Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет nataly_hill ([info]nataly_hill)
@ 2008-05-16 18:07:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Сверхъестественное в литературе и в жизни
В любимом мною жанре horror, как теперь понимаю, много существенных неточностей и пробелов. В частности, самая концепция "сверхъестественного ужаса" там обычно понимается превратно.
"Сверхъестественный ужас" в книгах и фильмах выглядит так: живут-живут люди, ничего плохого не думают - и вдруг из темного угла вылезает какая-нибудь Жопа с Зубами и начинает их по очереди жрать. Пожираемый, натурально, отбивается и орет дурным голосом. Начинается общий кипеж и паника. Персонажи делают круглые глаза и восклицают: "Как?! Не может быть! Ведь наука доказала, что Жопы с Зубами не существует!" И т.д.
Считается, что это очень страшно.

Если бы я теперь снимала фильм ужасов - я бы построила его совсем иначе.
Предположим, живут обычные люди. Обычная семья, обычный школьный класс, обычный тихий городок - как всегда бывает в этом жанре.
А рядом с ними живут Зубастые Жопы.
Не по углам прячутся - сидят с нами за одним столом, спят в наших постелях, приправляют нам еду своей эктоплазмой (или какие там у них продукты жизнедеятельности). Потихоньку нами питаются - откусывают разные части, иногда довольно значительные. Откладывают в нас свою икру - а потом, наевшись нашего мяса, их детишки прогрызают сквозь нас дорогу к жизни.
У них какая-то своя сложная жизнь, какие-то игры и разборки друг с другом, в которых они иногда используют нас - как правило, в качестве пешек.
А что же мы?
А мы живем себе и живем. Укусов стараемся не замечать. Серьезные раны кое-как обрабатываем и перевязываем. Заеденных насмерть - хороним и объясняем их смерть естественными причинами.
Мы их попросту не видим. Точнее, не замечаем. А еще точнее: едва в нашем поле зрения мелькает что-то непонятное, "не укладывающееся в рамки", или просто неприятное и "проблемное" - сразу вспоминаем, что нам жизненно необходимо именно сейчас посмотреть в другую сторону и подумать о чем-нибудь другом.
Впрочем, есть люди, которые хотя бы пару раз в жизни их видели. Таких даже довольно много. Некоторые не только видели, но даже с ними разговаривали. Это очень сильные впечатления. Но они стараются об этом не распространяться, потому что опасаются, что их сочтут сумасшедшими или просто засмеют; да и вообще - это как-то "слишком интимно".
А возможно (хотя это неподтвержденная гипотеза), есть люди, которые видят этих существ так же ясно и отчетливо, как нас, и без труда находят с ними общий язык. Но их мало, и они тоже молчат - уже совсем по другим причинам.

Вот это действительно страшно. Страшно быть внутри этой системы и не замечать этого; воображать себя "свободным и самостоятельным", оставаясь марионеткой, которую дергают за ниточки. Принимать обрывки чужих разговоров - за собственные мысли; чужие интенции, не от тебя исходящие, не на твое направленные и, вообще говоря, не имеющие к тебе никакого отношения - за самую суть собственной личности. И безропотно позволять себя жрать.

Впрочем, тот, кто там, внутри - ничего этого не видит и не понимает, а потому ничего и не боится.
А тот, кто начинает смотреть и видеть - ему тоже не страшно.
Это неприятно. Это тяжело. Местами - очень больно. Это... поражает. От этого реально сносит крышу - и, наверное, может унести совсем.
Но, когда смотришь и видишь - это уже не страшно.


(Добавить комментарий)


[info]todesser@lj
2008-05-16 11:58 (ссылка)
Нечто подобное уже написано (http://lib.ru/RUFANT/GANSOWSKIJ/dg.txt) и снято.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]valery_medved@lj
2008-05-16 12:24 (ссылка)
>>и снято.

да, близко к "They live (http://www.imdb.com/title/tt0096256/)" Карпентера

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]todesser@lj
2008-05-16 12:26 (ссылка)
Еще очень распространен сюжет, когда пришельцы вселяются в людей.
Самый лучший из них, на мой вкус - это советский Посредник (http://posrednik-eva.narod.ru/). Фильм невероятно мрачный, Карпентер отдыхает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]valery_medved@lj
2008-05-16 13:09 (ссылка)
это точно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]andrzejn@lj
2008-05-20 04:15 (ссылка)
Первоисточник (http://www.fictionbook.ru/ru/author/mirer_aleksandr_isaakovich/dom_skitalcev/) лучше экранизации.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]todesser@lj
2008-05-20 04:55 (ссылка)
Первоисточник - детская книжка.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_dashka108@lj
2008-05-16 12:27 (ссылка)
Конечно, снято. Нам это каждый день показывают по телевизору.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]foxy_lj@lj
2008-05-16 12:33 (ссылка)
Неужели "День гнева" сняли? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]todesser@lj
2008-05-16 12:35 (ссылка)
Еще в СССР.
Но экранизация так себе, кстати. Не провал, но ничего выдающегося.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]foxy_lj@lj
2008-05-16 21:31 (ссылка)
Спасибо за инфу, - разыскала запись, будем смотреть :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lordakryl@lj
2008-05-16 12:04 (ссылка)
"I see fnords"

(Ответить)


[info]nordsturm@lj
2008-05-16 12:08 (ссылка)
"Страшно быть внутри этой системы и не замечать этого; воображать себя "свободным и самостоятельным", оставаясь марионеткой, которую дергают за ниточки." - а ещё страшнее когда система распознает "видящих",как потенциальную или реальную угрозу и отправляет "агентов Смитов(c)" их прихлопнуть поскорее.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]nemmerl@lj
2008-05-17 09:28 (ссылка)
Это не требуется.

Достаточно лишить "видящих" возможности создавать сопротивление из других членов социума, выставив их посмешищем или чем-то "диктаторским" или "старомодным".

Что и происходит.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]karamergen@lj
2008-05-16 12:08 (ссылка)
Решпект.

(Ответить)


[info]lazyreader@lj
2008-05-16 12:16 (ссылка)
http://en.wikipedia.org/wiki/They_Live

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]lazyreader@lj
2008-05-16 12:32 (ссылка)
Кстати, на youtube много фрагментов.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]macron_1@lj
2008-05-16 12:21 (ссылка)
Стивен Кинг - 'Перекурщики' (http://lib.ru/KING/r_king-20.txt). Рекомендую.

(Ответить)


[info]olgayusupova@lj
2008-05-16 12:31 (ссылка)
А как же тогда можно объяснить поведение тех, кто, увидев, все же пытается что-то рассказать тем, кто не видит, пытается спасти хотя бы какую-то их часть? Вы о них не упомянули. Почему бы им, вместо этого, возможно, совершенно безнадежного противостояния, не присоединиться к тем из видящих, кто научился жить тихо? Что их толкает - жалость, совесть, вера в людей? Или они отрабатывают себе право на эту тихую жизнь?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]nataly_hill@lj
2008-05-16 13:03 (ссылка)
Тут такой момент... "рассказывать" о таких вещах бессмысленно.
И не потому, что не поверят. Многие, может быть, и поверят - но не увидят, не почувствуют, не соотнесут по-настоящему с собой. Появится еще десяток чокнутых "эзотериков", которые обвешиваются амулетами и ловят духов у себя под кроватью, без видимых результатов. И больше ничего.
Лучше, наверное, действовать по-другому. Не грузить народ невнятной эзотерикой - а давать техники и методы, вполне "посюсторонние", просто повышающие личностный уровень. Вместе с повышением уровня, с увеличением сознательности и контроля над своей жизнью - улучшается и "зрение". И вполне возможно, что в какой-то момент человек все увидит сам. Или, даже если не увидит - все равно станет сильнее и получит какой-то контроль над этими... явлениями.
Дело в том, что это ведь не совсем противостояние. Они едят тех, кто позволяет себя есть. И это ненормальная ситуация, болезненная, как мне кажется, не только для нас, но и для них (здесь я сужу по своему опыту, возможно, это верно не для всех). Во всяком случае, с человеком, который жестко не позволяет себя жрать, они начинают обходиться уже совсем иначе. Избавиться от них мы вряд ли можем - но можем установить с ними какие-то иные отношения.
Но это каждый может сделать только сам для себя, на своем личном уровне. Другой (причем тут нужен очень близкий человек, буквально лучший друг) может что-то заметить, подсказать, пояснить - но не более того.
Может быть, возможны такие преобразования в большем масштабе. Должны быть возможны. Но как это сделать - я пока совершенно не понимаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olgayusupova@lj
2008-05-16 14:24 (ссылка)
То есть им не радостно питаться рохлями, а хочется добывать свой хлеб в "честном бою"? Это вызывает подозрение, что и они могут начать выращивать себе противников, также как и видящие - союзников. Это в порядке шутки.

И еще о позволении себя есть и о противостоянии. Раз позволяют, значит что-то получают взамен, что-то, что вызывает торможение видения. Что это по-вашему? Что те, кто позволяет себя есть, получают взамен? И ради чего тогда весь этот личностный рост - чтобы вступить в новую, еще более жестокую войну (это в порядке провокации)? Я хочу сказать, что противостояние ведь не сколько с теми самыми едоками, сколько с теми же самыми видящими, только, если можно так выразиться, ставшими на сторону едоков. И самое сложное - найти аргументы, которые можно было бы противопоставить этаким предателям из "Матрицы", которые тоже ведь личностно доросли до видения, а значит и на изобретение действующих техник и методов тоже вполне способны.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zanuda2@lj
2008-05-16 17:00 (ссылка)
"Едет тех, кто позволяет себя есть" - вот золотые слова. Что делать? Давно известно - не голосовать за них, не иметь с ними дела, не вести бизнес - лучше менее выгодно, но со своими. Если ты на госслужбе - сопротивляйся и саботируй, но но не твори зло - лучше потерять место. И, главное - объединяться и помогать друг другу, даже в ущерб своим материальным интересам. Поддерживать своих, а не их.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nemmerl@lj
2008-05-17 09:26 (ссылка)
А это не духи.

Они выглядят как люди, из плоти и крови, при личной встрече - солидные, обаятельные граждане. Они просто не лезут на публику, предпочитая тайную, но куда как более эффективную власть.

Самый лучший раб - тот, кто считает себя "свободной и независимой личностью" и всеми силами борется против "навязывания ему какого-то другого мировоззрения", с удовольствием и радостно слепо следуя предначертанным ему через "приличия" и "мнения" неявным правилам.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]foxy_lj@lj
2008-05-16 12:36 (ссылка)
А мне это напоминает "Фантазм"...

(Ответить)


[info]ex_udod99914@lj
2008-05-16 14:52 (ссылка)
Надо же, я примерно так же понимаю ужас. А не то, что в литературе им считается, там всё в основном сводится к тому, что "нечто" убивает людей. Но ведь смерть - не самое страшное. Есть вещи пострашнее, чем смерть.

(Ответить)


[info]olegvm@lj
2008-05-16 19:05 (ссылка)
Есть такая книга Барбары О`Брайен "Операторы и вещи". Автор оказывается в мире операторов, которые живут рядом с людьми и рассматривают людей как свои вещи.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]vladimir_kiev@lj
2008-05-17 02:34 (ссылка)
О`Брайен описывает свой опыт шизофрении и внезапного выздоровления от нее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_xenia_n_@lj
2008-05-17 08:50 (ссылка)
Вы хотите сказать, что пример данной книги по отношению к метафоре Nataly в данном случае неуместен?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vladimir_kiev@lj
2008-05-17 17:14 (ссылка)
эту книгу интересно почитать исключительно для того, чтобы понять как шизофрения может выглядеть изнутри. никаких конкретных выводов для собственной жизни из нее сделать нельзя.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]apolitician@lj
2008-05-17 03:22 (ссылка)
"""
- Все это я знаю, потому что они сами мне рассказывали, - говорил
Рикс. - Они ничего не скрывали, наоборот, были счастливы нас помучить. И
ни о каком возмущении не могло быть речи! С самого детства, еще до
пробуждения сознания, нас гипнотизировали, воспитывали, внушали нам, что
хотели. Позднее время от времени какой-нибудь р'хнэхр смеха ради открывал
нам истину. Мы страдали день, другой, а потом он приказывал нам забыть.
Все остальное время мы жили в твердой уверенности, что мы господа, а они -
наши слуги. Это их забавляло. Поскольку, несмотря на всю их смышленость,
они плохие ученые, люди стали их физиками, их инженерами, их
натуралистами. Те, у кого есть способности. Остальные - рабы р'хнехров, к
тому же фанатически преданные своим господам, хотя эта преданность и
внушенная, не добровольная. И всегда приказ: если попал в руки чужаков,
забудь, что мы существуем, - на Тельбире живете только вы, земляне! А для
самых слабых и наименее способных из нас еще более страшная участь-участь
убойного скота: они нас едят!
"""
(http://www.lib.ru/INOFANT/KARSAK/escape.txt)

(Ответить)


[info]nordik_dragon@lj
2008-05-17 06:56 (ссылка)
А мне вспомнился фильм "Общество" - о юноше, который видит странные вещи в своей семье и постепенно выясняет, что вся социальная верхушка общества - инопланетяне. Которые таки да, едят людей.

(Ответить)

Это не фильм ужасов, это наша реальность
[info]nemmerl@lj
2008-05-17 09:22 (ссылка)
А это не фильм ужасов, это наша реальность.

99% населения планеты так и живут: "воображают себя "свободными и самостоятельными", оставаясь марионетками, которых дергают за ниточки, принимают обрывки чужих разговоров за собственные мысли, за самую суть собственной личности".

Разве что их не особо жрут: "зубастых жоп" не так много, и "кусочков тел" им для питания нужно небольшое количество.
Значительно важнее власть...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Это не фильм ужасов, это наша реальность
[info]nataly_hill@lj
2008-05-17 13:02 (ссылка)
>А это не фильм ужасов, это наша реальность.

Я в курсе.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gorrah@lj
2008-05-17 16:19 (ссылка)
Да, я тоже иногда раздумываю над сюжетами фильмов ужасов. Абсолютное большинство из тех, что я видел, фильмами именно ужасов назвать сложно, там скорей борьба на выживание с чем-то кусачим ("Чужой") или же авторы пугают всякими полуразложившими резко выпрыгивающими зомбами - т.е. не столько гнетущий потусторонний страх (который у меня и ассоциируется с настоящим фильмом ужасов), сколько чисто рефлекторный испуг и отвращение. И вот из двух пришедших мне в голову идей одна практически в точности совпадает с вашей, правда не обязательно именно в такой реализации. Просто "ужас рядом с нами". Не в подвале, не на старом кладбище, а в повседневности, только почти никто его не видит. Еще интересней, если имеется более двух сторон, т.е. сначала обычная повседневность, пото оказывается что в этой повседневности повсюду эти самые ЗЖ, а потом реальность поворачивается и вовсе третьей стороной, и оказывается, к примеру, что люди сами по себе куда худшие ЗЖ. :) Вторая идея заключалась в попытке играть на инстинктивных страхах: смерти, одиночества и т.д., польщуясь в основном символикой и играми с реальностью, а не самоходными трупами.

(Ответить)


[info]xlad17@lj
2008-05-23 13:00 (ссылка)

Не по углам прячутся - сидят с нами за одним столом, спят в наших постелях, приправляют нам еду своей эктоплазмой (или какие там у них продукты жизнедеятельности). Потихоньку нами питаются - откусывают разные части, иногда довольно значительные. Откладывают в нас свою икру - а потом, наевшись нашего мяса, их детишки прогрызают сквозь нас дорогу к жизни.
Такие ситуации тоже встречаются в книгах.Первое, что приходит на ум- роман Э.Рассела "Зловещий барьер".Собственно, значительная часть творчества Рассела содержит такой сюжет.
Но во всех таких книгах видящих З.Ж. эти З.Ж. пытаются быстро извести.;-)

(Ответить)