Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет net_livejournal ([info]net_livejournal)
@ 2007-11-14 13:36:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Читаем газеты. Официально.Среднедушевой доход петербуржцев не растет с 2005 года.


Выпуск № 214 от 14.11.2007

"Санкт-Петербургские ведомости" на сегодняшний день являются крупнейшим ежедневным изданием Северо-Западного региона.
Газета неоднократно включалась в перечни наиболее авторитетных и имеющих самый высокий уровень доверия изданий региона.
Нашу газету читают на ведущих предприятиях и органах власти, губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, депутаты ЗАКСа и Государственной Думы, в Администрации Президента РФ.
Сегодня газета имеет статус консервативного, серьезного, качественного общественно-политического издания."
Кстати вестник Правительства Спб,Губернатора Спб, ЗАКСа.....
Среднедушевой доход петербуржцев не растет с 2005 года.




Урезанная пайка
<
lj-cut>
Среднедушевой доход петербуржцев не растет с 2005 года
Александр ВЕРТЯЧИХ

У каждого журналиста есть свой персональный критик – простой читатель, которому небезразлична затронутая корреспондентом тема. Мой персональный критик, Октябрь Васильевич, сделал важное замечание по моей статистической заметке (опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 30.11.07): писать надо не о средней зарплате, а о среднедушевом доходе петербуржцев, его росте или падении. Несмотря на то что статистика – вещь для многих скучная, нас данная тема заинтересовала.


Действительно, что же такое «средняя зарплата» и «денежный доход» горожанина, чем они отличаются? С зарплатой все более-менее ясно: общую сумму по городу делят на общее число работающих – вот вам средняя номинальная зарплата по Петербургу. Скорректируем на рост цен – получим среднюю реальную зарплату.

Но в нашем городе работают не все: одних только пенсионеров два миллиона. Плюс – одинокие матери, живущие на пособие, и прочие виды малоимущего населения. Они зарплату не получают, и анализ реального роста средней зарплаты не отразит положения дел с доходами всего населения. Могут быть и горожане, живущие «нетрудовыми доходами», – например, получая процент от банковских вкладов, дивиденды и прочие вознаграждения, не относящиеся к заработной плате. Вот почему наиболее корректно сопоставить величину среднедушевого дохода за разные годы.

Статистический сборник «Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе – сентябре 2007 г.» дает некоторую информацию на этот счет. Согласно приведенному в ней графику (мы его сегодня публикуем), реальные денежные доходы населения вот уже два с лишним года напоминают линию электрокардиограммы умершего человека: кривая застыла в параллели. То есть доходы не растут! Из графика, естественно, исключены «новогодние пики», когда в декабре доходы резко подскакивают (как-никак, все получают годовые премии и дивиденды), а в январе – резко падают из-за обилия праздников и прочего безделья.

Проверяем в цифрах: гипотеза подтверждается. Прирост реальных доходов среднестатистического петербуржца за 2006 год составил 0,3%, за первое полугодие 2007 года – 7,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но в 2006 году первое полугодие тоже внушало оптимизм, картина была испорчена в октябре – декабре. Посмотрим, что нам преподнесет текущая осень.

В Ленинградской области, кстати, показатели получше: прирост реальных денежных доходов населения за 2006 год составил 27,7%. Абсолютную же величину доходов авторы сборника скромно умалчивают, но об этом – чуть позже.

Помимо доходов есть в статистическом сборнике также не менее интересные сведения о расходах населения. Судя по структуре наших трат, мы проедаем все, что получаем, при этом оставляем в магазинах больше, чем можем позволить. Ближе к цифрам: в январе – августе 2007 года доля расходов на покупку товаров и услуг колебалась в пределах 72 – 95% от доходов; максимальная доля сбережений в структуре расходов – 16% – наблюдалась в феврале, а в июле и вовсе снизилась до 5%. Что это значит? На еду, одежду и коммунальные платежи мы тратим почти все, что зарабатываем. Даже на исконно русскую кубышку «на черный день» средств не хватает, не говоря уже о покупке жилья, «заначке» на путевку к морю и все прочее.

Но и это еще не все. Судя по официальным данным, петербуржцы в целом тратят больше, чем зарабатывают: превышение расходов над доходами в 2007 году доходило до 27%, при этом ни разу – ни в январе, ни в мае, ни в августе – доходы не были выше расходов. В прошлом году ситуация была несколько иной: расходы превышали доходы в лучшем случае на 6%, а в отдельные месяцы и вовсе был профицит.

Значит ли это, что мы все вместе разбили свиньи-копилки или набрали слишком много кредитов, – у статистики нет ответа на этот вопрос. В любом случае вывод напрашивается сам: почти все, что мы зарабатываем, мы «проедаем», а если денег не хватает – идем в банк за кредитами. Впрочем, это уже совсем другая история.

Но вернемся к доходам. Возможная причина замалчивания абсолютной величины среднедушевого денежного дохода петербуржцев в том, что реальный показатель не столь впечатляет, как того хотят чиновники. И уж точно не увязывается он с «плановым приростом» российской экономики на уровне 20% в год. В прошлом году Заксобрание Петербурга решило поднять настроение горожан, пообещав рост среднедушевого дохода в 2008 году до 17 тыс. рублей. Столь радужные показатели были зафиксированы в программе социально-экономического развития города. Но и здесь не обошлось без интриги: изначально в проекте программы фигурировали менее впечатляющие показатели (возможно, более близкие к реальности) – так, среднедушевой доход планировалось увеличить лишь до 14,6 тыс. рублей.

Что касается реального денежного дохода петербуржцев в 2007 году, то он, по прогнозам аналитиков, не достигнет и 12 тыс. рублей в месяц. Любопытно, что в 2005 году среднедушевые доходы петербуржцев составили 11,4 тыс. рублей в месяц. И как тут не вспомнить «кардиограмму трупа»?

Возможно, все дело не в статистических данных, а в словах. Многие считают, что если называть явления как-то иначе, то и картина изменится (вроде «энергетическая сверхдержава» вместо «сырьевого придатка»). Так и я предлагаю использовать вместо русского слова «зарплата» финский аналог – «пайка» (paikka). И вот ведь какая метафора напрашивается: пайка может быть чуть больше, а может – чуть меньше. Но в любом случае пайка останется пайкой: получил – и съел.

Александр ВЕРТЯЧИХ

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10245940@SV_Articles