Военно-историческое. Мемуарное. Сижу, читаю Берлинга. "Свобода на торгах" и "Против семнадцатой республики".
Там же воспоминания его (Зигмунта Берлинга) жены Марии, которая "знает, как всё по правде на войне-то было".
И внезапно понимаю (сначала просто по стилю изложения в самих мемуарах, а дальше и по основным судьбоносным моментам жизни), что Берлинг всё больше и больше напоминает мне моего любимого Алексея Брусилова.
Со всеми противоречиями.

Такой же популярный в войсках "отец солдатам", постоянно об этих солдатах пекущийся. Лично отвечавший за жизни многих и многих. Такой же хороший тактик, но при этом обязанный своими успехами хорошим штабистам. Такой же до предела тщеславный с крайне тяжёлым характером, неуживчивый в личном общении. Требовательный к себе и к другим человек настроения. Без устали под настроение же расточающий то похвалы, то проклятья.
С такой же искренне любящей, но взбалмошной недалёкой женой, корректировавшей без устали его мемуары и считающей мужа обделённым славой гением, а себя его музой.
При этом такой же твёрдый и простой в принятии каких-то общих решений, из-за которых потом многие его однокашники (блестящие офицеры, больше всего ценившие кастовую офицерскую честь)будут кричать, что его успехи преувеличены, назовут его предателем собственного народа. Главным образом за то, что именно против этого народа он и не пошёл и мёртвое дело защищать не пожелал. Как бы красиво оно не выглядело.
Пусть даже с большевиками, с которыми пошёл по доброй воле, выбрав лично для себя из двух зол, он имел уж вовсе мало общего.
Наиболее последовательный, но так и не понятый до конца ни вчерашними, ни теперешними союзниками.
Так повторяется или просто сближается военная история разных народов в похожих обстоятельствах?
Imported event Original