Про память |
[Jul. 27th, 2007|02:47 am] |
1. Немец-филолог Ульрих в своем интернет-опросе просил вспомнить русские пословицы и поговорки со словом "память" (приводя в пример английское "память слона") . Я стал, извините за тавтологию, копаться в своей памяти - и ничего. Со словом "голод" (следующий его вопрос) сразу штук пять вспомнилось, а со словом "память" - пусто. Потом я заглянул в разные сборники русских пословиц - там тоже негусто: "девичья память", "куриная память" и все. Видно, в народном сознании историческая, "слоновья" память не присутствует, раз даже пословицы про нее нет.
2. Философ Александр Секацкий в эссе "Простота и воровство" (которое имеет подзаголовок "Экономика как функция памяти") тоже говорит о том, что "школа памяти, пройденная европейским человечеством" оказалась у нас пропущенной в процессе социализации (и делает из этого вывод, что именно поэтому и экономика в России функционирует известно как, совсем не так, как в Германии или Великобритании). Процитирую немного:
"Речь идет о школе памяти, пройденной европейским человечеством. Обучение в этой школе потребовало многих затрат, кровавой мнемотехники, как замечает Ницше. Послушаем, что говорит философ о той цене, которую пришлось заплатить за устои цивилизации: "Чем хуже обстояло дело с памятью человечества, тем страшнее выглядели всегда его обычаи; суровость карающих законов является, в частности, масштабом того, сколько понадобилось усилий, чтобы одержать верх над забывчивостью и сохранить в памяти этих мимолетных рабов аффекта несколько примитивных требований социального сожительства" ("К генеалогии морали"). Требования действительно нехитрые: помнить обещанное, отдавать долги, доводить начатое до конца, - но именно они образуют фундамент, на котором стоит экономика.
3. А. В. Иванов в историко-фантастическом романе "Сердце Пармы" описывает жестокий старинный обычай пермских язычников: когда народ терпит поражение в войне, то устраивается торг, на котором племя выкупает своих пленников. Те же пленники, которых не выкупили, обязаны по очереди отрубить друг другу головы. Когда кто-то спрашивает, зачем они так делают, то получает ответ, что иногда кого-то некому выкупить, у кого-то семья бедная и не может заплатить за своего пленника, но народ может выкупить своих всегда. "И когда они забывают об этом, то казнят сами себя". Тоже, по сути, обычай "кровавой мнемотехники" в чистом виде. |
|
|