Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет news_llr_ru ([info]news_llr_ru)
@ 2006-02-20 16:41:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
К свету и ветру лицом...
С годами Андреич начал носить очки, изрядно - нипочем не скроешь - полысел. Погрузнел фигурой. Если еще учесть флегматическую неторопливость, - рафинированный интеллигент. Но внешность обманчива.

«Ты, Саш, быстро ходишь!»

«Быстро ходишь!» - говаривали Саше Воробьёву приотстававшие спутники по дальним переходам в экспедициях на Тянь-Шане, на южных склонах Станового хребта в Якутии. А что ему резвым не быть - рослый, в молодые годы худощавый, не привыкший к табаку, тренированный по горам, по снегу, по колючим ёрникам, по сыпучим курумникам - шагай себе да шагай.

После первого курса Томского топографического техникума восемнадцатилетний парень ушёл в первое дальнее странствие - в Киргизию. Там сразу всего досталось - задыхаться от жары на каменистых откосах, мёрзнуть на тяньшанских вершинах и слепнуть от снежного сияния, впроголодь сидеть в палатке и на ходу дрессировать лошадей на альпинистские трюки. Это была всем практикам практика. Военные сборы через пару лет оказались молодым геодезистам не в такую уж большую тягость. После них Александр Воробьёв целеустремлённо взялся за осуществление давней мечты - пойти тропами людей, любовь к которым загорелась ещё в детстве, когда Саша зачитывался книгами геодезиста-писателя Григория Федосеева. Одним из центральных героев этих книг стал эвенк-проводник Улукиткан.

«Я не знал лично Федосеева, не знал Улукиткана, но эти люди на всю жизнь остались моими близкими знакомыми, моими жизненными ориентирами», - напишет десятилетия спустя Воробьёв в одной из своих книг, где повествуется о драматических сборах в заветную экспедицию. «В апреле похоронили отца... Оборвалась его трудная, тяжёлая жизнь на рабочем месте, на путевой стрелке, глубокой ночью. Протяжно и грустно гудели паровозы при выносе тела из избы, построенной его руками. Четыре сына несли его на руках до самого станционного кладбища. Склоняли головы железнодорожники, прощались с человеком, отдавшим свои годы здесь, на станции...» А тут - Ольга в положении, первенца ждут...

Но его манят тяжесть рюкзака и пронизывающие ветра на вышке - триангуляционном знаке, торжество по случаю вскрытия последней, тщательно заначенной банки сгущёнки, дрожь в лёгких телогреечках на пятнадцатиградусном морозе и встречи в тайге с вызывающими восхищение людьми. Побывал на вышках, сооружённых Федосеевым, посетил могилу Улукиткана. Тут парни учились накрепко, на века ставить триангуляцию, эти видимые за десятки таёжных километров мачты, которые никакой ураган не собьёт.

Уже укладывая рюкзак перед вылетом домой, Саша получил телеграмму: сын родился!
Попадётся книга Александра Воробьёва «По следам Улукиткана» - начните читать. Не оторвётесь!

Загорались лампочки и звезды

Суровы были эти южные предгорья Станового, Джугджуры, Джугдыры. А после техникума выпали на долю молодого специалиста северные отроги этого же хребта, Алданское нагорье. Аэрогеодезическое предприятие №14, Алданская экспедиция №267.

Двадцатидвухлетний техник-геодезист возглавил строительный участок - ставили в тайге те самые мачты, геодезические знаки разного класса и высоты. Тогда Саша Воробьёв начал постигать азы руководства большими группами людей, работы с коллективами.
Народ в экспедицию приходил, говаривали, ещё тот! Отсидевшие не по первому сроку рецидивисты, люди, именуемые «бичами», не нашедшие себя в жизни, и ещё не испарившиеся энтузиасты-романтики. А работа - ответственная до чрезвычайности: топография с геодезией требуют микронной точности. Участок Воробьёва с первых же месяцев стал занимать первые места в экспедиции.

Мобильность требовалась повышенная. Саша Воробьёв и так-то не привык работать от сих до сих, а тут ещё избрали неосвобождённым секретарём комсомольской организации всей экспедиции. Да ничего, находилось время и стройматериалы, продукты, снаряжение добыть, и вести агитаторскую, учётную, организационную работу. И продолжать вести начатый ещё в техникуме дневник - сейчас по тем материалам написана третья книга - «По алданской тайге».

В работе умел, на подъём лёгок, коммуникабелен, политически подкован - молодого активиста утвердили заведующим орготделом райкома ВЛКСМ. В конце шестидесятых-начале семидесятых посреди множества дутых починов рождались и по-настоящему дельные инициативы. Однажды Александра Воробьёва прямо в штольне на слюдяном руднике Эмельджак догнали первый секретарь райкома Шамиль Гизатулин и спецкор газеты «Молодёжь Якутии» Виктор Журавлёв. Вместе пошли в бригаду Гены Глазкова поговорить о славных традициях комсомола, а вечером прямо в спецовках поднялись на сцену клуба в посёлке Ыллымах и сообщили о своём начинании: не выходим на-гора, пока не загорится звёздочка «Сменное задание перевыполнено». Движение «Зажги свою звезду!» стремительно распространилось по всей республике. Радио каждый вечер сообщало: сегодня факел зажжён в честь коллектива такого-то... Года два назад Александр Андреевич побывал там, зашел к главе районной администрации Сергею Кузнецову: надо бы подправить сооружение. Подправили, надпись на стеле «Наша цель - коммунизм» заменили на «Люби свой город!», проложили дорогу. Теперь туда приезжают фотографироваться молодожёны...

Судьба занесла его в Сангар первым секретарём Кобяйского райкома комсомола. Тогда в статусе Всесоюзной стройки была нефтегазоразведка, но комсомольский лидер для начала заглянул на молодёжную животноводческую ферму в селе Теня - не убрано, стойла грязные, сквозняки, вся работа делается вручную. Сколотил бригаду. Это было в феврале. А в июне первый секретарь райкома ВЛКСМ доложил на пленуме райкома партии: есть комсомольско-молодёжная ферма с механизацией - транспортёром, кормоподачей, навозоудалением, водопоением. И уютным красным уголком.

Дальше - больше. Раз инструктор обкома комсомола Василий Чуйко советовался с Воробьёвым: «Вот бы спартакиаду молодых нефтегазоразведчиков провести не в Ленске, а у вас...»

В тот же день Александр Воробьёв нахально заявил первому секретарю партийного райкома:
- Нас обязывают провести спартакиаду!
- Ты в своём уме? Нужны гаревые дорожки, как их по нашим топям насыпать?
- А давайте их сделаем из досок. А что по деревянным тротуарам ходим?! Лес, пилорама, рабочие руки есть - всё сможем!
Смогли.

На своих же тропах проложи проспекты

В середине семидесятых Воробьёв отдипломировался в университете, поработал некоторое время уполномоченным ЯОСПС. Было два варианта выбора дальнейшего пути: карьерный рост -работа в обкоме и великая стройка. Воробьев поехал на комбинат «Якутуглестрой» - заместителем секретаря парткома.

Приуменьшить сложность и трудность работы, как ни пробуй, не получится. С налёту здесь можно было ошалеть от одного перечня строительных объектов: разрез, обогатительная фабрика автобазы, базы механизации, магазины, школы, больницы. Город и заводы, на которых делали стены этого города. Всё сначала, всё с нуля. Более пятнадцати тысяч человек собралось в «Якутуглестрое». В палатках. Партийным организациям, во главе которых стоял партком с правами райкома, предстояло быстро создать работоспособные, готовые к настоящим прорывам в деле коллективы.
Они их, конечно, создали. И город с могучими производственными предприятиями построили.

В самые тяжёлые, «дефолтные», годы у него вызрело стремление сделать что-то необычное, чем-то своеобразным поделиться. И Воробьёв написал книгу, да не одну. Не углубляясь в литературоведческий анализ, нужно отметить - приметы своего времени отразить автору удалось. Ёмко и ярко. Думалось, человек, столько лет работавший над всяческими протоколами, и напишет так же - сухо, со сплошными канцеляритами. Ничуть не бывало! Богатый, сочный, достаточно образный русский язык. Скоро третью книгу почитаем - «По алданской тайге». Редактор издательства Эльвира Каменщикова собирается привезти первые авторские экземпляры на 60-летие Александра Андреевича - к 22 февраля.

Итоги рано подводить

Дом построить, дерево посадить, сына вырастить - это, говорят, требуется от мужчины. Да! Ещё книги написать! Его самого занесли в Энциклопедию «Лучшие Люди России» . Его - директора Нерюнгринского политехнического колледжа.

Путь в это учебное заведение - ПТУ, потом его же стараниями преобразованное в колледж, - пролегал естественный. Ведь вторая специальность, полученная в ЯГУ, - преподаватель истории. И в историю колледжа его новый руководитель за пять с небольшим лет вписал новые содержательные страницы. Изменение статуса повлекло за собой повышение качества подготовки специалистов. В последнее время больше стали выпускать железнодорожников, энергетиков, на повестке - подземные горные профессии. Созданы современно оснащённые лаборатории, кабинеты, учебно-производственные мастерские, центр информационных технологий, скоро будет открыт «компьютерный клуб», в 28 раз увеличился «небюджетный» приём. Кстати, преподавать сюда охотно идут специалисты самой высокой квалификации.

...Итоги подводить рано. Энергия - она, наверное, неисчерпаема. Есть люди - в сорок лет по духу, по настроениям уже пенсионеры. А Воробьёв под шестьдесят взял и смолотил кандидатскую диссертацию. И мысли о новой книге роятся всё резвее.

Якутия
18.02.2006

Обсудить в форуме