Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет oper_1974 ([info]oper_1974)
@ 2015-02-07 12:59:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Последний десантник. 1942 г.
    Весной 1942 года командование Северо-Западного фронта (СЗФ) провело крупную десантную операцию в Демянском районе Новгородской области в тылу 16-й армии вермахта.
      Целью ее было нарушить тыловую инфраструктуру окруженной группировки немцев и перерезать коммуникации, по которым происходило снабжение немецких частей.
    Выполнение десантной операции было возложено на 1-ю и 2-ю маневренные воздушно-десантные бригады (МВДБр) и 204 воздушно-десантную бригаду (ВДБр).

    Павел Варламович ЛАПИН родился в 1922 году в селе Бердске. В одиннадцать лет, прибавив себе три года, пошел работать курьером в заготзерно.
      В 1939 году вместе с юношами 1919 года рождения пытался вступить в ряды Красной Армии, но был забракован медкомиссией - оказался ростом на один сантиметр меньше. Не помогла и ссора с врачом. Павел был призван на фронт 16 октября 1941 года.

     "Нас, бердчан, объединили в одну команду из 20-25 человек. Почти все одногодки, с 1922 года рождения. Так всей командой направили в город Люберцы, где мы вошли в состав формируемой 204-й воздушно-десантной бригады. Мы со Степаном Кудряшевым вошли в один батальон, остальные бердчане разошлись по другим батальонам.
        В феврале 42-го года бригаду привезли на станцию Валдай, откуда сразу же забросили к немцам в тыл в районе Демянска. Пробыли в тылу около недели.





       Однажды по цепочке передали: "командиру роты и командирам взводов прибыть в штаб батальона". Они ушли, и мы их больше не видели: были кем-то арестованы. Видимо, произошло предательство.
     У нас замполитом роты был старшина, оказался грамотным. Он взял командование роты на себя и. объявил, что поведет роту через линию фронта на воссоединение со своими войсками.
     Шли мы лесом. Когда же немцы начинали нас обстреливать из минометов, то старшина подводил нас ближе к их огневым позициям и вражеские мины летели через наши головы, не причиняя нам вреда.



        Перед заброской в тыл к немцам нам объявили, что в том месте, куда мы десантируемся, будут базы снабжения с боеприпасами и продовольствием. Однако в действительности ничего этого не оказалось. Практически мы оказались без пищи. Продуктов, которые имели с собой во время десантирования, хватило ненадолго.
      Сильно донимали и голод, и холод. Старшина вывел нас к своим. Линию фронта перешли без боя в районе Осташкино. И все же наша рота имела потери, но не от боев с немцами, а от голода и холода. Многие бердчане ослабели и замерзли в тылу у немцев.
       Идешь..., идешь... и не знаешь, сколько километров или метров прошел, сколько времени шел, только чувствуешь, как клонит к земле. Идешь и видишь: лежит кто-то. Подходишь и начинаешь поднимать: в ответ слышишь: "еще отдохну".
        Оставлять было нельзя: оставшемуся лежать - самому уже не подняться, это верная смерть. Вот так и теряли друзей. Среди вышедших не оказалось Степана Кудряшова...



        Через три дня после выхода нас включили в стрелковый полк и направили в район Старой Руссы. Перед нами на другой стороне р. Ловати были деревни Польшаково и Гриднево. Какую из них мы брали, я забыл.
      Первый раз мы пошли в наступление в три часа ночи. Ловать форсировали по льду, но над ним стояла вода, доходившая до колен. Противоположный берег оказался крутым и высоким, около 4-х метров.
      Мы были обнаружены немецкими наблюдателями, и по нас фашисты открыли огонь из минометов и пулеметов. Тут уж было не до воды. Мы скорее стали форсировать реку и выходить на берег, занятый врагом, чтобы уберечься от вражеских мин.
        Ночь была очень темная: своих не было видно и за два метра. Деревню все же взяли. Не закрепляясь в ней, пошли дальше. Когда развиднелось, то оказалось, что нас "наступающих", всего пять человек.

После боя за Игожево.
Погибшие десантники 1 мвдбр и 204 вдбр. фотография найдена у немецкого офицера.



     Мы были на проселочной дороге, справа же и слева стоял лес. Навстречу нам, в деревню, шел немецкий танк, у нас не было никаких противотанковых средств и мы от него укрылись в лесу.
     Вскоре натолкнулись на блиндаж и вошли в него. Он оказался еще теплым. Мы забыли обо всякой опасности - перенесенные за ночь волнения и смертельная усталость валили с ног. Отогревшись, мы уснули мертвецким сном. Проспали почти сутки.
      Решили возвращаться обратно за Ловать. Вначале пошли по дороге. Немного прошли и видим: по дороге едет немец в ту деревню, которую мы брали ночью. Поняли, что в ней немцы.
        Вернулись снова в лес, поплутав в нем, обнаружили тропу. Она нас вывела к Ловати. Нам удалось, конечно, принимая все меры предосторожности, выйти к своим. Они находились там, откуда мы пошли освобождать деревню. Нас считали уже погибшими.

Image

        Нам рассказали, что в первую ночь, когда брали деревню, то в плен было взято 160 немцев. Получилось так, что в надвигающуюся ночь было приказано опять наступать на ту же деревню.
      Как и в первую ночь с криком "ура"! мы отбили деревню у немцев. За деревней получили приказ занять оборону. Наш успех позволил форсировать Ловать более крупными силами. Тут фашисты всполошились. Они бросили на нас авиацию и усилили огонь из артиллерии.
      Наверное, немцы везли пушки еще откуда-то, так как к вечеру артиллерийский огонь врага стал еще более интенсивным. Вечером я был ранен осколком в правое плечо. Санитар разрезал мне шинель и наложил повязку. Он подал мне вырезанную им двухметровую палку и порекомендовал уходить в тыл.
        Я пошел по указанному им направлению. Не знаю, как получилось, но я чуть не попал к немцам. Хорошо, что я первый их заметил и услышал их речь. Пришлось вернуться немного назад и хорошенько сориентироваться.



       Взяв левее, вышел на нашу гаубицу. Часовой помог своими командами выйти прямо на него. Артиллеристы обосновались в шатре из хвои. Они меня переодели (моя одежда после купания в болоте смерзлась), накормили и положили спать.
       На тот раз выспаться не удалось. У моих новых товарищей были свои задачи, они торопились. Ночью по хорошо накатанной лыжне меня направили в тыл.
     К рассвету я подошел к трем домам. Зашел в один из них, на полу вповалку спали наши солдаты. Я кое-как вклинился среди них и тут же провалился в глубокий сон. Проснулся утром. В доме уже никого не было, не оказалось на ногах и моей обуви...
     Сердобольная хозяйка дала мне что-то наподобие наших сибирских "чирков". Она же показала мне путь к железнодорожному мосту через Ловать. На пути мне встретился госпиталь, но там меня не приняли, даже не покормили.
      Дошел до фанерного завода. В одной избе меня хозяйка накормила сладкой картошкой без соли и хлеба. Хозяева оставили ночевать, но предупредили о систематических ночных обстрелах немецкой артиллерией. Сами хозяева спали в подвале.
     Около трех часов ночи действительно немцы по заводу начали артобстрел. Одним попаданием из угла хозяйского дома выбило три бревна. Утром хозяин заделал пролом соломой, а хозяйка опять накормила меня мерзлой картошкой.
     Я пошел дальше на восток, шел по железной дороге, не встречая ни машин, ни повозок. За день прошел около 12-ти километров. К вечеру вошел в деревню Пола...
       Так, преодолевая разные трудности, я добрался до города Валдая, откуда два месяца назад был заброшен к немцам в тыл. Удалось отыскать и штаб своей бригады, где очень удивились мне, как оказалось единственному уцелевшему десантнику из моего подразделения."




+++++++++++++++++
Фонд 1774
Опись 1
Дело 4
Исходящие шифротелеграммы 1 МВДБригады 17 янв-29 марта.

6 марта 42.
подать продовольствие 11 марта по координатам ...приняли бой река Полометь координаты ...

9 марта 1 батальон в координатах ...основные силы ...вошел в связь с партизанским отрядом Полхмана
продолжаю движение по маршруту

11 марта
дайте продовольствие координаты ..., голодные

12 марта вышли в район ... продовольствия нет

14 марта
отсутствие продуктов вынудило атаковать Б. и М. Опуево

14 или 15 марта, без даты
Дайте что-нибудь из продовольствия, погибаем, координаты ..., поляна юго-западнее отм ...

15 марта
погибаем, голод, находимся в поясе центральных укреплений. Дальнейшие действия бессмысленны. Авиация не дает подняться. Разрешите отход старым маршрутом.

16 марта, из района ... В из-за сильного воздействия авиации отошли в район ... Продукты сбросьте в ..., где садился У-2
16 марта
продукты доставлены, распределены, но это явно не достаточно.

17 марта
Получено около полсутдачи, бригада остается голодной. Выступать сегодня не можем. Настоятельно необходимо эвакуировать раненых и обмороженных в кол-ве 250 человек.

18 марта
Гриншпуп докладывает в особый отдел НКВД
15 атаковали М.Опуево. Операция проведена без подготовки и тактически безграмотно. Имеется много жертв. Комбриг принял неправильное решение - оставил селение не подобрав раненых, убитых в т.ч. комбата и уполн. Крылова
18 марта
Положение части без изменений, продовольствие собираем в координатах ..., площадка для сбрасывания грузов координаты ..., где б. выложен условный сигнал.

19 марта
прошу в ночь на 19-20 сбросить продовольствие в те же пункты и разрешить выполнять задачу (Добросли) после получения продовольствия - голодны, истощены.

20 марта Латыпов сообщает о 509 раненых и обмороженных, из них требуют эвакуации 237.

22 марта
22-00 атаковал Добросли, успеха не имел. Отошел 2,5 км севернее добросли, Гринев ушел в район с отметкой ...

23 марта
Вышли в район 3,5 км южнее Аркадово.
Вели бой
Атакуем Игожево в 21-00 24 марта

25 марта
Площадка посадки У-2 - болото Гладкое, сигналы выложены. Надо - продукты, боеприпасы, 50 пар лыж, 20 пар сапог. Имею раненых.









(Добавить комментарий)


[info]livejournal@lj
2015-02-07 08:32 (ссылка)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (http://www.livejournal.com/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (http://lj.rossia.org/support/faqbrowse.bml?faqid=303).

(Ответить)


[info]stroi19@lj
2015-02-07 09:08 (ссылка)
и мой дед был десантником , командиром диверсионной группы, у него были медали: "За отвагу", "за оборону Сталинграда", "За взятие Вены".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-07 09:17 (ссылка)
Повезло деду что в 1941-42-м не попал в эти самоубийственные десантные операции.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_warbear_@lj
2015-02-09 11:31 (ссылка)
Кто их планировал, интересно, и ради чего?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-09 11:38 (ссылка)
Демянская десантная операция (18 февраля — 14 апреля 1942 года).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Демянская_десантная_операция


Вяземская воздушно-десантная операция (18 января - 28 февраля 1942 года).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вяземская_воздушно-десантная_операция



(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]voron_reki@lj
2015-02-23 19:16 (ссылка)
Десант на Луполовский аэродром, г. Могилев, 1941: планировали выбросить ночью, по каким-то причинам вылет был осуществлен позднее, над районом выброски появились на рассвете. Практически все десантники были уничтожены - часть еще в воздухе...

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2015-02-09 15:55 (ссылка)
кто-кто, гениальный Жуков.
он и Ефремова под Вязьму заслал на убой.
и 2й ударной помог.
многим Жуков помог за ту войну, особенно в самом начале.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-09 16:00 (ссылка)
Да ладно, Ватутин хуже был.:)

(Ответить) (Уровень выше)

Последний десантник. 1942 г.
[info]livejournal@lj
2015-02-07 09:31 (ссылка)
Пользователь [info]scharapow_w@lj сослался на вашу запись в своей записи «Последний десантник. 1942 г. (http://scharapow-w.livejournal.com/176166.html)» в контексте: [...] нал взят у в Последний десантник. 1942 г. [...]

(Ответить)


[info]wwold@lj
2015-02-07 10:22 (ссылка)
У Ивакина хорошая повесть на эту тему: Десантура.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-07 10:38 (ссылка)
Да. Видел.

Впрочем десантные операции почти у всех завершались большими потерями.
У немцев под Нарвиком и на Крите.
У англичан и амеров в Голландии "Маркет Гарден" и в Нормандии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wwold@lj
2015-02-07 10:40 (ссылка)
УГУ. Кавалергарда век не долог.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]amonov@lj
2015-02-07 12:43 (ссылка)
С десантами у нас не очень выходило.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-07 12:45 (ссылка)
А у кого выходило?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]amonov@lj
2015-02-07 12:53 (ссылка)
У американцев дела лучше шли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-07 13:01 (ссылка)
Да тоже самое, и англичане облажались.

А Гитлер тот вообще их запретил такие операции после Крита.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]amonov@lj
2015-02-07 13:02 (ссылка)
А в Голландии у немцев хорошо пошло.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-07 13:05 (ссылка)
Там операция небольшая была....да и попали удачно на крыши крепостей охреневших от такого голландцев.)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]amonov@lj
2015-02-07 13:07 (ссылка)
Не повезло голландцам.)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-07 13:14 (ссылка)
И бельгийцам.

Бельгия возлагала большие надежды на форт Эбен-Эмаэль. Немецкое верховное командование также признавало стратегическое значение форта для обороны Бельгии и поэтому, ещё за год до начала военных действий против Бельгии, разработало план дерзкой операции по захвату и ликвидации форта.

10 мая 1940 года подразделения немецких десантников с помощью планёров были высажены на территории форта Эбен-Эмаэль.
Затем, используя специальные взрывчатые вещества (на тот момент ещё строго засекреченые переносные кумулятивные заряды), они стали планомерно уничтожать казематы форта, подавляя очаги сопротивления с помощью огнемётов, гранат и автоматического оружия.

Image

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]amonov@lj
2015-02-07 13:17 (ссылка)
Суровые такие.)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tim1973@lj
2015-02-08 08:11 (ссылка)
да, в ходе штурма немецкие десантники благородно прикрывались пленными бельгийцами :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-08 08:14 (ссылка)
А что в этом постыдного? - военная хитро...жопость.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tim1973@lj
2015-02-08 09:48 (ссылка)
я и говорю - сплошная демонстрация благородства

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-08 10:17 (ссылка)
Сейчас и того хуже.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sergselivan@lj
2015-02-08 04:43 (ссылка)
Мой дядя Ваня воевал в 4 МВДБр (преобразованной в 8 гв. сбр). Призван 10 ноября 41-го. Погиб 7 сентября 42-го под Моздоком, не дожив до 19-летия.

Григорий Чухрай, кстати, тоже начинал десантником. Начинал воевать в наших местах, 33 гв. сд.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-08 06:20 (ссылка)
На второй сверху фото как раз майор-десантник на Кавказе в 1942-м.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sergselivan@lj
2015-02-08 07:00 (ссылка)
Спасибо. В папку "дядя Ваня". Может, они с майором даже встречались

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-08 07:04 (ссылка)
Майор Д.Я.Няшин - командир десантного батальона. Северный Кавказ 1942 г.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sergselivan@lj
2015-02-08 07:24 (ссылка)
Если в подписи "десантного батальона" – значит дядя Ваня ещё был жив.

Да, Чухрай тоже сначала "ехал" на Кавказ, на два дня позже, чем дядя Ваня. Дядя Ваня проскочил, а Чухрая уже завернули. И в наших степях ему в июле-августе тоже крепко досталось.

Дядя Ваня в 41-ом: http://www.selivanovka.ru/s_soldat/sneg42/sneg-42.html

Вот так, по крупицам...
Ещё раз спасибо. Мне это действительно важно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vlad68borisov@lj
2015-02-08 06:37 (ссылка)
Вечная память!Уложили три бригады..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-08 06:40 (ссылка)
У немцев с десантами не лучше получалось, поэтому отказались.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad68borisov@lj
2015-02-08 06:46 (ссылка)
Ну здесь десант не воздушный же бы,перешли линию фронта..Намаялись там..Но и мертвую голову тоже потрепали..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-02-08 06:53 (ссылка)
В этих боях в период с января по октябрь 1942 года дивизия "Мертвая голова" потеряла около 80 % личного состава.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad68borisov@lj
2015-02-08 07:37 (ссылка)
Удобрила десантура настоящими арийцами русскую землю..Не зря погибали всеж..Как воины настоящие..Давно в тех местах хотел побывать около Демьянска,поклониться могилам..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kon_pihto@lj
2015-02-08 23:55 (ссылка)
Бердск... сейчас там бригада спецназа.

(Ответить)

Последний десантник. 1942 г.
[info]livejournal@lj
2015-02-09 15:18 (ссылка)
Пользователь [info]bledso@lj сослался на вашу запись в своей записи «Последний десантник. 1942 г.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Последний десантник. 1942 г. [...]

(Ответить)


[info]tempus_curat@lj
2015-03-27 17:58 (ссылка)
Вот всю жизнь сталкиваясь с десантниками которые все талдычат про спецтехнику предназначенную для парашютирования и всякие другие глупости про десантирование с парашютом в тылу, я как летчик ИА ПВО спорю с ними до хрипоты, что нехер молодым мясом поля устилать. Предлагаю этим деюилам посчитать потребное количество сил и средств для обеспечения коридора и понять, что при теперешнем уровне развития ЗРВ они покойники за 100 км до "линии фронта"... Схемы рисую...
Думаете убедил этих дЭбилов?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-03-27 17:59 (ссылка)
Как можно убедить тех кто кирпичи об голову ломает?:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tempus_curat@lj
2015-03-27 18:07 (ссылка)
И не говори. Так получилось, что я с ними служил.
Много у них такого, что их отличает в лучшую сторону, но вот это стремление прыгать...
Я им говорю, вам бы лучше вертолетов придали разных. И стали бы вы аэромобильные...
Чуть об мою голову "кирпич" не сломали )))
Я им говорю - нах вам всякие БРМД, когда БМП и БТР лучше? Ну ты понял, что они мне ответили!
Я им показываю расчеты, что обеспечение десантирования сраного батальона куда нибудь в Прибалтику обойдется приблизительно как оккупация этой Прибалтики, причем если у СА СССР сил бы хватило, то у ВС РФ не факт, чтьо хватит, если даже всех ментов и пограничников поставить со "Стрелами" в руках по ходу движения ....
И тут я понял, что блюнул я им прям в берет. Причем через тельник... Еле свалил)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2015-03-27 18:38 (ссылка)
Может им нравится когда продувает "снизу"?:)

(Ответить) (Уровень выше)

Последний десантник. 1942 г.
[info]livejournal@lj
2015-04-20 07:11 (ссылка)
Пользователь [info]valy13@lj сослался на вашу запись в своей записи «Последний десантник. 1942 г.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Последний десантник. 1942 г. [...]

(Ответить)