Евгеника в Нацистской Германии. Доклад моего студента.Евгеника в Нацистской Германии. Доклад моего студента.
студент 1 курса СамГМУ Денис Гусев. Доклад на студенческой научной сессии СамГМУ 2011 г.
На выборах в 1930 г. партия нацистов набрала большое количество голосов. Б. Мюллер-Хилл 1997) отмечает, что один из авторов первого учебника по генетике человека, изданного в Германии в 1921 г., Фриц Ленц сразу же написал рецензию на книгу Гитлера «Майн кампф». Основная мысль рецензии состояла в том, что Гитлер – единственный из тогдашних политиков, кто действительно понимал значение генетики и евгеники.
В 1932 г. руководство нацистской партии обратилось к Э. Фишеру, Ф. Ленцу и некоторым другим их коллегам с официальным предложением участвовать в работе по «гигиене рас». Предложение было с восторгом принято, но с условием сохранения учеными научной независимости.
Евгеники предоставили нацистам то, в чем нацисты больше всего нуждались: доверие и уважение в глазах общества. Взамен евгеники получили от нацистов то, чего добивались, – принятия закона об обязательной стерилизации умственно отсталых, алкоголиков, шизофреников, подверженных маниакально-депрессивному психозу, слепых и глухих от рождения, страдающих хореей Хантингтона. Закон вступил в силу 1 января 1934 г.
Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы «предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы», а впоследствии — и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:
• Программа эвтаназии Т-4 — уничтожение психических больных, и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
• Лебенсборн — Зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.
• В Германии проходила программа стерилизации
Программа Т-4
Свое название программа получила благодаря адресу главного бюро по координации программы — оно находилось в Берлине на Тиргартенштрассе, 4. Для названия этой программы применялось словосочетание «Акция — смерть из жалости» (нем. Aktion Gnadentod) или использовалось слово «эвтаназия» как более благозвучное, в документах использовалось также слово «дезинфекция».
В самом начале действия программы уничтожались только неизлечимо больные дети до 3 лет, позднее мера распространилась и на подростков до 17-летнего возраста. Приговор о смерти выносился без серьёзной диагностики. В данный начальный период было убито более 5000 детей.
Уже в июле 1939 года состоялось совещание Гитлера с рейхсфюрером по делам здравоохранения, доктором Леонардо Конти, директором рейхсканцелярии Гансом Генрихом Ламмерсом и Мартином Борманом, где обсуждалось распространение программы детской эвтаназии на «психически неполноценных» взрослых.
Ответственные лица
Ответственными за выполнение программы были назначены руководитель канцелярии Гитлера рейхсляйтер и обергруппенфюрер СС Филипп Боулер, имевший опыт работы с детской эвтаназией, и личный врач Гитлера Карл Брандт, непосредственными исполнителями — руководитель программы Т−4 гауптштурмфюрер медицинской службы СС д-р психиатрии Вернер Хайде (он же Фриц Саваде) и его заместитель д-р Пауль Ницше. Важным деятелем в законотворческой части данной программы был рейхсминистр внутренних дел Вильгельм Фрик. Изначально 18 августа 1939 года министерство внутренних дел издало распоряжение об обязательной регистрации всех детей с врождёнными физическими недостатками. Позже действие распоряжения распространилось и на взрослых.
В октябре 1939 года Гитлер официально назначил Боулера и Брандта организаторами программы эвтаназии:
«Рейхсляйтер Боулер и доктор Брандт назначаются мной ответственными в расширении числа врачей для обеспечения „смерти из жалости“ для смертельно больных пациентов при соответствующем врачебном заключении» (факсимиле документа):
Боулер в свою очередь перепоручил выполнение программы своему заместителю Виктору Браку, впоследствии приговорённому на Нюрнбергском процессе над врачами к смертной казни.
Многие из немецких врачей-психиатров принимали самое деятельное участие в «актах эвтаназии», начиная от выявления и составления списков лиц с психическими расстройствами до фактического осуществления их уничтожения, и в предшествующих программе «эвтаназии» медицинских экспериментах, так как были убеждёнными сторонниками воплощения в жизнь «терапевтических методов евгеники». Они оказывали существенное влияние на официальное узаконивание массовых убийств; отбирали и рекомендовали палачей. В частности, в программе участвовали такие известные психиатры, как Карл Зенхен, Вернер Виллингер, Герман Пфаннмуллер, Макс де Кринис, Карл Шнейдер, Эрнст Рудин, Освальд Бумке, Ганс Бургер-Принц, невропатолог Юлиус Галлерворден. Некоторые из психиатров, действовавшие в рамках программы «эвтаназии», продолжали свою врачебную деятельность в течение многих лет после окончания нацистского периода.
Случаи сопротивления и отказа от сотрудничества со стороны психиатров происходили крайне редко; так, выразили протест Карл Бонхёффер, Мартин Холь, Ганс Крейтцфельдт, Готфрид Эвальд.
Отбором жертв занимались 40 так называемых «экспертов». Отбор проходил по анкетам; врачи, решавшие участь человека, не имели возможности ознакомиться с его состоянием лично. «Экспертам», ставившим подписи под смертным приговором, посылались анкеты больных, и те ставили пометку «плюс», что означало необходимость умерщвления. Родственники обречённых нацистами к смерти не могли повлиять на решение, во многих случаях они не знали, где находятся их родные.
Ответственным за выбор наиболее эффективного метода умерщвления жертв нацистов был назначен группенфюрер СС Артур Небе. Его подчинённый и директор физико-химического отдела института криминологии Альберт Видман предложил для этих целей использовать угарный газ. На совещании были также установлены принципы, по которым должен был проходить отбор жертв убийств. Были разработаны анкеты, где выяснялось, является ли пациент работоспособным и каким заболеванием он страдает. В приложении к анкете были перечислены критерии отбора «неполноценных людей»:
• Шизофрения, эпилепсия, энцефалит, слабоумие, старческое слабоумие, парализованные больные, пациенты с диагнозом болезнь Хантингтона, а также психически больные люди, не способные заниматься физическим трудом.
• Пациенты, находящиеся на лечении более 5 лет.
• Психически больные с криминальным прошлым.
• Люди, не являющиеся гражданами Германии, или пациенты неарийского происхождения (копия анкеты и приложения).</p>
ЛЕБЕНСБОРН – («Lebensborn» – «Источник жизни»), разработанная рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером программа превращения германской нации в расу господ путем селекционного отбора. Официальная идеология национал-социализма особо подчеркивала, что долгом немецких женщин является рожать расово полноценных детей независимо от того, рождены они в семье или вне брака. Немецким девушкам, особенно состоявшим в Союзе немецких девушек, постоянно напоминали об их долге перед Третьим рейхом. Поощрялась беременность от членов СС, как наиболее приемлемых и чистых в расовом и политическом отношении. Накануне родов девушек направляли в один из 12 специальных родильных домов, где им обеспечивали надлежащий медицинский уход. После войны были обнародованы документы, которые пролили свет на наиболее ужасные аспекты программы «лебенсборн»: помимо селекционной работы в Третьем рейхе осуществлялась оптовая торговля похищенными иностранными детьми. Во время 2-й мировой войны Гиммлер информировал руководство программы «лебенсборн» о том, что желательно ввозить «расово приемлемых» детей из таких оккупированных стран как Польша, Франция, Норвегия, Югославия и Чехословакия. В исполнение его приказа детей с арийской внешностью отбирали путем многочисленных проверок, привозили в Германию и помещали в центры идеологической обработки, а затем направляли для адаптации в «расово благонадежные» немецкие семьи. В рамках программы «лебенсборн» несколько сотен тысяч детей были отняты от своих семей.
Германскими специалистами в области евгеники были введены понятия «генетического здоровья» нации, разработана специализированная отрасль превентивной медицины — «расовая гигиена». В 1933 году в Германии был принят «Закон о защите потомства от генетических заболеваний», применение которого привело к более чем 350 000 случаев насильственной стерилизации. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в брак.
Заключение
Известно число прошедших стерилизацию: в период с 1934 по 1939 гг. оно составило от 350 до 400 тыс. человек.
Из практики реализации евгенических программ в фашистской Германии можно извлечь много горьких уроков, в частности, осознание:
1) недопустимости слияния науки и идеологии, при котором любые, даже не имеющие глубокого обоснования результаты научных исследований, могут широко использоваться только по политическим соображениям;
2) ошибочности радикальных проявлений социал-дарвинизма в виде придания обществу черт дикой природы и объяснения эволюции общественной жизни исключительно биологическими принципами;
3) опасности забвения фундаментальных прав человека, приводящее к отрицанию его высшей ценности и главной целью социально-экономического развития любого общества.