Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет nataly_hill ([info]nataly_hill)
@ 2008-06-18 00:55:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Рациональное мышление как магическая практика
Возможно, рациональное мышление возникло как магическая практика - своего рода ритуал, отгоняющий злых духов.
Каких? Да тех, которые "вкладывают в сердца людей погибельные мысли".
(Подробнее об этом - здесь: http://nataly-hill.livejournal.com/755875.html#cutid1)
Эти "гибельные мысли" очень часто выглядят как формулы. "Злой дух" как бы гипнотизирует нас каким-то словом или несколькими словами - очень многозначительными и страшными. Например, после ссоры с другом: "Он меня предал!" Или после какого-то неприятного происшествия: "Я опозорен! Моя репутация погибла!" И т.д. Словом, именно то, что для нас страшно и вызывает наиболее болезненную реакцию - начинает крутиться в голове, как магнитофонная лента. Пытаешься думать о чем-нибудь другом - не получается, снова и снова возвращаешься к этому. Пытаешься убедить себя, что все не так страшно - в голове всплывает: "Но нет, как же! Ведь я опозорился!" И человека, загипнотизированного этим бегающим по кругу страшным словом, обычная бытовая неприятность может привести к самым гибельным решениям и самому печальному финалу.
Рациональное мышление разрывает этот круг.
"Хорошо, - говоришь ты себе. - Допустим, я "опозорился". Что значит это слово? Оно означает, очевидно, что мнение каких-то людей обо мне сильно ухудшилось. Ладно, разберемся. О каких конкретно людях идет речь? Что они думали обо мне до сих пор - и что начали думать сейчас? Насколько это для меня существенно? Верно ли, что эта ситуация необратима? Как она может повлиять на мою дальнейшую жизнь?"
Ты задаешь себе эти вопросы, вдумчиво, аккуратно и сосредоточенно, как будто ритуал совершаешь. И злые чары рассеиваются с удивительной быстротой: огромная, страшная, неразрешимая проблема, заслоняющая тебе солнце и требующая, как минимум, убийства или самоубийства - рушится и распадается на проблемки мелкие, житейские, вполне разрешимые. А то и просто рассыпается в пыль.


(Добавить комментарий)


[info]mashenka_sench@lj
2008-06-17 20:27 (ссылка)
Когда крыша едет - очень помогает. :)

(Ответить)


[info]potan@lj
2008-06-18 04:11 (ссылка)
В НЛП (в оригинальное его версии) это есть.

(Ответить)


[info]__out@lj
2008-06-18 05:28 (ссылка)
Рациональный дискурс построен на отделении себя от объекта. И, скорее всего, ему прешествовало само состояние психологической выделенности из мира, допустившего возможность такого взгляда. Скажем, среднему человеку европейской культуры покажутся странными слова о единстве внутреннего мира и внешних обстоятельств или идея общения с духами - именно потому, что он не располагает состояниями, которые являются субстратом такого взгляда на вещи.

Иными словами, переход к рациональной мысли вряд ли был сознательным. Просто однажды он произошёл - вероятно так же, как однажды ребёнок обнаруживает у себя возможность иметь собственный взгляд на вещи.

Вместе с тем, отделение действительно может быть использовано как начальная посылка для самоанализа. Правда, без соответствующего нерационального сопровождения вряд ли это эффективная техника - реальность большинства психологических проблем сравнима с реальностью воткнутой в руку иголки: можно убедить себя в том, что её нет, но пока она не будет извлечена - боль останется.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]qi_tronic@lj
2008-06-18 05:41 (ссылка)
А ведь на самом деле никакого отделения нет.
На некотором уровне мир - своего рода голограмма, где в каждой точке отражается все.

Я не знаю, как произошел этот рациональный переход, но некоторые теперь всю жизнь идут обратно - к осознанию единства.

ЗЫ. К психологическим заморочкам, которые описывает Наталья, это отношения не имеет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]__out@lj
2008-06-18 06:04 (ссылка)
А ведь на самом деле никакого отделения нет

Это зависит от того, как смотреть на вещи. На мой взгляд, никакого отделения нет в одном случае: когда человек воспринимает каждый аспект своего опыта как продолжение своего "я". Например, вот такой простой пример: человек берёт в руку камень и сжимает его. Как он будет переживать этот процесс - как столкновение с качеством камня, или как проявление определённых состояний внутри себя, обусловленных именно личными качествами?

Пример самый простой и банальный. Можно рассмотреть и более сложные - например, тот же тотемизм, или религиозные переживания.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]qi_tronic@lj
2008-06-18 07:34 (ссылка)
Нет никакого камня :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]__out@lj
2008-06-18 07:44 (ссылка)
Для кого-то может и нет :). Но чаще это всего лишь вопрос разговора о вещах, который мало что меняет в реальности.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]qi_tronic@lj
2008-06-18 08:41 (ссылка)
Конечно, вряд ли вы так просто сильно сжимая камень, его сожмете.
Для этого нужен недетский уровень.

Но на более тонкие вещи влиять сознанием вполне реально. А в _живом_ полно тонких механизмов.

Например, стою я в "дереве". Внешне, просто стою, но от этого у меня увеличивается выносливость, сексуальность, и так далее.
А как это работает? Есть определенный мыслеобраз. Я беру энергию Неба и Земли. Я с ними неразрывно связан.

Так что это тоже часть реальности.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]__out@lj
2008-06-18 08:55 (ссылка)
Но на более тонкие вещи влиять сознанием вполне реально. А в _живом_ полно тонких механизмов

Факт. Но я бы сказал, что живое всё. Вопрос восприятия этого - как раз в устранении или неустранении от мира :)

А как это работает? Есть определенный мыслеобраз. Я беру энергию Неба и Земли. Я с ними неразрывно связан.

Хорошая техника. Правда, можно делать всё то же без мыслеобразов. Но это уже вопрос используемых систем, и так далее.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]qi_tronic@lj
2008-06-18 05:35 (ссылка)
Спасибо вам за популяризацию метамодели НЛП в массах :)

(Ответить)


[info]omen_ra@lj
2008-06-18 07:57 (ссылка)
Хороший ход мысли)

(Ответить)


[info]darky_e@lj
2008-06-18 15:16 (ссылка)
Да, это очень верно. По сути, идёт просто программирование себя и, согласно Вашим примерам, просто обречение некоторой части себя на гибель. А вот рациональное мышление позволяет произвести вскрытие ситуации и оценить её с совершенно другой точки. Правда, я сама так не умею. Но у меня есть подруга, прирождённый психолог, которая умеет так строить разговор со мной о моих Вселенских Проблемищах, что я, отвечая на них, невольно начинаю подмечать мелочи, обдумывать...и всё поворачивается другой сторонй :-) Буквально не так давно совершенно фатальная ситуация была разрулена за двадцать минут и из трагедии, от которой хотелось ничком на землю бросаться, превратилась просто в некрасивую, лживую, подленькую комбинацию, за которой не стоит ничего. :-)
И хочу заметить, что это действует и в обратном направлении - можно себя заговорить на что-то хорошее :-) Но тут тоже, я думаю, следует провести данный "ритуал" - не просто слепо хотеть, и всё тут, а обдумать: а нужно ли это тебе? А зачем? Какой опыт ты вынесешь из ситуации, в случае её хорошего или последующего дурного разрешения? Сколько сил ты готов потратить на достижение цели? Какие шаги ты собираешься предпринимать для достижения и по достижению? Думаю, ответы на эти вопросы очень сильно приближают человека к его заветной цели и показывают её правильность :-)

(Ответить)


[info]wiradhe@lj
2008-06-20 07:48 (ссылка)
Собственно, не было никогда "возникновения рацонального мышления" в том смысле, что вот до какого-то момента его не было, а просто мышление и речь уже были. Рациональное мышление- главная разновидность человеческого мышления с самого начала (и, кстати, нетрудно показать, что представления о магии формировались вполне рациональным образом).

(Ответить)