Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет olshananaeva ([info]olshananaeva)
@ 2009-08-22 14:26:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Прошлый постинг об аскезе и ее вывертах...
...оказался очень богат комментариями. Которые и привожу.

(Cleofide)
Одна моя давняя однокурсница, ещё по училищу, перешла из православия в католичество, потому что хотела как-то самовыразиться в церкви, а в советские времена это лучше получалось в роли церковной органистки в Прибалтике. И вот работала она в небольшом городишке и постоянно конфликтовала со своими священником, который, будучи вредноват и скуповат, запрещал ей заниматься на органе во внеслужебное время - дескать, электричество зря изводит, а оно дорогое. Ну, были и другие поводы, чисто бытовые. Духовником же у неё был другой священник. И он (это она мне рассказывала) на исповеди спрашивал, в чём, дескать, грешна. Она: вот, отче, с настоятелем своим опять ссорилась. Он: сколько раз за неделю? Сперва эти вопросы ставили её в тупик и веселили. А потом она поняла, почему он так спрашивал: это приучало её к контролю за своими словами и поступками. Если поссорилась, допустим, три раза, а потом вдруг пять - повод призадуматься. Если же три, а потом только один - молодец, хорошо. Это была своего рода гигиена и профилактика.
Может, подход был сугубо практическим, а не спиритуалистическим, но через него я отчасти поняла, что институт исповеди - это не "жалоба" и не истерическое покаяние ради самоистязания.

Впрочем, я-то не христианка и сужу обо всём сугубо со стороны.
___
(olshananaeva)
Конечно, то, что Вы описали - это самодисциплина,и "открытие помыслов", из которого произошел этот тип исповеди - родился во времена расцвета монашества в монастырях Византии, где знали толк в том , как научить себя внутренней собранности ( и внешней, замечу). Вся "Лествица преп. Иоанна - об этом искусстве византийской монашеской аскезы.
Но то, во что это может выродиться - мы, христиане, увы, знаем не со стороны :)Когда человек занимается "высокой аскетикой", а христианином так и не удосужился стать. :)Да и человеком хорошим - тоже. :)
___
(Hoddion)
Это не аскетка сыграла с нами злую шутку,
а мы с ней играем: в поддавки.

___
(olshananaeva)
Мне кажется, что изучение аскезы "по книгам", попытка применить к себе утраченную традицию средневекового византийского монашества, с его стоическими и ветхозаветными истоками - похоже на обучение игре на скрипке по самоучителю без помощи музыканта, без слушания чужой игры ( ибо никто уже не умеет играть, остались только описания игры и упражнений). Эффект - жуткая какофония и убежденность в том, что "я учусь играть на скрипке и уже немного могу". Только это воздействует не тольео на уши, но и на души свои и соседей, и ничего общего с христианством не имеет. К слову, в домашних иконостасах наших "исповедательно-смиреннословящих" бывших неофитов девяностых НЕТ БОЛЬШИХ, ЦЕНТРАЛЬНЫХ ИКОН СПАСИТЕЛЯ.Вообще-то и в паганических, магических религиозных практиках есть своя аскеза...

____

(Joan_de_arc) Перенимается внешняя стилистика, а внутреннего опыта-то нет! Снаружи смиренник и молитвенник, а внутри-то застойное темное болото...
Эх, сложная штука. Христианство (как предстояние Христу Воскресшему) - штука вообще очень сложная. Заниматься "религией" гораздо проще, чем предстоять Живому Богу...
___

(Hoddion):Ольга, вы все написали верно-преверно. Но мне кажется, что
вот эти все игры в "аскетику и духовность" явились отчаянно-
заполошным интеллигентским ответом вот на сей Кодекс:

1. Мир есть сон.
2. Тот не монах, кто любит мир.
3. Тот не монах, кто любит сон.
4. Тот не монах, кто верит, что можно спастись вне стен монастыря. Миру уготован огонь; в мiру если кто и спасется,
то только молитвами монахов или, уж в крайнем случае, при
помощи "тайных друзей Божиих", ведущих в мiру еще более
жестокую жизнь, чем монахи.
5. Тот не монах, кто не стремится подвизаться больше
своих собратий. Кто больше всех молится, тот выше всех.
6. К слабым братьям - никакого снисхождения: суровость
более сильных да послужит им к очищению, взбодрению или
окончательному отпадению. Если и милость, то без ласки.
Всякое очарование - грех.
7. Кто от нас вышел - те и не были наши; кто отпал, тот
был к этому предопределен своим недальновидным выбором.
8. Тот не монах, кто не мечтает стать игуменом или выше.
Всегда вперед и вверх по лествице. Но всему свое время.
9.Тот не монах, кто богословствует. Кто чисто молится,
тот и есть богослов.

А и не много я знавал монахов, которые раскаялись бы в этом
Кодексе. В чем угодно раскаются, только не в этом.
И естественно, "мiрскiе" тоже рванули спасаться по этому
пути. Потому что он древний, опробованный и даже пережил
Империю.

Кто убил в себе этот кодекс - тот Макарий, Амвросий, Серафим. :)

___
(olshananaeva)
Да, именно, что древний. Доновозаветный. Боящийся новизны невозможного Завета Нового.
...да, еще - увы, не интеллигенты бросились спасаться таким путем. Если б интеллигенты! :)Как раз простой советский человек нашел в этой духовности высоты. Ну, по сравнеию с советской архаикой - да, это высоты, конечно :)


(Добавить комментарий)


[info]tozhe_kot@lj
2009-08-22 08:03 (ссылка)
А я давно уже писала, что аскетика может стать видом спорта. И тогда она становится идолом...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 08:05 (ссылка)
Да запросто становится. С человеческими жертвами. Не говоря уже о жертвах животных. Одна аскетическая новообращенная выгнала своего старого пса из дому - он умер от пневмонии, и от горя.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2009-08-22 08:18 (ссылка)
Да, животных, попавших в такую ситуацию, жалко безумно.
Очень точное замечание про большую икону Спасителя. У меня был момент в жизни, когда я все маленькие иконки заменила на одну большую Звенигородского Спаса. Момент был важный, как я потом уже поняла

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 08:22 (ссылка)
А у меня - запрестольный образ из Князь-Владимирского собора Питера. Он не закрывался все время. в 1989 году появился календарь с иконой-витражом Спасителя, я, еще юная отроковица, с радостью наклеила на фанеру, ее освятили - и до сих пор на стене. Бабушке моей очень нравилась эта икона. Царствие ей Небесное, сегодня как раз 13 лет с тех пор, как она у Господа...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2009-08-22 08:25 (ссылка)
Не помню эту икону. Я и в Князь-Владимирском была от силы раза два, все больше в Смоленскую ходила

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 08:35 (ссылка)
Огрудный образ, очень большой :) За Царскими вратами, запрестольный. Во время Литургии виден.
Я сфотографирую, пришлю :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 08:38 (ссылка)
вот здесь она слева просвечивает
http://www.vladimirskysobor.ru/istorija-sobora/

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2009-08-22 09:05 (ссылка)
примерно такую и представляла:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 09:08 (ссылка)
ВотЪ ;)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nectarius@lj
2009-08-22 12:19 (ссылка)
У меня вот из шести икон, обретающихся в комнате, три - Спаса; две - Богородицы; и одна - моего святого. Правда "иконостаса" или "угла" нет вовсе: они висят по разным стенкам. Три Спаса - чтобы отовсюду видно было :) А "иконостасы" разводить я бросил на втором или третьем году своего христианства.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 12:21 (ссылка)
О! Классно сказано - иконостасы разводить:)
У меня был, тем не менее, после ремонта что-то раздала, раздарила русским в Глазго, что-то стоит на пианино под образом Спаса:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olga_mayhem@lj
2009-08-22 08:11 (ссылка)
Выходит, это путь к гордыне?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 08:13 (ссылка)
Это - путь вне Христа. А куда уж он приведет...Собственно говоря, куда он приводит, видно по многим так называемым верующим людям.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bojarinja@lj
2009-08-22 08:24 (ссылка)
НЕТ БОЛЬШИХ, ЦЕНТРАЛЬНЫХ ИКОН СПАСИТЕЛЯ
----------------------------------------------
Да их и в храмах-то нет. В очень многих. Только Распятие, где канун.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2009-08-22 08:26 (ссылка)
а на иконостасе?!!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 08:36 (ссылка)
Вот, я и говорю - традиция удерживает от полной "расхристанности" и "оматронушкинизации"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2009-08-22 08:37 (ссылка)
и слава Богу!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 08:41 (ссылка)
Да! Во веки, аминь!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bojarinja@lj
2009-08-22 12:19 (ссылка)
Как-то трудно дотянуться до иконостаса.-)))
Конечно, есть. Но сравнительно с другими образами - можно сказать, что нет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 08:34 (ссылка)
Нет, справа от Царских врат во всех есть все же:) Традиция спасает от полной паганизации.
А к Распятию только "за упокой" свечку ставить. Упаси Боже помолиться там Спасителю "не за упокой". Это только католики молятся (вариант, услышанный мною - баптисты) Распятию, а мы правооченьславные, поклоняемся Христу Воскресшему, до земной жизни Которого и до того, чего стоило Ему наше спасение, нам нет дела.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hoddion@lj
2009-08-22 08:44 (ссылка)
Скажем,"Распятию" Дионисия нельзя молиться ни о чем, кроме как
за упокой? :) Не знал, до сегодняшнего дня не знал!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 08:49 (ссылка)
Так вот, знайте! А то погибнете,если только тайный друг Божий какой-нибудь, питающийся акридами раз в неделю не попредстательствует о вас.
Мне рассказывали о разговоре около Распятия, перед котором ДАЖЕ НЕ БЫЛО ПОДСВЕЧНИКА, а само оно было втиснуто в какой-то угол. Там и проповедывалась идея о том, что православные перед Распятием не молятся. В отличие от католиков и баптистов. И это есть самая их важная отличительная черта. Да.
А смех-то плохой.
Кстати, приход этот в Питере.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bojarinja@lj
2009-08-22 10:19 (ссылка)
У кануна спокойно помолиться невозможно. Толпы со свечками "за упокой". А справа от царских врат - вечно загорожено храмовой иконой, и нельзя приложиться.
Так что выходит - и нету. А если есть - то, скажем, к образу Богородицы чтимому стоит большая очередь, к образу Спасителя - никого. Его и не найдешь даже порой.
Вообще я никогда не слышала, чтобы где-то был чтимый или чудотворный образ Спасителя. Единственный раз -в Риге Распятие замироточило, но в алтаре. простые прихожане его в глаза не видели и вообще информация непроверенная.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 10:22 (ссылка)
Да, в этом вы правы. Токмо издали взирать. Хотя во многих храмах есть, но это "старые", а в новых именно так, как Вы говорите.
А в храме при больнице св.Георгия вообще нет иконы Спасителя. Мама была в шоке, когда спустилась туда из палаты на Троицу...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 10:24 (ссылка)
Чтимый образ Спаса есть в соборе Владимирской иконы Божией Матери, в Питере.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 10:24 (ссылка)
Чтимый образ Спаса есть в соборе Владимирской иконы Божией Матери, в Питере.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bojarinja@lj
2009-08-22 12:15 (ссылка)
Спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 12:17 (ссылка)
Надо будет вместе посетить :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bojarinja@lj
2009-08-22 12:23 (ссылка)
С радостью, только я редко в Питере теперь бываю.
А вообще очень было бы хорошо, если бы кто-то смог показать местные святыни, не входящие, в, так сказать, официальный перечень православных достопримечательностей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2009-08-22 12:27 (ссылка)
:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hoddion@lj
2009-08-23 17:08 (ссылка)
Есть Нерукотворный Лик Спасителя чудотворный
в храме св.Иоанна Воинственника на Якиманке.
В иконостасе его нет, помещен справа.
Большой образ, но так расположен, что сразу
и не заметишь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bojarinja@lj
2009-08-26 17:37 (ссылка)
давно я не бывала на Якиманке. Последний раз тогда, когда храм Иоанна Воина еще не действовал.

(Ответить) (Уровень выше)