10:58am:
http://nataly-hill.livejournal.com/1048337.htmlДело Тихонова-Хасис: текущая ситуация
Уже две недели Никита Тихонов и Евгения Хасис находятся в заключении в Лефортово.
Точнее, широкая публика предполагает, что они там. А также предполагает, что они живы, и очень надеется, что здоровы. Увы, проверить это пока невозможно.
Вокруг этого дела складывается абсурдная ситуация - и с правовой точки зрения, и с точки зрения здравого смысла. Я сейчас говорю даже не о "мешковании" - хотя вопрос о мешках так и не разъяснен и требует ответа. Я говорю о том, что происходит сейчас.
Люди - арестованные, обвиняемые в тяжком преступлении, люди, с которыми, скорее всего, сейчас активно проводятся следственные действия - оказались фактически лишены необходимой и положенной им по закону юридической защиты.
Интересы Тихонова и Хасис представляют "государственные защитники". У Тихонова это Евгений Скрипелев; у Хасис - некая Елена Перепеченова, привлеченная к делу Скрипелевым якобы по просьбе родителей Тихонова (однако сами они это отрицают).
Скрипелев присутствовал при задержании Тихонова - что очень странно, если только он не приехал вместе с операми. Скрипелев заявляет, что его подзащитный немедленно после задержания признался в убийстве - однако по прошествии двух недель мы не услышали никаких подробностей, которые, в случае реального признания, так или иначе просочились бы в СМИ. Отец Тихонова в интервью "Комсомолке" говорит, что не доверяет Скрипелеву и крайне им недоволен - по его словам, тот "врет и хамит".
Перепеченова говорит, что встречалась с Евгенией: та здорова, в порядке, никаких показаний не дает, ссылаясь на 51-ю статью. Хорошо, если так. Но, опять-таки, насколько можно доверять "государственной защитнице", вошедшей в дело столь сомнительным образом?
По закону, наличие одного защитника не мешает пользоваться услугами других. В принципе, не только родственник, но вообще любой человек может нанять адвоката и направить его на встречу с заключенным - и дальше только сам заключенный вправе решать, принять ли его услуги или от них отказаться.
Поэтому родственники Хасис немедленно заключили соглашение с Александром Васильевым - тем самым, которого Евгения назвала своим адвокатом в зале суда и в присутствии которого ей противозаконно отказали. Васильев вооружился ордером и пошел штурмовать Лефортово.
Именно штурмовать - ибо выяснилось, что пускать его к подзащитной никто не собирается.
Сначала следователь Краснов И.В., ведущий дело, отказался с ним встречаться и принимать его "верительные грамоты". Васильев отправил ордер в Следственный Комитет почтой. Тогда ему заявили, что он, возможно, будет проходить по делу свидетелем - ибо был знаком с Хасис и, следовательно, может что-то знать о преступлении. А свидетель, сами понимаете, одновременно адвокатом быть не может. (Прекрасная мотивировка - так можно отвести любого личного адвоката!) Обещали в пятницу его допросить как свидетеля. Не допросили. И по сей день продолжают, попросту говоря, крутить ему мозги.
Васильев и "Русский Вердикт" предвидели, что такое возможно, поэтому заранее озаботились "запасным" адвокатом для Евгении. Новый адвокат - Г.Г. Небритов - попытался вступить в дело уже 9 ноября... но и с ним началось то же самое. Следователь с ним не встречается, на звонки не отвечает. Прорваться к подзащитной он не может.
О Тихонове информации намного меньше - однако, насколько я в курсе, его родители также наняли юриста, которому доверяют, и поручили ему встретиться с сыном. Но и с адвокатом Тихонова та же карусель.
А между тем по закону, чтобы встретиться со своим подзащитным, адвокату вообще не нужно никакое разрешение от следователя! Но одно дело - закон, а другое - наша реальность...
Что же происходит? Почему обвиняемых, вопреки закону, прячут от всего мира?
Версии возможны самые разные, в том числе и конспирологические. Но опытные люди, с которыми мы консультировались, говорят, что вероятнее всего самая простая версия. Мы не утверждаем, что это именно так - но это весьма вероятно.
Видимо, против Тихонова и Хасис нет улик. Доказать их вину не получается. Но, вместо того, чтобы искать улики (или других подозреваемых) - следствие, как это вообще принято у наших правоохранительных органов, пытается любым способом повесить преступление на арестованных, выбив у них "признание", под которое потом будут подогнаны доказательства. Прямо сейчас, в эти дни, им угрожают, запугивают, улещивают, манипулируют, промывают мозги с помощью "подсадных" соседей по камере. Возможно, и бьют.
Понятно, что адвокат при таких "следственных действиях" - фигура крайне нежелательная. И вообще ему с обвиняемыми лучше не встречаться. А то еще, глядишь, полезных советов надает или предупредит о хитростях, которыми пользуется следствие. Да и вообще - человеку, которого "ломают", совершенно незачем знать, что он не один в этом мире.
Каковы же будут здесь действия РОДа?
Во-первых, мы, конечно, не забудем об обращении, поданном Лукину. Прошла неделя - как раз пора ему звонить и интересоваться результатами, что завтра и будет сделано.
Во-вторых, мы немного "модернизируем" обращение, добавив в него информацию о текущей ситуации. Некие соратники, спасибо им большое, сделали нам сайт-подписалку: Обращение 2.0 будет выложено там и открыто для подписи. Кроме того, оно будет переведено (первый вариант уже переведен) на английский и направлено в международные правозащитные организации.
В-третьих, один из симпатизантов дал нам хороший совет - помимо Лукина, обратиться к главе Комитета по правам человека при Президенте Элле Памфиловой. Так мы и поступим.
Возможно, сделаем и кое-что еще.
Все это - если наши требования не будут выполнены.
PS: Прямо сейчас я получила информацию, что, возможно, наше обращение все-таки подействовало - в ситуации наметился некий положительный сдвиг. Но пока это неточно, и я опасаюсь что-либо рассказывать, чтобы не сглазить.