Про зерновой импорт при СССР |
[Oct. 24th, 2011|03:17 pm] |
Один мой приятель К* в бизнесе с 1986. Работал в первых советских СП у первых армянских и еврейских эмигрантов, моментально слетевшихся в первые же годы Горбачева делать свой гешефт. Работал в первом правительстве России в 1991-93. То есть у Авена, который, если кто не в курсе, объединил в 1991 и Минвнешторг, и Комитет по Внешнеэкономическим связям (ГКЭС) в МВЭС. Характерно, что притом, что я тогда ежедневно читала всю деловую прессу, при всей моей неплохой памяти я так и не запомнила ни фамилию тогдашнего министра МВЭС, ни как он выглядит. Его имя в прессе почти не упоминалось, фото Авена всегда были какие-то смазанные и невнятные. А ведь это был сам Петр Авен, входящий сейчас в первую десятку, если не пятерку олигархов. Он, кстати, мог бы даже скрыть факт того своего министерства в публичном поле - все равно широкая общественность в 1991-93 так и не прочухала, кто там работал министром внешнеэкономических связей и чем он там, собственно, занимался.
Интересно было то, что мой приятель К* был в МВЭС "экспертом по внешнеэкономическим контрактам", как гласила его визитка, притом не имел за плечами ни МГИМО, ни даже МЭСИ, зато он окончил ПТУ и техникум. Человек он, тем не менее, необыкновенно умный и хитрый, и что интересно, не армянин и не еврей, нормальный такой русский мужичок с ноготок. Среди моих ухажеров преобладают некрупные мужчины, увы. Увы, потому что я люблю высоких. Но не суть, это присказка, а сказка будет короткой.
На фирму, где я работала как раз в первые годы новой России, вышла канадская зерноторговая компания с предложениями закупить канадскую красную пшеницу третьего, кажется, класса. Это не самый вышак, но в России хлеб пекут в основном из пшеницы четвертого класса, если кто не в курсе, а сейчас в тесто для хлеба сыпят к пшеничной и кукурузную муку, и крахмалы разные, и соевую муку, не говоря уже о разной совсем уже химической дряни. И тут я завоевала тыщу очков у своего босса, вспомнив про К*. Босс обрадовался и сказал, что если тот контракт с канадцами пойдет в МВЭС через моего приятеля, то он получит сто тысяч долларов отката, а я десять тысяч долларов премии. И это все в 1992. Деньги нереально огромные.
Мой приятель назначил мне встречу в холле уже давно снесенного и перестроенного отеля "Москва" - он там жил и работал в огромном депутатском номере, где на стенах висели картины с пышными румяными колхозницами, обнимающими снопы пшеницы. Номер был не ах, довольно потертый и оттого казался грязноватым, да и окна в нем мыли явно реже, чем надо, а выходили они на Проспект Маркса, то есть Охотный ряд, и потому стекла были закопченые, а в номере стоял сумрак.
Со мной был босс, бывший главпред известной государственной фирмы из Восточной Европы. Но фирма его разорилась с падением СССР, и он стал бизнесменом. И тут К* быстро и четко рассказал нам про импорт зерна в СССР.
Наиболее яркими были два пункта.
1. Что закупщики зерна всегда выезжали заключать контракты на поставки за пределы СССР. 1.1. Что переговоры каждый год проходили в разных странах, дабы их не мог отследить КГБ и узнать то, что КГБ знать совсем не положено. 1.2. Что КГБ, однако, проявлял очень живой интерес к этим самым переговорам о закупках зерна, и кое-что иногда удавалось узнать, но вроде ничего доказать не удалось и никого не посадили.
2. Ежегодные закупки зерна СССР составляли 10-12 миллионов тонн. Иногда больше, до 15 миллионов, иногда меньше. 2.1. При этом практически все закупленное в Канаде, США, Аргентине количество зерна ввозилось через морские порты, а их, хотя и было больше, чем в РФ после распада СССР, но все равно не так много - Владивосток-Находка, Ленинград, Мурманск, Архангельск, по одному более или менее современному порту в Прибалтике, плюс Одесса и Новороссийск, ну и Поти в Грузии. В общем, десятка больших международных портов на весь СССР не набралось бы. 2.2. Но. Для разгрузки зерна необходимы специальные зерновые терминалы. А их не было в большинстве этих портов. А суммарная пропускная способность имеющихся в СССР зерновых терминалов была рассчитана, по словам К*, всего на полтора, максимум два миллиона тонн зерна в год. 2.3. То есть ежегодно в СССР куда-то девались остальные 8-10 миллионов зерна, не прошедшие через портовые зерновые терминалы. По гипотезе К*, это зерно: 2.3.1. либо шло сразу, минуя СССР, в страны третьего мира для кормления голодных народов, вставших на путь марксизма-ленинизма и разваливших по этому поводу сельское хозяйство и всю экономику в целом; 2.3.2. либо это зерно вообще никуда не ввозилось, ни в СССР, ни куда-либо ещё, потому что его физически не было и даже не предполагалось, а деньги, за него уплаченные нашей советской социалистической Родиной, цинично пилились между зернозакупщиками и поставщиками. Сказав эту фразу, К* понимающим взглядом посмотрел на наши удивленные лица и цинично рассмеялся, и мы с боссом к нему присоединились.
Вот, собственно, отчего за закупщиками зерна так охотился КГБ и почему они от него сбегали как зайцы. Но так никого и не посадили. Может быть, потому что комитетчики были лохи, а может быть как раз наоборот, "были скромны, и недаром". В СССР была пословица, что за гражданами, недовольными советским строем, охотится КГБ, а за очень довольными - ОБХСС. Но тут зернозаготовщики, видимо, были настолько довольными, что ОБХСС сдулся и в дело вступил КГБ.
...Это очень умный человек, одобрительно сказал босс в нашем офисе после встречи. И протянул мне большой набор фломастеров - "это подарок для вашей дочки, ВерОника".
Контракт с канадцами через моего приятеля у нас не пошел, потому он остался без отката, а я без премии в десять тысяч долларов.
Дочка была очень счастлива, когда получила те фломастеры. |
|
|