Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет oper_1974 ([info]oper_1974)
@ 2013-06-26 20:01:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Знамена над Рейхстагом. Берлин, май 1945 г.
   "В середине дня 2 мая в центре Берлина наступила тишина. Гарнизон фашистских войск капитулировал.
В рейхстаг валом повалил народ... Приходили пешком, приезжали на лошадях и автомашинах представители всех родов войск. Всем хотелось посмотреть рейхстаг, расписаться на его стенах. Многие фотографировались на фоне фашистской цитадели, многие приносили с собой красные флаги и флажки и укрепляли их по всему зданию. Приехали корреспонденты и фоторепортеры дивизионных, армейских, фронтовых и даже центральных газет.
   Пошли расспросы, записи... Встретит какой-нибудь корреспондент солдата, отведет его в тихий уголок и давай писать по горячим следам боев. Другой уведет офицера, третий - сержанта, так по тихим уголкам “разобрали” не только мой батальон, а и другие, принимавшие участие в штурме. Пошла путаница...
   Доходило до того, что в одной и той же газете о водружении Знамени Победы писалось по-разному. И таких противоречивых высказываний можно привести сотни.


   Через 12 лет после войны, во время одного выступления, ко мне подошел капитан запаса Федоров из 47-й армии и категорично заявил: “Знамя Победы водрузили я и старший сержант Михаил Исаков, вот газета... смотрите”.
   Он развернул газету, в ней снимок. На крыше рейхстага на фронтоне парадного подъезда развевается знамя, его держит Федоров, рядом старший сержант с автоматом. Под фотоснимком написано: “Капитан Федоров и старший сержант Исаков водружают знамя над рейхстагом”.
   Рассматривая газету, я был в недоумении, а Федоров стал пояснять: “8 мая командование направило группу лучших воинов с корреспондентом армейской газеты на экскурсию в Берлин - посмотреть фашистскую столицу и рейхстаг. Мы вечером 8 мая водрузили Знамя, а 9-го кончилась война. Советский народ праздновал Победу. На меня и Исакова были написаны наградные листы на присвоение звания Героя Советского Союза, но Героев не дали. Наградили за Берлинскую операцию орденами Красного Знамени.
   Но ничего,- продолжал Федоров,- я своего добьюсь... Вашего Егорова и Кантарию выведу на чистую воду. Это в угоду Сталину подсунули грузина... Сейчас культ личности осудили. Можно писать. Добьюсь!” - подытожил капитан запаса. И многие действительно стали писать, добиваться!
++++++++++++
   На самом деле все обстояло так....Водружение Знамени Победы складывалось как бы из трех этапов. Прежде всего необходимо было ворваться в рейхстаг и овладеть им (хотя бы частично). Дальше: во взятом уже рейхстаге добраться по лестнице на верхние этажи, затем в чердачные помещения и на крышу. Там установить Знамя. И, наконец, отбить фашистские контратаки.
   Поэтому мне кажется вполне логичным, что честь во взятии рейхстага, в его удержании, в создании благоприятных условий для водружения знамени принадлежит солдатам, сержантам и офицерам трех батальонов во главе с их командирами. Именно поэтому Военный совет 1-го Белорусского фронта принял решение ходатайствовать о присвоении звании Героя Советского Союза трем командирам батальонов и двум разведчикам. Как я уже писал. Указ о нашем награждении вышел ровно через год после окончания войны. Первоначально же участники штурма рейхстага были награждены орденами Красного Знамени.
++++++++++++++
  Поднимаю батальон. Иду в темень, под зарево. Справа, совсем близко, застрочил пулемет. Куда он стреляет - не пойму. В цепи кто-то застонал. Батальон залег. Ночная атака успеха не имела.
Я вернулся в здание, на свой НП. Не прошло и пяти минут, как из полка поступил новый запрос:
- Вышел, что ли, к рейхстагу? Когда выйдешь? Ведь рейхстаг, Неустроев, от тебя близко, совсем рядом...
Взвилась серия красных ракет - сигнал атаки. Роты с криком “ура” бросились вперед. Но не успели пробежать и пятидесяти метров, как противник обрушил на нас сотни тяжелых мин и снарядов. Наше “ура” потонуло в грохоте. И вторая атака так же, как и первая, захлебнулась.
   В середине дня, часов в тринадцать, была предпринята еще одна, третья по счету, атака, также успеха не имевшая... После нее батальон оказался в исключительно тяжелой обстановке: вторая стрелковая рота младшего лейтенанта Антонова и третья рота лейтенанта Ищука поднялись в атаку не одновременно, личный состав рот мелкими группами и в одиночку устремился к парадному подъезду рейхстага.
   Кое-кто уже подбегал к зданию, и казалось, что вот-вот роты ворвутся в рейхстаг. Противник усилил ружейно-пулеметный огонь и тут же открыл огонь иу артиллерии и минометов. Площадь утонула в разрывах снарядов и мин, казалось, что земля и небо перемешались в каком-то страшном аду. Минут через двадцать противник огонь прекратил: в воздухе пороховая гарь, от которой спирало дыхание и першило в горле.
   Около трех часов дня ко мне на наблюдательный пункт снова пришел Зинченко и сообщил: “Есть приказ маршала Жукова, в котором объявляется благодарность войскам, водрузившим Знамя Победы, в том числе всем бойцам, сержантам и офицерам, генералам 171-й и 150-й стрелковых дивизий. В письменном виде приказ маршала Жукова в войска 1-го Белорусского фронта, очевидно, поступит завтра”,- смущенно закончил полковник.
   Я спросил командира полка: “Рейхстаг не взят, знамя не водружено, а благодарность уже объявили?” “Так выходит, товарищ комбат,- в задумчивости ответил Зинченко и тут же спросил меня.- А может быть, кто-нибудь из наших все-таки вошел в рейхстаг? Может быть, ты через разрывы снарядов и мин не заметил, что происходило на ступеньках парадного подъезда?”
++++++++++++++
   Выполняя приказ старшего командования, из батальонов Якова Логвиненко, Василия Давыдова, а также из 171-й дивизии Константина Самсонова стали с флажками направлять одиночек-добровольцев, храбрейших людей, к рейхстагу с задачей установить флажок на колонне парадного подъезда, или на фасадной стене, или на углу здания рейхстага, где угодно, лишь бы на рейхстаге!
   Из разных батальонов в разное время побежали с флажками люди к рейхстагу и... Никто из них до цели не добежал, погибли. Из моего батальона был направлен Петр Николаевич Пятницкий, который также погиб, не достигнув колонн парадного подъезда.
   Противник из рейхстага и справа, из Кроль-оперы, продолжал хлестать свинцом. Стало ясно, что направлять добровольцев с флажками к рейхстагу бессмысленно. Кроме того, фашисты открыли огонь из артиллерии и тяжелых минометов, но их снаряды с воем пролетали над нами и рвались где-то позади, в районе моста Мольтке, через который командование срочно перебрасывало к нам для усиления последующих атак танки, артиллерию и гвардейские минометы “катюши”.
   Все подвалы угловой части “дома Гиммлера” заняли незнакомые мне офицеры — артиллеристы, танкисты. Они устанавливали стереотрубы, налаживали связь по телефону и рациям. Подвалы походили на муравейник. Кого там только не было! И корреспонденты, и кинооператоры, даже какие-то представители из самой Москвы.
Наступил вечер. Зинченко по телефону приказал:
- Через пятнадцать минут атака. Жду доклада из рейхстага.
+++++++++++++++
   Перед атакой, как я уже упоминал, по инициативе коммунистов и комсомольцев в батальоне приготовили красные флаги различной величины и формы. И теперь десятки красных флажков развернулись по всей атакующей цепи. Каждому хотелось, чтобы именно его солдатский флажок первым оказался в фашистском рейхстаге. Это был массовый героизм, и не было в мире такой силы, которая смогла бы остановить советских воинов на пути к победе.
   Мой заместитель по политчасти лейтенант Берест вместе с Антоновым увлекли за собой вторую роту, которая с утра лежала на площади, прижатая к земле плотным огнем противника. Капитан Ярунов, мой заместитель по строевой части, вместе со Съяновым ведут в атаку 1-ю роту. Лейтенант Ищук выскочил из воронки, повернулся к своей 3-й роте и с криком “За Родину! Вперед!” устремился к парадному подъезду.
   Двенадцать станковых пулеметов роты старшего лейтенанта Жаркова с флангов поддерживали стрелковые роты огнем. Жарков сам лежал за пулеметом, но вскоре его тяжело ранило, и роту возглавил лейтенант Герасимов. В цепи штурмующих находилась и группа капитана Макова.
Это была последняя атака батальона в суровой четырехлетней войне. Последняя!!!
     Как я узнал позже, в это же время справа к рейхстагу бежали бойцы батальона капитана Василия Давыдова, слева - батальона старшего лейтенанта Константина Самсонова из 171-й стрелковой дивизии.
     Наши роты в рейхстаге с боями продвигались вперед. Противник обрушил пулеметный и автоматный огонь не только на атакующих, но и на те многочисленные комнаты и длинные коридоры, в которые еще не вошли наши солдаты. Это был огонь обреченных, потерявших рассудок людей, от которого мы, впрочем, не несли особых потерь. Удар же наших подразделений был мощным и организованным, и враг, не выдержав такого стремительного натиска, стал отступать. Мы занимали одну за другой комнаты, коридоры и залы.
     Наконец слышу долгожданный звонок. Из рейхстага докладывал мой начальник штаба: “Новый наблюдательный пункт батальона готов, роты и отдельные штурмовые группы ведут бой в глубине рейхстага, но бой утихает: темно, вести бой дальше нельзя, можно перестрелять своих. Слышны только отдельные очереди и иногда разрывы гранат”.
++++++++++++++++++
Около двенадцати часов ночи (время берлинское) в рейхстаг пришел полковник Зинченко. Я обрадовался его приходу.
- Капитан Неустроев, доложите обстановку...
Полковника интересовало знамя. Я пытался ему объяснить, что знамен много... Флаг Пятницкого установил Петр Щербина на колонне парадного подъезда, флаг первой роты Ярунов приказал выставить в окне. выходящем на Королевскую площадь. Флаг третьей роты... Одним словом, я доложил, что флажки ротные, взводные и отделений установлены в расположении их позиций.
- Не то ты говоришь, товарищ комбат! - резко оборвал меня Зинченко. - Я спрашиваю: где знамя Военного совета армии под номером пять? Я же приказывал начальнику разведки полка капитану Кондрашову, чтобы знамя шло в атаку с первой ротой! - возмущался полковник.
Стали выяснять, расспрашивать, оказалось, что... знамя в штабе полка, в “доме Гиммлера”.
Зинченко позвонил по телефону начальнику штаба майору Казакову и приказал:
- Организуйте немедленно доставку знамени Военного совета в рейхстаг! Направьте его с проверенными, надежными солдатами из взвода разведки.
    Вскоре в вестибюль вбежали два наших разведчика - сержант Егоров и младший сержант Кантария. Они развернули алое полотнище. Ему суждено было стать Знаменем Победы!
Командир полка перед Егоровым и Кантарией поставил задачу:
- Немедленно на крышу рейхстага! Где-то на высоком месте, чтобы было видно издалека, установите знамя! Да прикрепите его покрепче, чтоб не оторвало ветром.
+++++++++++++++
   После двух или трех часов ночи на 1 мая через парадный подъезд в цитадель фашизма стали входить все новые и новые подразделения. Шли пехотинцы, артиллеристы, танкисты почти из всех частей 79-го стрелкового корпуса. И всем, понятно, хотелось водрузить свой флаг над рейхстагом.
   Я считал, что для обороны здания и отражения возможных контратак нужно оставить здесь один полк или боеспособный батальон. Доложил по телефону свои соображения полковнику Зинченко. Не прошло и часа, как, очевидно, по приказу командира корпуса из рейхстага были выведены все подразделения, кроме моего батальона.
   Разведчики выполнили задание и хотели уже возвращаться в штаб батальона, когда в стене первого этажа обнаружили дверь. Открыв ее, увидели широкую мраморную лестницу с массивными чугунными перилами. Осторожно стали спускаться. Первым шел Новиков, он освещал дорогу карманным фонариком. Кругом стояла мертвая тишина, в ней гулко отдавался стук солдатских сапог.
    Миновав несколько лестничных площадок и проникнув глубоко с подземелье, бойцы очутились в большом зале с железобетонным полом и такими же стенами. Не успели они пройти и десяти шагов, как застрочил пулемет. Пятерых разведчиков убило, трое успели скрыться за поворотом лестничной площадки. Новиков чудом остался жив. С двумя солдатами, еле переводя дух, он прибежал в штаб батальона и рассказал о происшедшем.
    Требовалось немедленно собрать данные о противнике. В одной из комнат рейхстага еще с вечера находились взятые в плен гитлеровцы. Мы не смогли отправить их в тыл, так как не имели времени и лишних людей для сопровождения.
    Ко мне привели обер-лейтенанта. Гитлеровец сообщил, что подземелье большое и сложное, со всевозможными лабиринтами, туннелями и переходами и в нем размещены основные силы гарнизона, более тысячи человек, во главе с генерал-лейтенантом от инфантерии - комендантом рейхстага. В складах большие запасы продовольствия, боеприпасов и воды.
      Возможно, обер-лейтенант сильно преувеличивал, но, если верить ему, противник обладал серьезным численным превосходством. Наши силы были в несколько раз меньше. Однако совершенно ясно было одно: в подвал пока не забираться, держать оборону наверху, в зале, контролировать все коридоры и блокировать подземелье. Я отдал распоряжение...
+++++++++++++++
    Огонь артиллерии врага продолжался. Вскоре фашисты перешли в контратаку на подразделения 674-го и 380-го стрелковых полков, оборонявшихся на внешней стороне здания.
Вдруг где-то в глубинах рейхстага раздался взрыв. За ним второй, третий. Контратака!
      В помещении все чаще рвались фаустпатроны. Но едва фашисты показывались в коридорах, бойцы открывали огонь, и те, оставляя убитых, отступали в подвалы.
За стенами здания не умолкала канонада - шел бой...
      Там ценою больших потерь фашистам удалось подойти близко к Кроль-опере. Это здание находилось от нас справа, в тылу. Таким образом, мы были отрезаны от штаба полка, блокированы, но тогда еще не знали, что в течение суток никто не сможет к нам пробиться.
    Часам к одиннадцати дня гитлеровцы снова пошли на прорыв. Они стремились, невзирая ни на что, вырваться из подземелья. В трех-четырех местах им удалось потеснить нас, и в эту брешь на первый этаж хлынули солдаты и офицеры противника.
    Фашистскому гарнизону терять было нечего - они шли напролом, решив любой ценой выбить нас из рейхстага.
Мы сдерживали их напор и делали отчаянные попытки потушить пожар. Огонь охватил уже второй этаж. Батальон оказался в исключительно тяжелом положении. Связи с соседними подразделениями у нас не было. Что с батальонами Давыдова и Самсонова, я не знал. В это время восстановили связь, позвонил командир полка и с тревогой спросил: “Что у тебя делается?.. Я вижу, что через купол и все окна валит густой черный дым”. Я ответил, что бушует сильный пожар. Горит все - даже люди...
       Полковник приказал оставить рейхстаг, а когда кончится пожар, снова атаковать и восстановить положение. Выполняя приказ, я сделал безуспешную попытку мелкими группами вывести людей из здания. Фашисты близко подошли к Кроль-опере и открыли ураганный огонь по парадному подъезду. Батальон оказался в “мешке” - с фронта надвигается пламя пожара, а выход закрыт!
++++++++++++
      До позднего вечера 1 мая в горящем рейхстаге шел бой. Только в ночь на 2 мая нам удалось ротой под командованием капитана Ярунова обойтии атаковать фашистов с тыла. Гитлеровцы не выдержали удара и скрылись в подземелье. Но положение наше оставалось тяжелым. Люди были крайне изнурены. На многих болтались обгоревшие лохмотья. У большинства солдат руки и лица покрылись ожогами. Ко всему прочему нас мучила жажда, кончались боеприпасы...
И вдруг противник прекратил огонь. Мы насторожились.
      Вскоре из-за угла лестницы, ведущей в подземелье, фашисты высунули белый флаг. Какое-то мгновенье мы смотрели на него, не веря своим глазам.
+++++++++++++
Гитлеровцы ставили условие, что станут вести переговоры только с генералом или по меньшей мере с полковником.
   Раз немцы требовали офицера не ниже полковника,тогда мы нарядили лейтенанта Береста полковником. Шинель он сбросил, надел трофейную кожаную куртку.
     Наша делегация для переговоров состояла из трех человек: Берест - в роли полковника, я - его адъютант и Прыгунов - переводчик.
     Во время боя на мне поверх кителя была надета телогрейка. Она сильно обгорела, из дыр торчали клочья ваты. Но под телогрейкой сохранился почти новый, с капитанскими погонами китель. На груди несколько орденов. По внешнему виду я оказался для роли адъютанта вполне подходящим....
++++++++++++++
    В седьмом часу утра из подвалов потянулись группы пленных солдат и офицеров, человек сто - сто двадцать. Бледные, с угрюмыми лицами, они медленно шагали, понурив головы. По количеству пленных можно было сделать вывод, что гарнизон рейхстага не имел и тысячи человек.
    Возможно, часть гитлеровцев вышла через депутатский вход, о котором мы узнали только после боев, и укрылась в развалинах за рейхстагом, но это могли быть только одиночки. Я твердо убежден, что гарнизон рейхстага насчитывал примерно столько же людей, что и мой батальон.
   Уточнить численность гарнизона, номерацию частей и подразделений после боев не удалось. Пленных из рейхстага я отправил через Королевскую площадь в “дом Гиммлера”, где находились наши работники контрразведки СМЕРШ. Конвоиров было десять человек во главе с сержантом; к сожалению, его фамилии я не помню.
   При возвращении он доложил, что пленных в штаб полка не доставил. Перед “домом Гиммлера” вели большую колонну гитлеровских войск, и какой-то незнакомый полковник приказал ему присоединить пленных к его колонне. Таким образом, следы фашистов из рейхстага бесследно затерялись. Только по немецким архивам наши историки могут восстановить истину и точную численность оборонявшихся." - из воспоминаний командира 1-го стрелкового батальона 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии капитана С.А.Неустроева.

После войны капитан Неустроев продолжал службу в органах МВД на Урале.

       "Тех, кто был доставлен на Колыму в качестве заключенных, тоже охраняли Герои Советского Союза. К чести оперуполномоченного Особого лагеря № 5 МВД СССР, известного как Берлаг, прославленного комбата, штурмовавшего рейхстаг, Степана Андреевича Неустроева, не сумевшего вписаться в систему охранно-карательных органов, через три месяца такой службы пришлось написать в 1948 году заявление об откомандировании в другое подразделение." - из статьи в газете "Магаданская правда".

      С 1953 года подполковник С. А. Неустроев - в запасе. В 1953-1957 годах работал слесарем на Уральском электрохимическом комбинате. С 1957 года служил во внутренних войсках МВД СССР, охранял атомный завод в закрытом городе Новоуральск.


Фото 1-2: Каптиан Неустроев(крайний справа).
kan_049006017



1275112962_artemev-chekhija-22-maja-1945post-118-0-57394700-1316455931_thumbpost-3-0-37440400-134946431408post-118-0-46263300-1348207375_thumbpost-118-0-44095800-1345404478post-118-0-25274600-1316455899_thumb84cf11f439a1ivanov8post-118-0-73149300-13454044161318424674_11lee-miller-dead-ss-soldier-1945





(Добавить комментарий)


[info]amonov@lj
2013-06-26 08:35 (ссылка)
Тяжко дался последний бой.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 08:37 (ссылка)
Первый бой тяжелее.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tambovwolf@lj
2013-06-26 08:53 (ссылка)
Любили наши немецкие кинжалы

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 08:58 (ссылка)
И кортики.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tambovwolf@lj
2013-06-26 09:02 (ссылка)
У самого когда-то немецкий штык был, хорошая вещь
Image
Тут вот вроде кинжал СС, в краеведческом музее такой в Тамбове видел

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 09:06 (ссылка)
В Золингене делали.

Зо́линген (Solingen)
— город в Германии. Его иногда называют городом лезвий, потому что в Золингене имеется старая традиция производства высококачественных ножей и лезвий. Наиболее известные производители лезвий для опасных бритв: Dovo, Robert Klaas, H.W.Boker.
название знакомо многим, поскольку знаменитые ножи и ножницы, а кроме того печально известные кортики СС и «серборезы» были изготовлены именно здесь.

Image

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 15:03 (ссылка)
Слизали у штурмовиков,потом теми-же кинжалами верхушку СА вырезали:)

Image (http://hostingkartinok.com)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 15:14 (ссылка)
СА и Верховное командоване вермахта не были признаны преступными организациями в Нюрнберге.
Новый предлагаемый у нас закон имеет и негативную сторону,нельзя будет осуждать и их и все действия союзников.
Требуются доработки.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 16:06 (ссылка)
Интересно конечно по вермахту...к которому относилась та-же тайная полевая полиция,да и у самого вермахта руки по локоть в крови.

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2013-12-28 21:53 (ссылка)
Tam i odejda samurev est'

(Ответить) (Уровень выше)


[info]stepanov_karel@lj
2013-06-26 09:46 (ссылка)
Возможно, часть гитлеровцев вышла через депутатский вход

ну вот, а то все только и ругают депутатов!))))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 09:49 (ссылка)
Пригодился для драпа.
Интересно у нас в Думе есть выход для драпающих депутатов?:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stepanov_karel@lj
2013-06-26 09:56 (ссылка)
Про думу не знаю, а карельское Законодательное Собрание находится в старом административном знании 50-х годов постройки. В подвале - бомбоубежище. И из него есть подземный ход на берег Онежского озера. Но пара сотен метров. Но он закрыт и заброшен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 09:58 (ссылка)
"Но он закрыт и заброшен."
Пора разконсервировать "на всякий пожарный"!:)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 10:03 (ссылка)
Смотрим,прикидываем.:)

Симулятор ядерных ударов : http://3mv.ru/load/

(Ответить)


[info]isetec@lj
2013-06-26 10:13 (ссылка)
"Полковника интересовало знамя. Я пытался ему объяснить, что знамен много..."===== Флаги, флаги - похоже средний и высший комсостав больше интересовало кто первый и куда тряпку повесит а не сколько бойцов л/с погибнут из-за этой авантюры.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 10:16 (ссылка)
Звание ГСС давали тем кто повесит флаг и их командирам.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]isetec@lj
2013-06-26 11:28 (ссылка)
Это наподобие переправы через Днепр? Кто первый форсирует Днепр и сможет сам потом об этом рассказать - тот и Герой Союза.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 11:31 (ссылка)
Типа того.
Но и здесь находились добровольцы.

"Выполняя приказ старшего командования, из батальонов Якова Логвиненко, Василия Давыдова, а также из 171-й дивизии Константина Самсонова стали с флажками направлять одиночек-добровольцев, храбрейших людей, к рейхстагу с задачей установить флажок на колонне парадного подъезда, или на фасадной стене, или на углу здания рейхстага, где угодно, лишь бы на рейхстаге!
Из разных батальонов в разное время побежали с флажками люди к рейхстагу и... Никто из них до цели не добежал, погибли. Из моего батальона был направлен Петр Николаевич Пятницкий, который также погиб, не достигнув колонн парадного подъезда."

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]isetec@lj
2013-06-26 11:37 (ссылка)
Безумству храбрых поём мы песню.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nikola_rus@lj
2013-06-26 17:17 (ссылка)
Однако ж добровольцы находились. Так что дело не только в начальстве.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:19 (ссылка)
Ну....ГСС на дороге не валяется,правда жизнь дороже.
Погибнуть в последние дни войны.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nikola_rus@lj
2013-06-26 17:25 (ссылка)
Я думаю там что-то другое двигало.

...Я вот почему-то думаю, что Александр Матросов был счастлив в последние секунды жизни. Намного более счастлив других, живущих счастливо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:30 (ссылка)
Есть упоение в бою

И бездны мрачной на краю,

Ив разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

Ив аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nikola_rus@lj
2013-06-26 17:31 (ссылка)
Чьи?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:37 (ссылка)
Пушкина.:)
"Маленькие трагедии" - пир во время чумы.

(Ответить) (Уровень выше)

Бой за Рейхстаг. Берлин, май 1945 г.
[info]livejournal@lj
2013-06-26 10:20 (ссылка)
Пользователь [info]aleksandrnnov@lj сослался на вашу запись в записи «Бой за Рейхстаг. Берлин, май 1945 г.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Бой за Рейхстаг. Берлин, май 1945 г. [...]

(Ответить)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 14:56 (ссылка)
Интересно по гарнизону Рейхстага,остались самые преданные:В основном рейхстаг и Рейхсканцелярию защищали войска СС: подразделения дивизии СС «Нордланд», СС французский батальон Фене из дивизии «Шарлемань» и латышский батальон 15-й гренадерской дивизии СС (латышская дивизия СС), а также СС охранных подразделений фюрера Адольфа Гитлера (их было, по некоторым данным, ок. 600−900 человек).
С флагами понятно,если назначили быть героем,будь им:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 15:00 (ссылка)
Меня это прикололо:

"Но ничего,- продолжал Федоров,- я своего добьюсь... Вашего Егорова и Кантарию выведу на чистую воду. Это в угоду Сталину подсунули грузина... Сейчас культ личности осудили. Можно писать. Добьюсь!” - подытожил капитан запаса. И многие действительно стали писать, добиваться!"

И это:
Из подполковников в слесари....

"Тех, кто был доставлен на Колыму в качестве заключенных, тоже охраняли Герои Советского Союза. К чести оперуполномоченного Особого лагеря № 5 МВД СССР, известного как Берлаг, прославленного комбата, штурмовавшего рейхстаг, Степана Андреевича Неустроева, не сумевшего вписаться в систему охранно-карательных органов, через три месяца такой службы пришлось написать в 1948 году заявление об откомандировании в другое подразделение." - из статьи в газете "Магаданская правда".

С 1953 года подполковник С. А. Неустроев - в запасе. В 1953-1957 годах работал слесарем на Уральском электрохимическом комбинате.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 15:11 (ссылка)
Ничего удивительного...когда увидел (у отца)книгу по токарному делу - он объяснил,что прикупил на случай если сократят без выслуги лет (до армии был токарем-правда недолго)..кстати с Неустроевым у него был один похожий момент,предложили идти начальником охраны лагеря (с повышением),он отказался-благо выслуги ему уже хватало (финскую правда не засчитали):)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 15:18 (ссылка)
Но потом....С 1957 года служил во внутренних войсках МВД СССР, охранял атомный завод в закрытом городе Новоуральск.:)

Интересно что в подземельях рейхстага больше батальона фрицев пряталось.
И что наши были окружены в рейхстаге.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 16:12 (ссылка)
Получается,что больше батальона...это оперативное окружение,во время штурма Берлина их было много(слоеный пирог).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 16:45 (ссылка)
ImageImage

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 17:18 (ссылка)
Наши немцы Победителей уважали.... и сейчас уважают,смотри концовку: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=i0MogUZOGAU#at=24

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:21 (ссылка)
Это что,ветераны армии ГДР?:)
А форма новеханькая.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 17:30 (ссылка)
Да ветераны ННА,парадная форма фактически не изнашивается....
молодцы немцы,что скажешь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:35 (ссылка)
Видно не сладко им потом жилось,при новой власти.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 17:38 (ссылка)
Да..их всех потихоньку уволили,были военнослужащие одной из лучших армий Европы..а теперь!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:40 (ссылка)
Наши танки будут встречать цветами.:))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 17:43 (ссылка)
Это точно:) http://www.youtube.com/watch?v=M__RMY-RGYI

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 17:39 (ссылка)
Вам парадную форму в милиции выдавали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:47 (ссылка)
Нет.
А у нас ее и не было.
Мне и нормальную(китель-брюки с лампасами)не выдали,пошил сам.
Китель и фуражка до сих пор валяются,я их одевал за всю службу несколько раз.
Выдали полевую форму и зимнюю + курточка короткая на молнии под погоны.:)

А второй раз(по истечению срока носки первой)я и не получал,зато при увольнении мне деньгами заплатили за то что я не получал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 17:51 (ссылка)
Понятно..просто раньше в милиции была еще парадная форма,вот она обычно висела в шкафу(как и у армейцев)http://www.vedomstva-uniforma.ru/mil1977/mil95_1-1977.html#3

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 18:04 (ссылка)
У Нургалиева и генералов парадка была,и ладно.:)

Сейчас у полиции вообще форма - дерьмо,не только внешне но и по качеству - на помойку сразу можно,поэтому на земле все носят старую милицейскую.

Image

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2013-06-26 18:40 (ссылка)
Похоже,что у Нургалиева армейская-генеральская.
А форма-да,советская была качественная - Щелоков,плохую-бы не позволил:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 18:52 (ссылка)
Это парадка милиции МВД видимо.

Парадка ВВ МВД у него была такая:

Image

А милицейская форма такая:

Image

Он и полицейскую сразу пошил.:)

ImageImage

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nikola_rus@lj
2013-06-26 17:19 (ссылка)
>>И это:
Из подполковников в слесари....

Тоже обратил внимание.

У нас в школе был трудовик - бывший лётчик-истребитель

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:23 (ссылка)
Ну так он в МВД служил,как Сталин умер а потом Берию расстреляли в 1953-м,так видно он и попал под замес.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]skaramanga_1972@lj
2013-06-26 16:13 (ссылка)
Эх, о Григорие Булатове забыли... А, ведь, это он был первым! Он! За это и за то, что позже доказывал свою правоту получил прозвище "Гришка-Рейхстаг". Но на известной хронике (снятой, правда, уже постфактум), именно он - Григорий Булатов, водружал Знамя Победы.

Вот большинство известных фото водружения.

http://skaramanga-1972.livejournal.com/13729.html

Боевых фото (снятых именно в момент водружения) я не встречал, может их и нет в природе. Все фото сняты уже постфактум, есть фото с ретушью.


"Из воспоминаний Григория Булатова:

«К нам, разведчикам, пришел комполка 674-го полковник Плеходанов и замполит Субботин. Военный Совет 3-й ударной армии учредил 9 знамён, которые нужно водрузить над рейхстагом. Первые, водрузившие знамя, будут представлены к званию героя. Нашему полку жребий не выпал. Комполка сказал, что над рейхстагом может развеваться не обязательно Знамя Военного Совета. Подыщите подходящий материал – вот вам и Знамя». Материал для знамени достали «не то из-под перины, не то из-под наперницы». Разведчики Булатов и Провоторов разорвали его пополам и спрятали под гимнастерки… Начинался день 30 апреля.

Из воспоминаний разведчика Виктора Провоторова: «И вот лейтенант Сорокин дает команду:

- По одному, короткими перебежками, вперед!

Бросок, другой, третий… Оглядываюсь – рядом Булатов. Остальных отсек огонь… Вот и стена рейхстага. Залегли, смотрим, нет ли где свободного от кирпича окна. Находим окно. Улучив момент, мы влезли в окно, предварительно бросив туда по гранате. Коридорами вышли на лестницу, забрались на второй этаж.

Гриша Булатов протянул руку в окно, помахал флагом, затем мы укрепили его. В это время внизу послышались выстрелы, взрывы гранат, стук сапог. Мы приготовились к бою. Гранаты и автоматы начеку.

Но схватка не состоялась. Это по нашим следам пришли Лысенко, Бреховецкий, Орешко и Почковский. С ними лейтенант Сорокин. Он подошел к нам, пожал руки и снял флаг.

- Отсюда его плохо видно, ребята, - сказал он. - Надо пробираться на крышу.

По той же лестнице стали подниматься все выше и выше, пока не добрались к крыше. Цель достигнута. Где ставить флаг? Решили укрепить у скульптурной группы. Подсаживаем Гришу Булатова, и наш самый молодой разведчик привязал его к шее огромного коня. Посмотрели на часы, стрелки показывали 14 часов 25 минут».

http://www.polk.ru/novosti/molchanie-znamenostsa-tajjna-velikojj-pobedy/

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 16:33 (ссылка)
Похоже много там флагов было.

Около 23 часов берлинского времени, московского — час ночи, капитан Маков доложил командиру корпуса генералу Переверткину, что его группа выполнила приказ: “Флаг штаба 79-го корпуса установлен на крыше рейхстага”.
По этому вопросу более 40 лет идут споры и разного рода кривотолки: дескать. Знамя Победы водрузили не Егоров и Кантария под руководством лейтенанта Береста, а капитан Маков и его группа в составе четырех человек: Лисименко, Минина, Боброва и Загитова. В мемуарной литературе, даже в “Истории Великой Отечественной войны” пять человек во главе с капитаном В. Маковым и четыре человека с майором М. Бондарем показаны как боевые группы, и силы этих “групп” (что вряд ли правомочно) приравниваются к силам батальона...

Ради исторической правды нужно сказать, что капитан Маков и его подчиненные - люди отчаянные, храбрые. У меня никогда не было и сейчас нет сомнения в правдивости прозвучавшего доклада. Маков — серьезный и порядочный человек, он не допустит лжи, но в совершенном им подвиге меня огорчает то, что этот флаг на крыше рейхстага никто не видел. Маков допустил непростительную ошибку: после доклада генералу Переверткину ушел из рейхстага в штаб корпуса, никого из своих подчиненных для охраны флага не оставил.
После боев, т. е. 2 мая, на крыше рейхстага, кроме знамени Военного совета 3-й Ударной армии под № 5, водруженного Егоровым и Кантарней под руководством А. Береста, других знамен и флагов не было.

Такова печальная история флага 79-го стрелкового корпуса.


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]skaramanga_1972@lj
2013-06-26 17:00 (ссылка)
Флагов там, конечно, было много. Это правда. Но... Есть документы. Например, вот это (обязательно обратите внимание на ДАТУ и ВРЕМЯ):

Журнал боевых действий 150сд в апреле 1945г.

...В 14:25 30.4.45г. лейтенант КОШКАРБАЕВ и разведчик БУЛАТОВ 674сп по-пластунски подползли к центральной части здания и на лестнице главного входа поставили красный флаг.

К этому времени исполняющий обязанности командира роты сержант СЬЯНОВ 1/756сп получил роту из пополнения, вышел на исходное положение в 70 метрах западнее рейхстага...

...В 18:00 30.4.45г. был повторен штурм рейхстага...

...Рота СЬЯНОВА первая ворвалась в северную часть рейхстага, а бойцы 1 и 2 674сп с центральной и южной стороны...

...При подходе к рейхстагу группа 674сп во главе с командиром батальона захватила госпиталь противника северо-западнее рейхстага. В госпитале захвачены в плен генерал-майор медицинской службы ВАЛЬТЕР ШРАЙБЕР, начальник военно-санитарных учреждений г. БЕРЛИН, и генерал-лейтенант медицинской службы ВИЛЬГЕЛЬМ БРЕКЕНФЕЛЬД, ведущий генерал красного креста г. БЕРЛИН и провинции БРАНДЕНБУРГ...

...К утру 1.5.45г. прибыл 380сп 171сд, который получил задачу занять оборону по южным подступам к рейхстагу...


Итоговое боевое донесение 674сп 150СИД, 29.4.45-02.5.45г.

...Ведя ожесточенные бои, подразделения полка к 5:00 30.4.45г. заняли министерство внутренних дел - канцелярию Гиммлера и к 9:00 заняли исходный рубеж перед штурмом рейхстага. ...После артподготовки, начавшейся в 14:00, начался штурм рейхстага. В 14:25 30.4.45г. ворвались в здание рейхстага с северной части западного фасада 1 стр. рота и взвод 2-й стр. роты 1 стр. батальона 674сп, с которыми было 6 человек разведчиков для установления флага над рейхстагом.

Командиром взвода разведки 1 стр. батальона мл. лейтенантом Кошкарбаевым и бойцом разведвзвода полка Булатовым было водружено знамя над зданием рейхстага.

Героизм и храбрость при водружении знамени проявили бойцы разведвзвода полка: ст. сержант Лысенко, Правоторов, Орешко, красноармейцы Габидуллин, Пачковский, Брюховецкий во главе с командиром разведвзвода лейтенантом Сорокиным...

Командир 674сп подполковник Плеходанов
Нач. штаба 674сп майор Жаворонков


№15-03.5.45г. [ЦАМО, ф.1380(150СИД), оп.1, д.157, л.40: Дивизионная газета "Воин Родины", 1945, 3 мая, №61]

Они отличились в бою

Родина с глубоким уважением произносит имена героев. Советские богатыри, лучшие сыновья народа. Об их выдающемся подвиге напишут книги, сложат песни. Над цитаделью гитлеризма они водрузили знамя победы.

Запомним имена храбрецов: лейтенант Рахимжан Кошкарбаев, красноармеец Григорий Булатов. Плечом к плечу вместе с ними сражались другие славные воины: Правоторов, Лысенко, Орешко, Пачковский, Брюховецкий, Сорокин. Родина никогда не забудет их подвига. Слава героям!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:05 (ссылка)
Ну они тоже из 150-й Идрицкой стрелковой дивизии только из другого полка.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 16:34 (ссылка)
Полковника интересовало знамя. Я пытался ему объяснить, что знамен много... Флаг Пятницкого установил Петр Щербина на колонне парадного подъезда, флаг первой роты Ярунов приказал выставить в окне. выходящем на Королевскую площадь. Флаг третьей роты... Одним словом, я доложил, что флажки ротные, взводные и отделений установлены в расположении их позиций.
- Не то ты говоришь, товарищ комбат! - резко оборвал меня Зинченко.- Я спрашиваю: где знамя Военного совета армии под номером пять? Я же приказывал начальнику разведки полка капитану Кондрашову, чтобы знамя шло в атаку с первой ротой! - возмущался полковник.
Стали выяснять, расспрашивать, оказалось, что... знамя в штабе полка, в “доме Гиммлера”.
Зинченко позвонил по телефону начальнику штаба майору Казакову и приказал:
- Организуйте немедленно доставку знамени Военного совета в рейхстаг! Направьте его с проверенными, надежными солдатами из взвода разведки.
Вскоре в вестибюль вбежали два наших разведчика — сержант Егоров и младший сержант Кантария. Они развернули алое полотнище. Ему суждено было стать Знаменем Победы!
Командир полка перед Егоровым и Кантарией поставил задачу:
- Немедленно на крышу рейхстага! Где-то на высоком месте, чтобы было видно издалека, установите знамя! Да прикрепите его покрепче, чтоб не оторвало ветром.
Минут через двадцать Егоров и Кантария вернулись.
- В чем дело?- гневно спросил их полковник,
- Там темно, у нас нет фонарика, мы не нашли выход на крышу,— смущенно подавленным голосом ответил Егоров.
Полковник Зинченно с минуту молчал. Потом заговорил тихо, с нажимом на каждый слог:
- Верховное Главнокомандование Вооруженных Сил Советского Союза от имени Коммунистической партии, нашей социалистической Родины и всего советского народа приказало вам водрузить Знамя Победы над Берлином. Этот исторический момент наступил... а вы... не нашли выход на крышу!
Полковник Зинченко резко повернулся ко мне:
- Товарищ комбат, обеспечьте водружение Знамени Победы над рейхстагом! Я приказал лейтенанту Бересту:
- Пойдешь вместе с разведчиками и на фронтоне, над парадным подъездом, привяжи знамя, чтобы его было видно с площади и из “дома Гиммлера”. Про себя же подумал: “Пусть любуются им тыловики и высокое начальство”.
Мне в ту пору было только двадцать два года, и я не понимал политического значения установления знамени. Главным считал - взять рейхстаг, а кто будет привязывать на его крыше знамя, дескать, не важно.

Берест, Егоров и Кантария направились к лестнице, ведущей на верхние этажи, им расчищали путь автоматчики из роты Съянова. И почти сразу же откуда-то сверху послышались стрельба и грохот разрывов гранат, но через минуту или две все стихло...
Прошло с полчаса. Берест и разведчики все не возвращались. Мы с нетерпением ожидали их внизу, в вестибюле.
Минуты тянулись медленно. Но вот наконец... На лестнице послышались шаги, ровные, спокойные и тяжелые. Так ходил только Берест.
Алексей Прокопьевич доложил:
- Знамя Победы установили на бронзовой конной скульптуре на фронтоне главного подъезда. Привязали ремнями. Не оторвется. Простоит сотни лет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]skaramanga_1972@lj
2013-06-26 17:06 (ссылка)
А вот еще...

№26-06.5.45г. [ЦАМО, ф.33, оп.686196, д.144, л.22]

Наградной лист-представление к званию ГСС

Булатов Григорий Петрович - красноармеец, разведвзвод 674сп. 1925 г. рожд., русский, б/п, в действ. армии с 04.44г.

Краткое описание подвига: ...Беря с боя каждый метр площади, в 14 часов 30.4.45г. ворвались в здание рейхстага, с ходу захватили выход одного из подвалов, заперев там до 300 немецких солдат гарнизона рейхстага. Пробивших на верхний этаж, тов БУЛАТОВ в группе разведчиков в 14 часов 25 мин. водрузил над рейхстагом Красное Знамя...

Ком. 674сп подполковник Плеходанов 06.5.45г.
Ком. 150СИД генерал-майор Шатилов 14.5.45г.
Ком. 79ск генерал-майор Переверткин 27.5.45г.

Награжден орденом Кр. Знамени №259367: приказ войскам 3УА №0121/н от 08.6.45г.


Описание боевых действий 674сп 150СИД

за период с 20 апреля по 2 мая 1945г.

...В 5:00 30.4.45г. подразделения 1 и 2 СБ заняли здание Министерства внутренних дел - дом Гиммлера и вышли на ближайшие подступы к рейхстагу.

К 14:00 30.4.45г. были подтянуты силы усиления, танки, тяжелая артиллерия, метательные аппараты М-13 и после мощной 15-минутной артиллерийской подготовки начался штурм рейхстага.

Преодолевая сильное огневое сопротивление противника, роты поднялись на штурм.
В 14:25 30.4.45г. 1ср и один взвод 2ср ворвались в здание рейхстага с западной стороны и завязали бои на нижних этажах.

Командиром взвода разведки лейтенантом Сорокиным, лейтенантом Кошкарбаевым, разведчиком Булатовым, ст. сержантом Правоторовым, ст. сержантом Лысенко, красноармейцами Брюховецким, Пачковским, Габидуллиным в 14:30 30.4.45г. было водружено знамя победы над рейхстагом.

Засев в подвальных этажах, противник ожесточенно сопротивлялся. 1сб 674сп и 1 сб 756сп, отбросив противника на восток, ворвался в здание с северной стороны и к 22:00 30.4.45г. занял все верхние этажи, полностью очистив их от противника. Началась борьба с противником, засевшим в подвалах...

Нач. штаба 674сп майор Жаворонков
Офицер разведки 674сп гв. ст. лейтенант Шейкин
Составлено от руки в 2-х экз: 1 экз.-в адрес, 2 экз.-в дело
09.5.45г.

[в ЦАМО, в оп.175069 хранится 2-й экз., оставленный в деле 674сп ]

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:10 (ссылка)
Ну...ГСС ему почему-то не дали.

Григорий Петрович Булатов (1925—1973) — рядовой-разведчик Красной Армии, совместно с лейтенантом Рахимжаном Кошкарбаевым одними из первых (предположительно — первыми) водрузили красное знамя на фасаде здания рейхстага 30 апреля 1945 года. Кавалер орденов Красного Знамени и Славы 3-й ст., награждён многими медалями.

Image

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]skaramanga_1972@lj
2013-06-26 17:15 (ссылка)
Вот в том-то и фокус, что знамя это было водружено именно 30 апреля! Но не куполе, а на фасаде и предположительно 1 мая в ходе боя было збито огнем врага.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:17 (ссылка)
Те что сбили или сняли - не считались.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]skaramanga_1972@lj
2013-06-26 17:27 (ссылка)
Но, все-таки, это было знамя, а не штурмовой флажок, которыми отмечали путь продвижения по Рейхстагу. Знамя! "До позднего вечера 1 мая в горящем рейхстаге шел бой" - это правда. Судьба знамени, водруженного Булатовым и той самой шестеркой (вместе с ним) бойцов не известна. Оно могло и сгореть в огне. Но разве это как-то умаляет подвиг этих героев?

p.s.

Я много читал по этому вопросу, видел документы. Мое мнение - с Булатовым поступили не честно. Жаль. Он так и умер..., а над ним насмехались...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-06-26 17:32 (ссылка)
Возможно.
На войне много несправедливости.
И награды получают первыми те кто ближе к штабу и начальству.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bill_oflading@lj
2013-07-02 11:52 (ссылка)
Берест-то молодец какой. Мало того, что вместе с Егоровым и Кантария знамя водрузил, так ещё и капитуляцию гарнизона Рейхстага - отборных эсэсовцев - принял в роли "полковника". Зря Жуков ему представление на ГСС "срезал". И погиб уже в мирное время - детей из-под поезда вытолкнул, а сам не успел.
З.Ы. Недавно ему звание Героя Украины присвоили (посмертно).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2013-07-02 11:56 (ссылка)
А жаль что у нас не присвоили.
Бюрократия тыловая ела всегда наших боевых офицеров поедом.

(Ответить) (Уровень выше)