком сил, либо их недостатком.
Есть и третий случай: когда это у человека основное занятие, "ремесло". Но меня интересуют такие точки приложения сил, которые в нынешних условиях предполагают риск, неопределенность, много геморроя и весьма сомнительную прибыль - и, следовательно, являются не ремеслом, а делом доброй воли, "увлечением".
Так вот, такое "увлечение" может происходить от избытка сил. Как плотиновская Плерома не может удержаться в самой себе и порождает все сущее, как вино в переполненном сосуде начинает выплескиваться через край - так и человеку, достигшему определенного уровня, становится тесно в рамках собственного "я". Он накопил достаточно сил и средств: теперь он хочет пустить накопленное в дело, приложить свою силу к окружающему миру - и, быть может, испытать ее в рискованной игре с сильными противниками. В этом нет "самопожертвования" или "исполнения долга" - это естественное стремление, почти инстинкт.
Такой подход рождает победу.
Но одни и те же идеи могут воодушевлять и сильного - от избытка силы, и слабого - от ее недостатка. Вино не только выплескивается из переполненной амфоры, но и вытекает из треснувшей. Человек "с трещиной" - с мутным хаосом в душе, раб своих комплексов и бессознательных стремлений, неспособный навести порядок в самом себе и в собственной жизни - тоже рвется переворачивать мир. Только мотивации у него другие: он стремится найти хоть какую-то причину для самоуважения, морально оправдать свое существование, обрести в новых идеях "стержень" или "панцирь" взамен собственного скелета, которого ему по жизни не хватает - или просто бежит от самого себя.
Такой подход рождает поражение.
О качестве самих идей это ничего не говорит: как к самому достойному человеку можно испытывать уродливую невротическую привязанность, так и за самую верную идею можно судорожно цепляться в попытке бегства от себя. По риторике тоже сложно что-то определить. Во всяком случае, сам "треснувший" своей "трещины" не видит никогда - даже если она зияет у него прямо поперек физиономии, пугая прохожих и собак. Он считает себя "человеком с убеждениями", последним героем, борцом за правое дело, и до последней капли виртуальных чернил бьется с теми, кто посмеет в нем усомниться...
И знаете что? Правильно делает.
Это, может быть, единственный его шанс.
Пока Дон Кихот сидит в четырех стенах, обложившись со всех сторон многотомными рыцарскими романами - шансов у него нет. Но когда он напяливает на голову медный тазик и выезжает на большую дорогу - появляется надежда. Отправившись "спасать мир", он вступает с этим миром в какое-то взаимодействие. Он начинает общаться (пусть очень неадекватно) с реальными людьми; перед ним встают реальные проблемы, требующие реальных решений. Он начинает... нет, еще не латать трещины - но кое-как, через пень-колоду, собирать материал, который может пригодиться для ремонта.
Не факт, что это поможет. Совсем не факт. Он может до конца жизни сражаться с ветряными мельницами (благо в арсенале "людей с трещинами" имеется множество риторических ходов на тему "единственно достойная борьба - это борьба заведомо безнадежная"). Может попасть в беду, стать калекой, даже погибнуть. Но есть вероятность, что однажды произойдет прорыв: какая-то встреча, какое-то неожиданное впечатление или, быть может, просто крепкий удар по голове "пробьет" броню его самообмана - и запустит процесс обретения силы.

И здесь мы сталкиваемся с парадоксом. Чем сильнее становится такой человек - тем более он "сворачивается", углубляется в себя и замыкается на себе. Я видела это уже на нескольких примерах: первая реакция человека, внезапно "покрутевшего" - не бежать спасать мир, а все бросить и заняться собой. Он обращает взгляд на себя, он, собственно говоря, впервые себя видит - приходит от этого зрелища в естественный ужас и кидается латать свои трещины. Внешняя деятельность, быть может, прекращается для него вовсе, или сохраняется лишь настолько, насколько требуют этого уже взятые на себя обязательства или социальные инстинкты. Если же он продолжает свое дело - то, возможно, для других "идейных" становится странен и даже подозрителен: он мечется из стороны в сторону, он подвергает сомнению "то, в чем сомневаться нельзя", он резко, с гневом и отвращением отвергает то, чему еще вчера вместе с ними подчинялся; он говорит странные вещи - то наивные и ребяческие, то непонятные; он делает странное и желает странного. Ему больше не нужно "быть хорошим" - ему нужно быть настоящим. Он больше не хочет "бороться за правое дело" - он хочет побеждать, причем в своих, а не в чужих битвах. Он не боится потерять репутацию, упасть в чьих-то глазах, даже "навредить делу" (чего стоит дело, которому может повредить правда?) - он боится только одного: снова свалиться вниз.

Сколько времени пройдет, прежде чем его кувшин наполнится до краев?
Известные мне примеры не слишком утешительны. Это может не произойти никогда - и очень часто так и случается. (Тогда о человеке говорят, что он "стал обывателем".) Это может произойти через пятнадцать-двадцать лет - и благо, если такой человек начал аккумулировать силу в юности: тогда к своему "краю" он подойдет бодрым, здоровым и имея в запасе довольно много времени. Но что, если он начал, например, лет в сорок? Что, если сроки поджимают, и такого запаса времени просто нет?


(Добавить комментарий)


[info]ex_blau_kra@lj
2008-03-23 21:10 (ссылка)
Гм.
Глубоко.
Задумалась.
Пошла размышлять :)

(Ответить)

Пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, во
[info]ex_peacedoo@lj
2008-03-24 00:46 (ссылка)
Я пал к ногам ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: не бойся; я есмь первый и последний.

(Ответить)


[info]olga_the_dark@lj
2008-03-24 01:17 (ссылка)
Про что я у себя и писала - Гугль с его контекстной, ненавязчивой и зачастую полезной рекламой таки рулит...

(Ответить)


[info]chukov_denis@lj
2008-03-24 03:49 (ссылка)
Собственно, про меня...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]potan@lj
2008-03-24 06:04 (ссылка)
Про очень многих...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]iguanodonna@lj
2008-03-24 05:58 (ссылка)
Пример с бедным Дон Кихотом неудачен - его на большую дорогу погнала не жажда деятельности (да и не был он книжным червем и отшельником), а, увы, безумие. И все цели, которые он перед собой ставил - как раз иллюзорные. В чем он, кстати, совершенно недвусмысленно раскаивается, когда его рассудок проясняется перед смертью.

А что касается людей, которые только на пятом десятке открывают для себя прописные истины и традиционные ценности - не думаю, что это такое уж распространенное явление: все-таки у большинства народа лобные доли мозга включаются в юности :) Но жалость они вызывают, это да.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]nataly_hill@lj
2008-03-24 06:35 (ссылка)
>Пример с бедным Дон Кихотом неудачен - его на большую дорогу погнала не жажда деятельности (да и не был он книжным червем и отшельником), а, увы, безумие. И все цели, которые он перед собой ставил - как раз иллюзорные.

Безумие и жажда деятельности, увы, совсем друг другу не противоречат.
Дон Кихот был именно книжным червем, свихнувшимся на почве усиленного чтения (см. первоисточник). Идеалы, почерпнутые им из рыцарских романов, были расплывчатыми и идеалистическими, но ничего особенно безумного в себе не заключали. Что иллюзорного или ненормального в том, чтобы бороться со злодеями, защищать слабых, восстанавливать справедливость? Другой вопрос - как именно он себе представлял эти идеалы и, главное, пути их осуществления.

>А что касается людей, которые только на пятом десятке открывают для себя прописные истины и традиционные ценности - не думаю, что это такое уж распространенное явление: все-таки у большинства народа лобные доли мозга включаются в юности :) Но жалость они вызывают, это да.

Вы очень часто повторяете эту мысль. Кажется, для вас это что-то личное.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iguanodonna@lj
2008-03-24 17:32 (ссылка)
Первоисточник я читала как раз недавно :) Алонсо Кихано рыцарскими романами увлекся уже в зрелом возрасте, а до этого был вполне заурядным небогатым дворянином. Каким, повторю, и помер. Да, очень трогательный персонаж - особенно с современной точки зрения, очень милый - но, увы и ах, совершенно сумасшедший. Да и не за мировую справедливость он ратовал, а приключений и славы искал.

И о мысли - да, мне действительно интересно, что же мешает людям взрослеть и заставляет так упорно цепляться за подростковую модель поведения - не в смысле кататься после работы на роликах, это как раз здорово, а страдать мировой скорбью в духе незабвенного и любимого Холдена Колфилда :)


(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_blau_kra@lj
2008-03-24 07:54 (ссылка)
Подумала.
Все-таки общественная деятельность вызывается и не недостатком силы, и не избытком. Она может с тем и другим сочетаться, конечно.
Но она сама по себе. Люди с избытком силы вовсе не начинают ею заниматься тогда, когда построят дом, купят машину и достигнут поста зам. директора компании. Они строят тогда второй дом, покупают машину круче и добиваются поста директора.
А с недостатком - занимаются просто потому, что иначе себе жизни не представляют.
Просто есть люди, чувствующие себя в ответе за то, что происходит в мире - а есть те, которым это пофигу.
Но вот избыток-недостаток силы, он, конечно, тут важен.
Потому что еще есть такой момент, как "общественный деятель", все силы которого уходят на пиздеж. То есть он не может "отдавать себя", ему нечего отдавать - а деятельностью он занимается в качестве хобби, ему это интересно, попросту попиздеть, в самом крайнем случае - сходить куда-нибудь на массовое мероприятие. Но ничего не делать.
А когда силы появляются - собственно пиздеж прекращается и появляется желание отдавать эти силы для избранного дела, то есть заниматься уже практической деятельностью. Причем желательно эффективно. А слова перестают быть такими важными. ВОт примерно так...

P.S. Читаю тут книгу Стивена Кови про успех... интересно. В частности, там любопытная мысль как раз о соотношении продукт/источник продукта; то есть источник - это, к примеру, наше тело (или отношения с кем-то, или бытовая техника или еще что-то), и если не уделять ему минимум столько же внимания, как непосредственно продукту - продукта тоже не будет.

(Ответить)


[info]nekto333@lj
2008-03-26 07:18 (ссылка)
Проще говоря: в политику идут или состоявшиеся люди или вечные подроски. Очень точное наблюдение.

(Ответить)