Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет partisan_p ([info]partisan_p)
@ 2005-07-15 20:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дедовские мемуары. Часть 7.
Немного о снайперах

Что мы знаем о снайперах военных лет?
Принято считать, что снайперское дело удел мужчин. Дело это трудное, требует большой сноровки, личного мужества и силы физической. О снайперах- мужчинах написано немало. А вот о женщинах… Тут, кажется, меньше.
В годы войны в деревне Амерово, что под Москвой, была организована Центральная женская школа снайперской подготовки. Попадали в эту школу девушки комсомолки- добровольцы при наличии определённых данных и, отличившиеся, выпускались сержантами- инструкторами снайперской подготовки.
Это из этой школы вышла Мия Магдагулова- герой Советского Союза, погибшая под Ленинградом. Саша Шелехова и Муза Булатова погибли в Прибалтике. Люба Беседина, погибшая под Псковом, Зоя Зеленина, Тоня Парамзина, старшина Масальская и многие другие патриотки, отдавшие войне молодость и жизнь.
Некоторые остались живы, я их знал, прошёл с ними по дорогам войны и рад встретиться с ними сейчас. Речь о них ниже.
Шёл четвёртый год Великой Отечественной войны. 749 гв. СП в составе 125 Краснознамённой Красносельской ордена Кутузова дивизии освобождал от
гитлеровских захватчиков Эстонскую землю. Враг цеплялся за каждый населённый пункт, за водные рубежи, железнодорожные насыпи, за каждую выгодную складку местности.
Были уже бои за Нарву, бои в Кериконских болотах и к описываемому времени полк вышел к гряде высот, атакой с хода их не взял и у подножья перешёл
к обороне. Позиция у противника выгодная: укреплённые высоты с оборудованными пещерами, хорошие ходы сообщения.
Приводим себя в порядок, готовимся наступать. Противник постоянно обстреливает наши позиции.
…Еду верхом из полковой санчасти: руку перевязывал. В районе расположения полковых тылов из землянки слышно пение частушек. В общем то частушки не всегда услышишь на фронте, так сошёл с коня- послушаю, посмотрю кто поёт.
Откинул полог из одеяла, зашёл. Батенька! Большая землянка с нарами, на нарах и на скамейках- молодых девчонок человек, мне показалось, двадцать. Поют и оружие чистят. И русые и чёрные, и рослые и малые. Встали. Поздоровались. Оружие, смотрю, всё снайперское: обычная 5зарядная винтовка 7,62 со снайперским прицелом. Ба! Да это же наши полковые снайпера. Знал я , что из школы к нам прибыла группа снайперов- девушек, да полк шёл с боями, не досуг было вникнуть в их распределение. Так и познакомились. Снайперов оказалось 10 человек, или, как принято говорить, 5 снайперских пар. Все девчата- огонь. Все уже обстрелянные и сами постреляли, или, как у них принято говорить, все счёт открыли. Награждены.
В перерывах между атаками, да и в обороне- самое дело снайперам. Распределили их по батальонам и для немцев на высотах кончилась вольготная жизнь: и наблюдатели и корректировщики, и всякие связные, и вообще всё живьё у них пригнулось, спряталось в землю. Мелькнёт каска, блеснёт стекло стереотрубы или бинокля, и снайперская пуля найдёт врага.
Позже появилось несколько снайперов у противника, и завязывались трудные многочасовые снайперские дуэли, но девчата наши возвращались пока невредимыми, они хорошо умели маскироваться, отлично стреляли и умело использовали все навыки, полученные в Московской школе снайперов. Действовали снайпера, как правило, снайперскими парами и в боевых порядках, в зависимости от обстановки.
За давностью лет я не помню всех фамилий, но запомнил одну снайперскую пару: девушку- снайпера по имени Белла и её напарницу Музу Булгакову, и имена у них были редкие, красивые, и сами девушки красавицы.
В боях за Таллин ряды наших снайперов поредели: кто в танке сгорел {как это В танке? НА броне дело другое}, кто ранен был, погибла и Муза Булгакова. На окраине Таллина в Нымме полк формировался после боёв. Стояли мы на территории какого то бывшего лагеря. Как то комендант штаба распорядился, чтобы девушки- снайпера помыли полы в штабе. Те- ни в какую. Пришлось вмешаться и в условиях боевой деятельности применить к бунтующим снайперам меру взыскания не по военному времени- посадили их всех на гауптвахту. И поварихи полка из солидарности отлично их там кормили. Правда сидели они там недолго, полк погрузился в эшелоны и убыл в Литву.
О Белле хочется остановиться подробнее. Шёл февраль 1945 года. Полк вёл бои уже в самоё Германии, продвигаясь к Бреслау. В боевых порядках стрелковых рот действовали и наши оставшиеся снайпера. Белла к тому времени уже имела солидный счёт. В одном из тяжёлых боёв потери были особенно значительны: погибли начальник разведки полка к-н Кайфман, полковой шифровальщик Свердлов, командир батальона к-н Трофимов и многие другие. Между боями рассматривались реляции на представление отличившихся к награде. Посмертно представляются к-н Кайфман и полковой снайпер Белла. Были они представлены к награде орденом Отечественной войны 1й степени. Пожалели погибших товарищи, помянули добрым словом. Вопросами погребения павших занимались в боях специальные похоронные команды. Война ведь на всё накладывала свой отпечаток, и на погребение, и на рождение человека. Суровая фронтовая жизнь, суровый обряд погребения. Почести павшим воздались после войны.
Бои продолжались, кольцо сжималось на шее частей противника. Бреслау был перед нами, а вскоре настал и День Победы.
…Велико же было моё удивление, когда уже в Чехословакии, где то у Вальденбургского перевала, в одной из рот встретил я Беллу- живую, награждённую посмертно. Да и в члены КПСС она была принята посмертно, после боя, и две красные полосы перекрещивали её личное дело
(знак посмертного принятия в члены КПСС). Стояла худенькая русая девчонка в военной форме сержанта с нашивками о ранениях, с орденом Отечественной войны на гимнастёрке, улыбалась странно и старалась показывать только одну половину лица. Вторая половина лица этой красивой девушки была искажена страшной раной- пуля, пробив висок, перебила носовую полость и вышла в верхнюю челюсть слева. Без глаза, с искалеченным лицом осталась Белла в свои 19 лет. Но боевая рана не может обезобразить человека, она может вызывать уважение и преклонение перед
ним. Именно так расценил ситуацию полковой разведчик Геннадий Курицын. Они дружили раньше, а после ранения Беллы- остались навсегда мужем и женой. Живы и сейчас, детей вырастили. Встретились мы на встрече ветеранов 125 СККД в Ленинграде на Пулковских высотах. Приехала сюда и ещё одна бывший снайпер полка. Между прочими воспоминаниями вспомнили и гауптвахту. А Белла и сейчас красива. Они- достойная друг друга пара. Белла Петровна- инвалид Отечественной войны, кавалер ордена Отечественной войны, медаль «За отвагу» и много других медалей она заслужила, а муж её- разведчик Геннадий Курицын прошёл горнило войны. Шесть раз ранен, трижды тяжело, кавалер орденов Славы и Красной Звезды. От первого до
последнего дня войны прошёл этот славный воин впереди наступающих батальонов. Ветеран 125 СККД 6 раз лежал в госпиталях и всегда возвращался в свою разведроту 125 дивизии.
Оба и сейчас работают и приносят пользу нашей Родине.