8:04p |
Вербицкий об истории и как к этому относиться? ===========
"ЗАВТРА". В чем смысл истории для ур-реалистов?
М.В. Я много лет поневоле следил за подробностями исторических обсуждений армянского геноцида (экспансивные восточные люди постоянно обращали свои обличения к читателям любых исторических ньюсгрупп и мэйлинг-листов, посвященных истории бывшего СССР). Вкратце: большинство историков считает, что младотурки в 1915-м году осуществили геноцид армян. Авторы турецких учебников истории, большинство турок и некоторые американские университетские исследователи (в том числе и руководитель кафедры истории Ближнего Востока в Принстонском университете, получающий от турецкого правительство сотни тысяч долларов грантами) считают, что геноцид осуществили армяне, "убившие 2,5 миллиона турок, курдов и сефардских евреев" (цитирую дословно официальную линию).
У практически каждого армянина есть бабушка либо дедушка, чьи родственники пострадали от геноцида (и это хорошо известно любому, кто общался с армянами). Так вот, у турок тоже есть такие бабушки! Пострадавшие от армян. Очевидно, эта история сконструирована (и в случае с турками можно примерно рассказать как). Но глупо предполагать, что история есть "объективная наука" (или вообще наука) — история чего угодно есть результат многолетней, кропотливой политической работы; история, по сути — самая жесткая форма пропаганды.
И тут я скажу нечто довольно еретическое. Когда мы говорим об истории, мы исходим из того, что нечто конкретное случилось, а историк восстанавливает фактическую картину событий. Но это предположение безосновательно! Будущее мутабельно: квантовая физика работает с моделью "множества миров", где каждое мельчайшее событие расщепляет наш мир на несколько. Очевидно, у каждого момента есть не одно будущее, а целый континуум будущих моментов; и наш выбор влияет на вероятность того, какой из будущих моментов случится. (Если следовать квантовой механике аккуратно, придется заявить, что и настоящих моментов много, разных, и случаются они все. Так вот, прошлое тоже мутабельно и является результатом нашего выбора. В соросовских учебниках написано о "ничтожестве России" не потому, что Россия ничтожна, а для того, чтобы сделать ее такой. А если вложить ресурсы (финансовые и интеллектуальные) в теорию академика Фоменко о великой России, простиравшейся от Мадрида и до Пекина, — наше прошлое именно таким и будет. Историю пишут победители; но победителями они становятся в большой степени оттого, что история написана ими. |