Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет olshananaeva ([info]olshananaeva)
@ 2011-07-24 13:16:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Образ воды (о. Владимир Хулап)
В слове «крещение» нам прежде всего слышится «крест», и большинство из нас не задумывается об истории происхождения этого слова. Однако у читателей греческого текста Нового Завета возникали совершенно другие ассоциации. Греческое слово βπτισμα происходит от глагола βπτω, означающего «погружать», «окунать», «макать». Поэтому крещение Иоанна, описанием которого открывается Евангелие от Марка (Мк. 1, 1-8), буквально означало «омовение Иоанна» — обряд погружения в воду, совершавшийся Иоанном, сыном Захарии и Елизаветы, в Иордане.
Ритуальные омовения были неотъемлемой частью ветхозаветной и греко-римской культуры. Вода — источник жизни человека, основа плодородия, именно поэтому великие реки, орошающие землю, вытекают из райского сада (Быт. 2, 10-14). Однако она может стать могучей и неудержимой стихией, уничтожающей в волнах потопа противящееся Богу творение (Быт. 7,11-24). Вода очищает и восстанавливает первозданную чистоту, потерянную в результате осквернения и загрязнения. Именно поэтому омовение служило подготовительным ритуалом к встрече с Богом, предполагавшей чистоту и непорочность сердца. Оно было частью посвящения ветхозаветных священников, а также совершалось ими перед каждым служением в Иерусалимском храме (Исх. 29). Сам Христос омывает ноги ученикам, приготовляя их тем самым к первой Евхаристии (Ин. 13, 8-10).
Вода для ветхозаветного человека — символ свободы и новой жизни. Проходя через воды Чермного моря, Израиль свергает с себя узы египетского рабства — ведь именно через омовение в древности получали свободу рабы. В иудаизме существовал обряд перехода язычников в иудаизм, включавший погружение в присутствии раввинов в «живую», т.е. холодную и проточную воду. Раввины полагали, что после этого обряда «прозелит подобен новорожденному ребенку», поскольку его жизнь обретает совершенно новое качество.
Перед свадьбой ритуальное омовение совершала невеста, готовясь к радостной встрече жениха, и именно этот образ использует апостол Павел, применяя его к отношениям Христа и Церкви (Еф. 5, 26). Наконец, пророки провозглашали эсхатологическое очищение как начало новой жизни человека с Богом: «И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, и узнают народы, что я Господь... И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших... И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам... И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез. 36, 23-28).
В греко-римской религии также присутствовала идея прощения грехов и нового рождения, связанного с ритуальными омовениями. Тертуллиан в III веке говорил, что «язычники повсеместно очищают селения, дома, храмы и целые города, обнося вокруг них воду и окропляя ею. И во время праздника Аполлона и Элевсинских мистерий они совершают омовение, веря, что делают это для рождения к новой жизни и освобождения от наказания за свое вероломство». Однако многие античные авторы предостерегали от формального подхода к этим обрядам, если их не сопровождало внутреннее перерождение: «Глупец, кто думает, что тяжкий грех убийства очищен может быть речной водой» (Овидий).
Омовение было так важно в деятельности Иоанна, что современники дали ему прозвище «Креститель», так называли его друзья и враги. Он проповедует в пустыне и крестит в водах Иордана. В центре его проповеди — призыв к покаянию, обращению (metanoia), изменению образа мысли и жизни перед лицом грядущего Бога. Принимающий этот призыв должен был исповедать свои грехи, отречься от ветхого бытия, изменить свои отношения с Богом и ближними. «Я крещу вас в воде в покаяние» (Мф. 3, 11) — водный обряд, хорошо понятный современникам, был видимым знаком этого изменения. Эти последние слова Ветхого Завета, звучащие на заре Евангелия, только подчеркивают временный характер деятельности Иоанна: он — Предтеча, готовящий к мессианскому крещению Духом Святым, которое в день Пятидесятницы начнет новое бытие христианской Церкви.

протоиерей Владимир Хулап

http://aquaviva.ru/archive/2011/7/916.html


(Добавить комментарий)


[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 06:24 (ссылка)
так странно читать в прошедшем времени: существовал обряд перехода язычников в иудаизм, ритуальное омовение совершала невеста - это все живо, невесты и жены погружаются в миквэ, и геры тоже, и еще есть ситуации, когда это необходимо

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 06:26 (ссылка)
Отец Владимир Хулап полностью переехал в новозаветные времена :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 06:29 (ссылка)
вот это беда большинства христианских комментаторов, им кажется, что еврейский народ был до Христа, а потом куда-то делся
а на самом деле еврейский народ доселе жив и даже связь с Богом не потерял

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 06:30 (ссылка)
Ну, что же поделать, "инсуларизм" всем присущ. Не думаю, что многие верующие иудеи считают, что у христиан есть связь с Богом :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 06:36 (ссылка)
так с кого спрос больше?
иудеи не миссионерствуют, а для христиан это заповедь
а знаете, как такие вещи мешают миссии?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 06:41 (ссылка)
Не знаю, с кого больше спрос, я не Божий секретарь :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 06:44 (ссылка)
я очень люблю фразу Честертона, что христиане хуже всех остальных, потому что обязаны быть лучше:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 06:47 (ссылка)
Это он прав :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 06:49 (ссылка)
А еще его антисемитом клеймят :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 08:27 (ссылка)
да, я знаю

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 06:32 (ссылка)
Он - литургист, а не библеист, ему простительно :) Он заодно в о.Александре Шмемане ошибки нашел :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 06:37 (ссылка)
и в митр. Антонии?
:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 06:49 (ссылка)
Этого я не знаю :))) Но по Шмеману он работу написал, где доказывает, что совместное испитие вина из чаши при венчании - не остаток Евхаристии, а другой обряд. Много сил он положил на это :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 06:59 (ссылка)
в его поддержку могу сказать, что на еврейской свадьбе тоже пьют вино из одной чаши и это точно не остаток Евхаристии:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 08:20 (ссылка)
Вот видите! Значит, он -прав! но я все равно о. Александра Шмемана люблю :) У него эти ошибки - как ошибки у Максвелла :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 08:27 (ссылка)
согласна:)

(Ответить) (Уровень выше)

геры тоже
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 06:27 (ссылка)
нельзя ли поподробнее? кто это есть?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геры тоже
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 06:35 (ссылка)
те, кто делают гиюр, т.е. принимают иудаизм
женщины только окунаются, мужчины окунаются и обрезываются
этому предшествует (вот чему христианам бы поучиться!) минимум год обучения, причем не только специально учиненные люди учат, но и какая-нибудь семья берет над обращенным покровительство и приглашает к себе на все праздники, субботы, да и просто так, чтобы человек видел, как живут иудеи, учился не только богословию, но и повседневной жизни по заповедям

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геры тоже
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 06:41 (ссылка)
Да, вхождение в быт - это чрезвычайно важно для иудаизма.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геры тоже
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 06:43 (ссылка)
я думаю, что для христиан тоже
иначе неофиты либо после крещения образ жизни вообще не меняют, либо становятся строже древних монахов:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геры тоже
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 06:47 (ссылка)
Христианство - не быт. Можно быть христианинами, очень отличаясь в быту друг от друга. Но то, что надо обучать вере, в которую человек креститься - верно :)) У нас просто человек, крестясь, воспринимает это часто, что он переходит в "свою народную религию". И эта народная религия, активно паразитируя на христианстве, весело процветает на необъятных просторах нашей страны :))) и не только нашей :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геры тоже
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 06:58 (ссылка)
христианство включает в себя все и для неофита важно видеть как живут члены Церкви, дело же не в разделении посуды на мясную и молочную, а в проявлении веры в быту (может я совсем путано выражаюсь?)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геры тоже
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 08:15 (ссылка)
То есть, как, к примеру, мы с мужем и мамой по-христиански втроем живем? :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геры тоже
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 08:15 (ссылка)
например:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геры тоже
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 08:19 (ссылка)
О ужас.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геры тоже
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 08:26 (ссылка)
:))))

(Ответить) (Уровень выше)

Re: геры тоже
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 08:19 (ссылка)
Кроме шуток, неофит приходит ко Христу, потому что видит "сияние вечной жизни" на лице какого-то человека. А как жить - это творческий подход. Мне кажется, что как раз у нас "унылыми православными" и взят образец - от других уныло-православных семей, и всякое творчество, всякое отклонение от того, что видел неофит в первые годы воспринимается как шок. А видел он пресловутый бородолопатый уклад, и не обязательно монастырский, а приходской. При этом образцы того, как живут образованне, культурные христиане воспринимается как "обновленчество", "слабость в вере", а недосягаемым идеалом считается "неприятие паспортов", и только в силу "слабости" их люди принимают, при этом уважая "непринявших", которые тон и задают.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геры тоже
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 08:23 (ссылка)
ну вот мне так повезло, что меня в первые годы опекали именно образованные и культурне христиане:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геры тоже
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 08:28 (ссылка)
Да, это точно - повезло. Меня бабушка воспитывала, интеллигентная, образованная женщина, глубоко верующая женщина - мне было дико увидеть позже "православный быт с бородой и на лавке", натужные совместные семейные молитвы и прочую показуху.

Кстати, если в праволсавную семью засылать неофитов, большой риск показухи. И потом, что хорошо одному, плохо другому. Каждый пусть творит, а не рабски копирует. Ведь христианство - это свобода, это жизнь в Духе. Надо в наших условиях подчеркивать, что формы устроения жизни могут и должны быть разными. Что нет готовых решений, инструкций и программ.

(Ответить) (Уровень выше)

все никак не успокоится
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 08:25 (ссылка)
Мне кажется, у нас как раз вот этого подражательства внешнего полным полно. "Как выглядеть и говорить православному". С этого приходская "катехизация" и начинается. Новообращенный меняется, изменяется его язык,одежда, походка, появляются невротические страхи "не пропустить службу", "не вычитал", "не сделал", не то-се" и прочее. Катехизация-то идет, и среда воспитывает, и очень много так воспитанных перевоспитанию не поддаются.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: все никак не успокоится
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 08:34 (ссылка)
согласна, но свято место пусто не бывает - если нормальные люди устраняются, то опекать неофитов начинают борцы и борчихи с паспортами
меня они все всемя опекать порывались, но у меня прививка есть: они же, как правило, антисемиты, а когда я это понимаю, то дальше уже не слушаю:)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: все никак не успокоится
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 08:35 (ссылка)
Мне кажется, тут не альтернативную опеку устраивать, ибо в России народ привык и ищет опеку, а к самостоятельности, к свободе прививать вкус.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: все никак не успокоится
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 08:39 (ссылка)
но должны же быть у неофита люди, к которым можно придти
у нас, к сожалению, новокрещенный не входит в общину, но должен быть хоть кто-то в новой жизни, кому он свой

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: все никак не успокоится
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 10:08 (ссылка)
Обычно приходят под впечатлением, произведенным другим христианином - живущим или встреченным в прошлом. Община же в России в современном состоянии - приход со сплетнями. Счастливые исключения не рассматриваю. Поэтому общинная жизнь - это жизнь "под контролем и на виду", а не на свободе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: все никак не успокоится
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 10:13 (ссылка)
ох...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: все никак не успокоится
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 10:15 (ссылка)
Ну да. Выхода-то и нет. Какую партию на начинай в бывшем СССР - все получается КПСС (с)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: все никак не успокоится
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 10:16 (ссылка)
вот и буду дальше в Израиле

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: все никак не успокоится
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 10:18 (ссылка)
(голос из зала) Правильное решение! Правильное решение! (с)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: все никак не успокоится
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 10:33 (ссылка)
:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: все никак не успокоится
[info]olshananaeva@lj
2011-07-24 11:16 (ссылка)
http://www.proza.ru/2008/02/12/459

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: все никак не успокоится
[info]tozhe_kot@lj
2011-07-24 11:20 (ссылка)
:)))))))))

(Ответить) (Уровень выше)