| Музыка: | Chlopcy silni jak stal |
Варшавское восстание. Хроника. Час W
Окончательное решение о сроках Восстания в Варшаве было принято поздно вечером 31 июля.
В 7:00 1 августа состоялось последнее заседание Главного штаба подпольной Армии Крайовой.
Утром первого числа по улицам Варшавы двинулось шесть тысяч девушек-связных. Они несли командирам восьми округов АК в черте города, командирам сводных группировок и отдельных батальонов шифрованый приказ командующего варшавского округа АК полковника "Монтёра" (Антония Хрусцеля), который назначил час W (время начала восстания)на 17:00 первого августа. Изначально восстание планировалось начать поздним вечером через сутки после объявления тревоги. Под покровом темноты шансы на внезапный успешный удар многократно возрастали. Внезапное новое решение "Монтёра" фактически лишило командиров возможности заранее организованно выдвинуть бойцов к запланированным местам сбора. Согласно оперативному плану на проведение полной мобилизации сил повстанцев требовалось 12 часов.
Первым из командиров восстания приказ получил командующий силами кедива (управления диверсиями) КГ АК подполковник "Радослав". Это случилось в 9 утра(!):
"V"
31 VII g. 19.00
Срочно. Лично в руки
Приказываю: час "W" 1 VIII 17.00.
Адрес командного пункта Округа: 35 72 26 62 85 22 m. 20 работает со времени "W".
Получение приказа немедленно подтвердить!
(-) X
В 17:00 в бой вступило около 600 взводов АК численностью до 40 000 человек, включая несколько тысяч женщин из служб ВСК (связь и санитарные службы). К 16:00 на сборные пункты явилось только 40 процентов всего личного состава округа.
Были изменены дислокации многих групп. Так, например, наиболее хорошо вооружённые и опытные группы "Радослава", которые должны были штурмовать казармы СС на Раковецкой, оставили в распоряжении штаба на Воле, что сильно ослабило гарнизон АК на юге Варшавы, на Мокотове. При этом кедив за сутки должен был успеть подготовить новые сборные пункты.
Варшава была включена в сферу действия плана "Буря" только в двадцатых числах июля. До этого большая часть нелегально накопленного за время войны вооружения уже была переправлена из Варшавы под Бялосток, Вильно и Львов. Нового оружия неоткуда было взять.
Официально на вооружении АК находилось 2500 пистолетов, 1475 винтовок, 420 автоматов, 94 ручных пулемёта, 20 станковых пулемётов. Действительное количество и осбенности вооружения требуют отдельной статьи. Большую часть оружия не удалось доставить на сборные пункты.
Даже при этом вооружении потребность в боеприпасах составляет 5 тонн, а дневной расход продовольствия 32тонны.
Первые столкновения начались на Жолибоже, на севере Варшавы ещё в 13:50, когда немецкие патрули жандармерии ударили по собирающимся повстанцам.
Сбор многих отрядов (в том числе, например групп кедива)около 16:00 частично проходил уже в бою.
Не удалось использовать главного преимущества АК - внезапности.
Уже в 16 часов немцы знали о времени начала восстания. В это время в военную комендатуру позвонил анонимный офицер Люфтваффе и сообщил точное время начала атаки повстанцев, которое ему сообщили польские "друзья". В связи с этим предостережением бригадефюрер СС Гайбель и военный комендант города бывший комендант Вильны генерал Штагель привели подчиняющиеся им части Вермахта, СС и полиции в состояние полной боевой готовности. Несколько важных объектов, в том числе здание ПАСТы - Центрального телефонного узла и телеграфа в последние полчаса укрепили дополнительным гарнизоном. В город вышли усиленные механизированные патрули Шутцполицай, сразу вступившие в бой с отрядами кедива на Воле.
К вечеру Варшава распавлась на несколько отдельных очагов сопротивления. Все они были отрезаны друг от друга силами немецкого гарнизона.
Узнав о восстании в Варшаве, рейхсфюрер СС Гиммлер издал два приказа. В первом говорилось:
"Каждый житель города должен быть уничтожен, никаких пленных брать не разрешается. Варшава должна быть вместе со всем населением стёрта с лица Земли, чтобы подать устрашающий пример для всей Европы."
Второй приказ касался уничтожения в концлагере Заксенхаузен бывшего главнокомандующего АК генерала "Грота" Ровецкого.
Генерал "Монтёр" так регламентировал отношение повстанцев к немцам:
"AK относиться к немцам так:
"I. Отношение к немцам:
a) Солдат сдающих оружие брать в плен и относиться, как к военнопленным;
b) В случае сопротивления - ликвидировать;
c) Убитых убирать с улиц;
d) ликвидировать офицеров полиции, СС, жандармерии и гестапо;
e) гражданских лиц с оружием задерживать, а соапротивляющихся ликвидировать;
f) С польской полицией поступать, как с Вермахтом".
Несмотря на все допущенные ошибки, первая атака повстанцев на важнейшие объекты в городе продолжалась. Её результаты будут известны к десяти часам вечера.