Упоение Пиросмани |
[Dec. 1st, 2008|10:24 pm] |
Только что с выставки Пиросмани на Винзаводе, в галерее "Проун".
Дамы и господа, идите туда, это только до 20 декабря.
Галеристы герои. Собрали Пиросмани не просто из частных коллекций, но и просто у тех, у кого были его картины в семейном наследии. Как известно, множество картин Нико Пиросмани разошлось по одной-две, кому-то в подарок, кому-то в уплату долгов.
Можете считать меня ненормальной. Но мне почти у каждой его картины хотелось просто хохотать в голос. Это потрясающий комический дар, подобный я знаю разве у Лотрека.
Вино текло рекой. Белое анжу. Грузинского вина не было. Был сулугуни, был лаваш, была зелень - киндза, фиолетовый базилик, эстрагон... переодетые в шаровары и фески официанты разносили бокалы и блюда. Ах! Вкусно.
Я выпила неполный бокал, да и то половину пролила, да и то не допила и поставила на столик... Картины Пиросмани развеселили меня, наполнили голову какой-то легкостью... Я обходила выставку по третьему кругу, уже почти здороваясь с персонажами некоего особого мира. В голове бурлило шампанское радости бытия и узнавания - я сама такая же несуразная и нелепая, смешная и беззащитная.
Обед тифлисских торговцев с граммофоном. Во главе - большой человек в папахе и черкесске с бородой. Он платит за обед. По правую руку от него человек в фетровой шляпе с рогом в руке произносит тост. Вокруг папахи - приказчики с прилизанными волосами. Трактирщик разливает вино, мальчик принес еще одно блюдо, хотя стол и так ломится. Рядом с тамадой сидит молодой человек в соломенной шляпе,держась за граммофонную трубу. Он хочет послушать музыку и с нетерпением ждет, когда же тамада замолчит. Перед столом лежит полный бурдюк. Пир только начинается. Ни лицах лежит бесподобная печать собственного достоинства, даже некоторой надутости, преисполненности важностью происходящего. Большой человек обедает в трактире.
Саркис, наливающий вино. Тут я просто начала ржать в голос. Бесподобный Саркис наливает вино из бурдюка в кувшины. Огромные усы, выпученные глаза, золотой пояс, на поясе часы с цепью. А сам Саркис ростом с бурдюк. Тоже пузатенький такой.
Диптих - грузинская медсестра и раненый в ногу русский солдат. У них точно будет любовь и красивые дети - с темными кудрявыми волосами и светлыми глазами.
Диптих "Сестра и брат" по пьесе Гуниа. Тут явно какие-то чисто грузинские страсти-мордасти, ревность, честь семьи и прочая. На первой картине брат только замахивается на сестру кынжалом, на второй сестра уже мертвая в своем белом платье, и крови, крови...
Сын богатого кинто. Аа! Это почти портрет того маленького грузинчика, который слал мне шампань в "Курвуазье", а потом подсел и приглашал в "Мост". Мальчик, я тебе в мамы гожусь, у меня дочка твоя ровесница. А мне сколько? Если скажу, что за сорок, ты испугаешься и уйдешь. Ну чего ты не пугаешься и не уходишь, мальчик? Ты ведь сын богатого кинто, приставай к молодым девочкам, их это обрадует. Да не поеду я с тобой в "Мост". И шампанское не буду. У меня тут три рюмки коньяка "Курвуазье" разной выдержки, по двадцать пять грамм каждая. Я пробую, тренирую вкус. Зачем? Потому что у женщин интеллект связан со вкусом. Сын богатого кинто. Золотой пояс и золотой кинжал. Ролекс с бриллиантами. Смазные сапоги и шаровары. А я одеваюсь всегда только на Пятой авеню или на Сэвил Роу. Бархатные томные глаза под дугами пушистых бровей, щечки, капризный пухлый ротик сердечком.
Уморительный диалог девочки лет четырех-пяти, в рубашечке, с хворостиной и гусыни с гусятами. Они бурно и шумно общаются, можно только догадываться, что именно они друг другу сообщают.
Пасхальный барашек с огромным курдюком. Это мечта, таких не бывает.
Белая корова над полным ведром молока. Светится вся изнутри. С человеческими глазами и лицом.
Мужчина в бурке с быком. Бык черный и мужчина в черном. У обоих сверкают глаза, оба полны жизни, у обоих умные лица. Мужчина сильный, как бык и потому умный бык его слушается, идет рядом, как хорошая собака.
Иранский лев с мечом в лапе и солнцем на спине спрыгнул с ассирийских рельефов эдакой мультяшкой...
Упоительный, уморительный, умилительный медведь. Это невообразимый гибрид ведмеда с лубка и плюшевого мишки.
Какая-то мрачная вывеска. Натюрморт с бурдюком.
Портрет Ильи Зданевича в мундире. Это самый настоящий шарж, невероятно смешной. Как он собой гордится, он жил в Петербурге, он учился в русской гимназии. Аж до косоглазия гордится. И ему самому смешно его тщеславие. И вот все это нарисовано.
Постепенно я сама стала экспонатом выставки. Внезапно меня выцепил их толпы какой-то старый художник. Я тебя узнал, закричал он! Ты была на Сотбисе. Я говорил тебе, что на тебя можно любоваться тысячу лет?! Говорил?! А ты куда ушла?! На Сотбисе ко мне и правда подвалили два каких-то старых и заслуженных художника, из тех, с кем все здороваются и кто не представляется. Они ругали уродливые лица и тела у Дега и Пикассо и говорили мне разные комплименты про соответствие моей внешности каким-то древним и вечным канонам. Что-то прочирикав в оправдание, я стала нахваливать железнодорожника на портрете.
Но дедком с Сотбиса дело не кончилось. Уже когда я уходила, со мной захотел сфотографироваться симпатичный бородатый мужчина, веселый и синеглазый. Вы очень, просто поразительно красивы (ну почему меня считают красивой только художники??!), позвольте мне рядом с вами просто постоять. Дамы и девицы, не позволяйте мужчинам с вами "просто постоять". Потому что этот мужчина стал целовать мое слегка обнаженное плечо. В этом случае два выбора - дать по морде, если мужчина противный. Или рассмеяться, если мужчина симпатичный. Но и это не все. Сцену целования моего плеча заснял другой мужчина. Ай, не снимайте этот разврат. О, это будет опубликовано в зарубежной англоязычной газете, ваш муж ничего не узнает. У меня нет мужа. Как нет?! Вокруг поднялась буря. Я оказалась среди толпы московских грузин. Почему это нет, быть не может? Ну, я развелась, и еще не решила, нужно ли это мне опять. А, понимающе вздохнул мудрый старый грузин. Но это ведь только женщина может решить, да. Красивый бородатый мужчина отвлекся от моего плеча. Так. Незамужем. Это почему? Ну, нужен же не просто муж, нужен хороший. Рыб в аквариуме любишь? Да. А кошек, а собак? Нет, твердо сказал я. Не люблю. Девушка, закричали московские грузины, да вы что, это же правнук самого Пиросмани.
Но мы попрощались, и я ушла. Раз я кошек и собак не люблю, не стоит и пытаться. Зато я люблю детей и красивых мужчин. И хорошие картины с настроением. И много еще разного и разных.
Мне, что теперь не мыться или плечо заклеить??? А если в англоязычной газете увидите фото неприличной сцены (я там в синей кофточке со слегка, очень слегка обнаженными плечами) - я не виновата. Это все они, коварные грузыны. |
|
|