Про Fallout 3 |
[Jan. 3rd, 2011|07:28 pm] |
Про Fallout 3
Я вспоминаю нашу учительницу по русскому языку и литературе Лидию Кирилловну, которая учила нас, что искусство и литература "обогащают нашу жизнь" и "делают ее глубже", что "искусство делает нас лучше, чище, и сильнее". Если насчет последнего я до сих пор сомневаюсь, то насчет первых двух утверждений я, закончивший школу 15 лет назад, теперь полностью доверяюсь мудрости старой женщины. Я задаю себе вопрос - разве не стал я богаче, отыграв Fallout 3? Разве не стало глубже мое понимание? И отвечаю на него - да, стал, да, стало. Как и другие великие игры (спойлер: Diablo, WarCraft, Painkiller), Fallout основан на мифе, выраженном через метафору.
Какой это миф? Ну, это то самое Великое Сказание (пожалуй, его действительно стоит написать с больших букв), которое находит отклик в нашей душе, как находит в ней отклик любая правда и истина. Вот одно из его изложений:
Ситлукх-освободитель и бог с железным лицом. Легенда.
Когда Создатель Мира создавал мир, то зло еще не было таким, как в наши дни. Оно встречалось тут и там, но было много мест, где зла не было. И Создатель Мира решил создать мир, свободный ото зла.
Но бог с железным лицом увидел, что делает Создатель Мира, и решил испортить ему все дело. По-разному говорят, почему он решил так сделать. Кто говорит, что из зависти, другие говорят, то он любил зло и испугался, что его уничтожит или спрячет Создатель Мира. А сам он не умел создавать ничего, даже зло, которое любил. И тогда он украл кусок зла, и спрятал его, и сам спрятался от Создателя Мира, и никто не знал куда.
Когда Создатель Мира закончил создавать мир, то он показал его людям, и спросил - хотите жить там? Люди увидели, что в мире нет зла, возблагодарили Создателя Мира, и стали приходить в мир, то есть рождаться. Первых людей в мир впустил сам Создатель Мира, а потом они стали приходить туда сами, рождаясь детьми у тех людей, кто уже поселился в мире. В то время в мире еще не было зла, и люди рождались сильные и красивые, жили долго и работали с удовольствием, делая мир лучше и красивее, а умирать им было не страшно, потому что тогда все знали и помнили, откуда они пришли, и куда им суждено уйти. Тогда не было ни болезней, ни мучений, и никто не был несчастлив.
Но бог с железным лицом увидел это и решил испортить. Он достал кусок зла, который украл, и принялся стесывать его в мир. Там, куда падали осколки зла, происходили бедствия - высыхали поля, намокали болота, извергались вулканы. Но люди, хоть и страдали от этого, но принимали эти бедствия достойно и исправляли их последствия, как могли - осушали болота, переселялись на чистые места, а загрязненные огораживали, чтобы никто в них не проник и не пострадал от зла, которое в них попало. В то время люди достойно боролись со злом, потому что они еще помнили Ранние Времена, когда зла в мире не было вообще, и хотя память о них уже несколько поблекла, но люди еще умели различать зло от добра.
Когда бог с железным лицом понял, что он может растерять все зло, которое спрятал, но это не уничтожит людей и не сломит их решимость бороться, он надолго задумался. Думал долго, и придумал в конце концов такое страшное злодеяние, которого еще видели в мире. Он решил отравить мир злом. Для этого он решил изменить свойства зла. Долго он трудился, и труд его был покрыт мраком, и никто не знает, что же именно он сделал, и как, но сделал он доселе невиданное и ужасное. Он преобразовал оставшееся у него зло, так, что оно стало растворяться в воде и воздухе, и во всех остальных мировых субстанциях, а после этого бросил все это новое зло в мир, и стал смотреть, что будет.
Люди сначала ничего не заметили, ведь зло растворялось медленно, и изменения происходили постепенно. Но потом зло усилилось, и проникло во все, что есть в мире, так, что защититься от него никто не мог даже если старался - как не может рыба защититься от воды, в которой она плавает, или птица от воздуха, в котором она летает, так и не могли люди защититься от мира, в котором они живут, а мир становился иным. В нем стали возникать болезни тела и болезни души, которые люди стали именовать пороками, а кроме того, проникающий везде яд зла так туманил людям разум, что они стали забывать, откуда они пришли и куда они идут, и от этого они стали страшиться смерти, хотя многие еще сопротивлялись злу и помнили, и напоминали себе и другим о своей судьбе и предназначении. Но таких становилось все меньше, и сами они помнили все хуже и хуже, потому что зло проникало везде, и его становилось все больше. Люди стали воевать друг с другом и убивать.
Люди, которые еще не родились, стали бояться идти в мир, а те, кто все-таки обладал достаточной силой и жесткостью воли, чтобы прийти в мир, отравленный злом, и выполнять свое предназначение даже в мире, отравленном злом, приходили, но они уже не могли так делать, как делали Первые Великие - ведь теперь их силы отнимала борьба со злом. Ведь в Первые Дни люди жили, как им было предназначено Создателем Мира, а теперь тем, кто пришел в мир, приходилось жить в суровых условиях, как пустынным колючкам или тундровым мхам. Так и люди стали рождаться жесткие и суровые, выносливые и способные выжить в изменившемся мире, а людей, которые были похожи на Первых Великих В Мире, почти не осталось здесь вовсе.
И так продолжалось еще долгое время, а зло все растворялось, и усиливалось. И тогда те люди, которые были в мире, и те, которые еще не пришли или уже ушли, поняли, что скоро в таком мире нельзя будет жить даже самым выносливым из них, и они лишатся дома, который для них построил Создатель Мира, а сами они побороть такое зло, которое сотворил бог с железным лицом, не смогут. И тогда они взмолились, и их услышал Ситлукх, которого еще называют Освободителем.
Говорят, что ему стало жаль людей, ведь они терпели зло, от которого даже не могли защититься, потому что оно проникало везде. И что бы ни делал человек, оказывалось так, что он делает одновременно хорошее и плохое, потому что зло примешалось ко всему, и его доля во всем все возрастала. Говорят, он решил, что люди не заслужили такой участи, потому что их удел - благо. И говорят, что поэтому он решил избавить мир ото зла, которое растворил в мире бог с железным лицом.
Сначала он хотел войти во сны бога с железным лицом, пленить его и заставить его все исправить. Но когда он вошел во сны бога с железным лицом, тот, почуяв неладное, в ужасе проснулся. Говорят, что с тех пор бог с железным лицом никогда не спал, а для того, чтобы не заснуть, придумывал все новые злодеяния.
И тогда он решил войти в мир сам, чтобы связать все зло, которое там было, и отделить его от мира, и выбросить, и изничтожить. И для этого он сделал с собой то же, что бог с железным лицом сделал со злом - он растворил себя, и, растворенный, влился в мир.
По-разному говорят о том, что было после этого. Одни говорят, что его не стало, как клуба дыма на сильном ветру, что он был рассеян и что его больше нет и никогда больше не будет, и надеяться людям больше не на кого и не на что. Но другие говорят, что всех сил его не знает даже он сам, что он и сейчас присутствует здесь [в растворенном состоянии], и что однажды он соберет себя, и заберет, взяв на себя, все зло мира, и тогда зла в мире больше не будет. Но никто не знает, будет ли это, и когда это случится.
Вот так. Не больше не меньше. Авторам Fallout 3 осталось лишь использовать подходящие метафоры, которые в данном случае лежат на поверхности. Растворенное (в воде мира Fallout 3) зло - это "радиация", которая влияет на всех, и от которой нет защиты. Отец, который строит проект для очищения всей воды мира от радиации (project Purity) и сын, который для завершения этого великого дела должен пожертвовать собой. На роль "бога с железным лицом", видимо, претендует President Eden.
Что сказать в заключении, и какая из этого следует мораль? Не знаю ничего про это, кроме одного - вроде бы, она есть. |
|
|