Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ntroitskiy ([info]ntroitskiy)
@ 2014-08-01 10:09:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:литературное, мемуар

Дневник. Тетрадь №4. 1987-89 год. Финал
Предыдущая запись
Закончен труд, завещанный... Да никем не завещанный, я сам себе его придумал и довел до конца.
Как видите, в этих последних записях литература по-прежнему переплетается с историей и политикой. Так оно и продолжалось еще несколько лет, но вести дневник мне надоело.
Засим откланиваюсь. Честь имею, всегда ваш

24 июня 1989 года
Началось медленное движение к правде о ленинских временах, со сталинскими вроде бы уже разобрались. Всё это идет постепенно, с большим трудом, хотя даже из писем Короленки в принципе всё ясно, тем более, что Луначарский ему не ответил, сволочь.
Но это из наследия. А вот статья А. Ципко "Истоки сталинизма" - современность. Основной тезис: Сталин - вернейший марксист, так же, впрочем, как и Ленин, Троцкий и кто угодно. У Маркса в ранних работах, которые только и были известны всем большевикам (поздних, где Маркс многое пересмотрел, они просто не могли знать), заложены многие меры военного коммунизма и сталинской экономической политики.
Но Маркс теоретизировал, исходя из своего времени. А наши большевички, по Ципко, ортодоксально уцепились за Маркса, вот и делали, как он велел, и Сталин в том числе.
Я-то считаю, что Маркс был лишь предлогом, большевички вели политику, укреплявшую их власть, как они считали.
Но Ципко сотрудник ЦК, он совсем фамилию Ленина не упоминает, да и как кабинетный ученый переоценивает значение теории для реальных политиков.

Главное сейчас - не мое мнение и не реальные исторические факты, а то, насколько они приоткрыты для читателей. Здесь важность Ципко чрезвычайна. Ципко четко показал ответственность марксистской теории за те преступления, что случились у нас после 1917 года, причем еще до Сталина.
Эта тема потихоньку выползает на страницы, хотя периодически спохватываются чиновники от партийной цензуры. Но появились первые официальные свидетельства о беззакониях в ЧК при Ленине и Дзержинском и с их ведома. Пропала эйфория от "демократизма" большевиков, ясно показана их яростная борьба с демократией.
Разгон Учредительного собрания, бессудные расстрелы Чека, сфабрикованные чекистами дела, в лучшем сталинском духе, в том числе подозрительное "дело Гумилева", и это преступление осуществилось с ведома Ленина.
Мятеж левых эсеров - тоже загадочное событие. Все зачинщики, кто взбунтовался, были сотрудники Чека. А затем были "прощены", а убийца Мирбаха Блюмкин спокойно работал у Троцкого. Но дело не в Троцком, коего Волкогонов безосновательно именует "демоном революции". А в том, что мятеж 6 ибля - провокация Чека и Советской власти, сознательная, жестокая.
Историк В. Сироткин явно на это намекнул в своей статье. И напрямую связал с расстрелом царской семьи, очень модной нынче темой публикаций.

Сироткин пишет, что этот расстрел был сознательным официальным шагом большевиков, чтобы подчеркнуть, что назад пути нет. И Ленин ответствен за эти зверства (я полагаю, что он не стал бы убивать детей, да кто знает эту кровавую скотину?). Сироткин выступает как разрушитель мифов, мифа о Троцком в том числе, ведь тот был вернейшим большевиком, многие его странные поступки, за которые его мы все осуждали, были совершены по приказу Ленина.
И на НЭП он (Троцкий) смотрел не так, как Сталин, не дукмал его отменять. АП его ранний экстремизм, теория давления на деревню, военные трудармии - это свойства всех большевичков во время военного коммунизма.
Так что разбиты вдрызг антисемитские теории В. Белова и В. Распутина.

Но к главному. Пошло более активное обсуждение ленинского периода, чему способствует и ряд публикаций, например, "Окаянные дни", с сокращениями, убран ряд чрезмерно ругательных фраз о Ленине. Дело двигается. "Реабилитирован" Василий Аксенов, сложнее с Солженицыным, хотя упоминается все чаще и старые, новомировские вещи переиздаются, а вот до ГУЛАГа никак не доберутся.

"Все течет" Гроссмана, я эту повесть уже читал. Она странноватая, не стройная, недооформленная, но там есть размышления о Ленине как о предтече Сталина и виновнике всех наших бед.

10 сентября 1989 года
(Последняя запись)
На Гроссмана налетели русофилы и всякая "Память": дескать, русофобская вещь и т.д. В повести "Все течет" Гроссмане размышляет о российской истории и видит тысячелетие несвободы и прямого рабства, по сей день не вытравленного.
Никакой русофобии там нет, есть горечь за отвратительную и унизительную историю великого народа и великой страны, и татары, и крепостное право, и прочая дрянь, и только подползаем к началам демократии.
Трудно отрицать очевидное: наша история - история сплошного рабства, изредка чуть ослаблявшегося. Но на дебилов-антисемитов здравые аргументы не действуют. Да и не в них дело, хоть есть среди них вроде бы умные, незаурядные люди, Шафаревич хотя бы, математик и друг Солженицына, но он свихнулся на еврейско-русофобской угрозе. Плохо то, что массы народа нашего могут пойти за этими вожаками и глядишь - до погромов дойдет. Тем более, что жить плохо и всё хуже, продукиты исчезают, товаров нет, а врага найти всегда можно.
Сейчас больше лютуют на кооператоров и партаппарат, а лучше для правительства и для партии направить злобу людскую на инородцев. И почему бы не евреев? Это очень просто и привычно.

Некоторые вообще считают (Новодворская из партии "Демократический союз" - sic! Партия смехотворная, ее бы не разгонять, и никто внимания не обратит), что Горбачев сознательно разжигает межнавци ональную рознь и всякие распри, дабы гнев народный направить "по горизонтали" и отвлечь людей от напора на верхи.
Мне кажется, судя по настроению народа на митингах в Лужниках (а там во время Съезда народных депутатов было тысяч по сто, а то и по двести каждый день, и отнюдь не только интеллигенция, а самый простой народ), пока что гнев и злоба направлены на верхи, на Аппарат, в том числе и на Горбачева, который очень сильно потерял в популярности.
Но я сужу по Москве, а что творится в других городах, знаю плохо. Но все-таки пока у "Памяти" невелика популярность. В предвыборной кампании она участия не принимала, и влияние этих сил не чувствовалось, выбирали как раз тех, кого "Память" долбает - Юрия Афанасьева, Коротича, Евтушенко и многих евреев, хотя бы Илью Заславского.
Но за будущее ручаться трудно, хотя гнев от себя власть имущие совсем отвести не могут. Я выгляжу в нынешней ситуации почти оптимистом, но считаю, что еврейский вопрос сейчас не актуален и народу не до того. Впрочем, многие евреи считают не так и ждут погромов со дня на день. И уматывают со всех ног. А там, в Штатах, их уже отказываются принимать
(На этом мастер Гамбс закончил очередную порцию стульев)

Митинг в Лужниках в 1989 году


Дневник советской поры. О времени и о себе
Из дневников времен СССР. 1978 год
Из тетрадки советских времен. Литературное
Мои замечания о русском театре. 1979 - 1981
И снова дневник. 1983 год
Дневник. Продолжение. 1983-86 год
Дневник. Тетрадь №3. 1986-87
Дневник. Тетрадь №4. 1987-89