Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ntroitskiy ([info]ntroitskiy)
@ 2014-06-17 11:07:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:литературное, мемуар

Дневник. Тетрадь №3. 1986-87 год. Прорабы перестройки в профиль и анфас
Предыдущая запись
Этих людей теперь принято обвинять в том, что они якобы развалили Советский Союз. Это просто глупо. Строго говоря, в 1987 году многие из них не мечтали ни о капитализме, ни о свержении Горбачева, ни о ликвидации КПСС, хотели а) социализма с "человеческим лицом" по типу Чехословакии Дубчака в 1968 году; б) свободно высказываться и публиковаться без цензуры.
Это не мои домыслы. Я с некоторыми из них - Коротичем, Егором Яковлевым, еще кое с кем - достаточно много общался.
Да, можно считать, что их благие намерения (как, кстати и такие же намерения Горбачева, но политиков я вывожу за скобки, с них другой спрос) привели к катастрофе. Да, бывали они небескорыстны. Имелись у них разные другие грехи. Но тут я придерживаюсь строгой позиции: судить вправе только святые праведники, отшельники и столпники.
Зато "прорабы перестройки", особенно те из них, что имели отношение к прессе, сделали два важных дела.
1. Дали дорогу нормальной журналистике, дали возможность писать свободно (относительно, с изъятиями, но иначе не бывает).
2. Вернули читателям сокровища, да и просто ценности русской (да и не только русской) литературы и публицистики, ранее спрятанные в самиздате или вовсе погребенные черт знает где.
Понимаю, что эти великие достижения не интересуют 95% (или даже больше) населения России. Ну а меня не интересует, что это кого-то не интересует. Уж извините, но лицемерить не буду
И еще. Могу поделиться собственными ощущениями в те годы: Советская власть до такой степени зае... - именно так, более мягкое слово тут неуместно, что любой выход из неё, пусть самый экстремальный, казался благом.
Ну а теперь - кульминация моего дневника тех времен

16 февраля 1987 года
Примерняа схема-программа выступления на концерте (встрече со зрителями, собрании) в 1987 году:
1. Рассказ о собственной доблестной борьбе в период кризиса (застоя, промежутка) с бюрократами от искусства (науки, торговли) под девизом "Как я перестроился до всякой общей перестройки" или Как меня запрещали (травили, били).
2. Поминание недобрым словом Сталина (Берия, Хрущева), энергичное и категоричное.
3. Поминание (всуе) добрым словом памяти Высоцкого (Ахматовой, Пастернака)
а) Рассказ о личной дружбе поддержке, помощи
б) Просто несколько слов восхищения
4. Размышления о настяощем моменте, подернутые дымкуой пессимизма (цинизма, оптимизма)
Примечание. Всё выступление пронизывает дух сокрушительной самокритики и конструктивной критики (можно: конструктивной самокритики и сокрушительной критики в разумных пределах).

Примерно так выступали выдающиеся деятели советского искусства вчера на вечере "Огонька" в театре Эстрады. Их собрал Виталий Коротич, энергичный деятель, незаурядный оратор, чующий момент и создавший себе потрясающий "имидж", себе и своему журналу.
Вечер был острый, увлекательный и остроумный, слабых "номеров" не было, хотя не все были на одном уровне.
Евтушенко полностью уложился в составленную мной схему, кроме того, запомнился своим раскрованным поведением и ярко-красным костюмом-тройкой. Стихи "Похороны Сталина" великолепны, остальные - пощечины общественному вкусу, а в общем, я ему всё прощаю за то, что он сейчас делоает (потом высянилось, что Евтушенке было совершенно нечего прощать, ничего он дурного не делал).
Вознесенский был скромнее, ограничился информацией о восстановлении доброго имени Пастернака и печатании "Доктора Живаго", скромнее были и его стихи.
Окуджава, как всегда, не выступал, а читал стихи и пел, но пункт 2 (о Сталине) присутствовал.
Ал. Иванов, пародист, особенно расцвечивал пункт 1, бард Бачурин - пункт 4, очень милые стишки под гитару, хотя полные "цинизьма" и сомнений.

Эльдар Рязанов застронул многие пункты, но увлекся междоусобной войной с Ивановым, отомстил ему за одну эпиграмму двумя и ушатом жидкого дерьма. (Рязанов известен своим мелочным себялюбием)
Вне пунктов, оригинально говорил Нагибин и Рецептер, и даже старик Арсений Тарковский был выволочен с одра Коротичем, ну хват мужик!
Ю. Никулин травил анекдоты, касаясь пункта 4 и изо всех сил смешил публику.
И даже А. Дементьев выглядел прилично, четко выдал пункт 1 и 4, хотя как поэт он не соответствовал общему уровню вечера, но по наглости не уступал даже Рязанову.
Коротич вел "блистательно, полувоздушно", остроумно, парировал хамолватые остроты Евтушенко, разряжал напряжение, направлял разговор, в общем, браво, Коротич!
Конечно, сейчас "легко быть смелым, если разрешили" (строка Дементьева, кстати). Но хорошо, что разрешили, а большинство этих выдающихся людей искренне верят и хотят хорошего, и ратуют за все блага, провозглашенные Горбачевым, и даже, возможно, ведут его за сробой, заставляют быть последовательным.

Хвала и честь им, несмотря на все чудачества, странности и неприятные многим черты.
Коротич создавал себе "имидж" на внутреннем, даже на московском уровне.
А в это время, то есть, уже сегодня М.С. Горбачев создал себе потрясающий международный "имидж", что показал заключительный день "Форума за мир", на который съехались виднейшие люди со всего мира. И Горбач их покорил, завоевал. Он выдающийся политик.
А каков ход с академиком Сахаровым - тот, кстати, участвовал в Форуме (об этом сказано не где-нибудь, а в "Правде") и был против СОИ, выдвинул даже какую-то собственную программу. НО это чувствительный удар по Штатам, где столько вопили и воняли насчет САхарова.

Проблема диссидентов, мне кажется, потеряла всякий смысл, как и их деятельность. Под другими вываесками и девизами их идеи воплощает само правительство, и лучше ему помогать, чем мешаться со своей бессмысленной борьбой непонятно за что.
Выпустить их всех необходимо, это верно, сейчас 143 человека выпущены, надо освободить остальных. Но Горбач не боится этого вопроса, он его спокойно и умно решает.

Виталий Коротич в те годы. Фото если не с того конкретного, то с такого же вечера
Image

Дневник советской поры. О времени и о себе
Из дневников времен СССР. 1978 год
Из тетрадки советских времен. Литературное
Мои замечания о русском театре. 1979 - 1981
И снова дневник. 1983 год
Дневник. Продолжение. 1983-86 год
Дневник. Тетрадь №3. 1986-87