Новый Вавилон -- Day [entries|friends|calendar]
Paslen/Proust

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ calendar | livejournal calendar ]

Уже история [10 Jul 2002|01:16am]
[ mood | Что-то слышится ночное... ]
[ music | Измученный безумством Мельпомены//я в этой жизни жажду только мира//уйдём, покуда зрители шакалы//на ]

А помните был тут у нас один виртуал, [info]ooops@lj

Он комментировал чужие записи, выступая кем-то вроде жж-обозревателя, и приговор у него всегда был один и тот же - фрустированный невротик...

Сейчас что-то вспомнил, рассмеялся, хороший был персонаж, жалко только, что кое-кто (кажется, я знаю кто, никогда, кстати, не определите) его похерил.

6 comments|post comment

Ночь темна [10 Jul 2002|01:59am]
[ mood | Лироэпическое ]
[ music | Клод Моне "Жёлтые ирилы на розовом фоне", 1924-1925, вилденштейн № 1835, частная коллекция ]

Отчего летние ночи кажутся такими непролазными, излишне тёмными? Сейчас вышел на берег реки, прошёлся по парку за домом: тьма, чернильная и многослойная, ничего не видно. Огоньки по воде, фонари на мосту, но небо, которого нет, угли деревьев и сам воздух - густой, хоть вилкой поддевай...

Зимой, что ли, из-за снега? Или потому что темнеет рано и темнота растягивается, белея на сгибах? Непроглядность летней ночи, особенно после длинного, жаркого, душного дня, с грозой и с громом посредине (так река, какая-нибудь Сена, перегибает город на две половины) словно бы выглядит негативом яркого, солнечного дня. Глаз так привыкает к залитому светом пространству, что потом отказывается воспринимать полутона и оттенки.

Ну, и, конечно, снег, который тоже оказывается обратной стороной - чего? Тусклого зимнего дня? Холода-голода-замороженности? Почему зимой люди не носят светлой одежды? Боятся потеряться в снегу? Откуда взялась легенда, что снег - маркий? Разве это действительно так? Глаз пирует и играет, высасывая из каждого времени кода свои особые радости и причуды. Умолчу об осени, красивее которой нет ничего. Разве что, Барселона и Гауди в Барселоне.

4 comments|post comment

Получены книги [10 Jul 2002|02:07am]
[ mood | Открыты окна: городской шу ]
[ music | Клод Моне "Апельсины для бранча", 1884, Вилденштейн № 924, частная коллекция ]

1. Кирилл Кобрин "Книжный шкаф КК", небольшой реестрик из бесконечности вавилонской библиотеки, краткие, но точные рецензии на текущие книжки с картинками и без.

2. Александр Бараш "Средиземноморская нота", сборник стихов, только что изданный в Иерусалиме - плотные, тягучие стихи, дневник путешествий с экскурсами в глубину - и автора, и истории.

Читаю, наслаждаюсь, изучаю.

post comment

Внутренние города [10 Jul 2002|02:46am]
[ mood | Свежие помидоры и зелень ]
[ music | Cloud Monet "The Walk(Argenteuil)", 1875, Wildenstein # 379, Private collection ]

Какая разница в каких мы живём городах?
Ну, и что, что я живу в Челябе? На самом деле, мы живём в городах, построенных у себя внутри. Его топография определяется тем, что мы хотим определять, что пропускаем, что сами в себе строим.

Передвигаясь по городу, я затыкаю уши музыкой из плеера, у меня есть любимый одеколон, которым я пахну, даже если забыл побрызгаться, листва деревьев (или снег) везде одинаковы, как и слова, которые мы говорим или пишем друг другу, а улицы предполагают зависимость от геометрии, построены по одним и тем же правилам.

Город, который я построил внутри себя не похож ни на один другой город. Я даже не знаю, как его описать, потому что он выстроен на ощущениях, которые невозможно облечь в слова - ощущение окружающих меня пространств, их полые формы - длинные, круглые, продолговатые; время, возникающее отрыжкой этих пространств, какие-то касания, какие-то запахи, цветовые пятна как на картинах Марка Ротко, я чаще гляжу себе под ноги или на небо, чем на людей или на дома вокруг, я слышу только то, что внутри, то, что снаружи кажется мне ненастоящим. Игрушечным.

Челяба напоминает мне песочницу под ярко и бестолково раскрашенным грибком из старого дерева. Трудно серьёзно спорить за место под грибком, всерьёз воспинимать проблемы построений песчаных замков или духовные запросы работников савочка и лопаточки.

Часто спрашивают (вот вчера Артём в парке меня спросил), люблю ли я Челябу. Я никогда не знаю, как ответить. Как люблю или не люблю, я же тут живу, как я могу любить или не любить? Как любят или не любят города, в которых живут? Я не понимаю, как можно любить то, что больше тебя - родину или, там, город. Я люблю город, который меньше меня, который внутри меня, который я сам создал, вот его я люблю, потому что он - мой, по моему образу и подобию.

Да, мне нравится Барселона. Или, там, Венеция. Или Амстердам... Но разве я их знаю? Я люблю свои впечатления о них, то, что внутри меня, их уменьшенные и отредактированные копии. Dixi.

post comment

Внутренняя география [10 Jul 2002|02:57am]
[ mood | как у Клода Моне ]
[ music | Клод Моне - как у меня ]

В детстве я думал, что мне близка французская культура и не интересна немецкая. Мне нравились американские фильмы (наверное) и американские романы. Став старше, я, почему-то, проникля испаниским искусством, хотя немецкие достижения, по прежнему, оставляют меня равнодушным.

Привязанности меняются, и только негативные стереотипы не стареют, не старятся. Дело даже не в близости менталитетов или темпераментов, но в каких-то совершенно неуловимых и, казалось бы, случайных вещах. Например, в шрифтах книг, прочитанных ещё в школе, в той плохой, газетной (сразу старой, жолтой и ломкой) бумаге, которую прятали грубые (сиротские) библиотечные переплёты.

А Испанию (Барселону, Альмадовара, Кеведо, Мариаса) я узнал тогда, когда стал уже немного собой. Это белое солнце, это чистая радость. У меня нет желания быть испанцем, изменить судьбу, уехать, приехать и тд и тп. У меня просто есть параллельное пространство, которое длится столько, сколько нужно, в нём много чего есть, в том числе и Испания.

9 comments|post comment

Желание быть Хавером [10 Jul 2002|03:18am]
[ mood | Ходил курить на балкон ]
[ music | Клод Моне "Поля пшеницы", 1881, Вилденштейн № 676, Кливлендский музей изящных искусств ]

Купил тут "Белое сердце" Хавера Мариаса", замечательный роман про "проблемы" новобрачных, с массой точных и умных замечаний, наблюдений о семейной жизни и петляющим сюжетом.

До этого прочитал в "Иностранной литературе" (№5) его же роман "В час битвы завтра вспомни обо мне" с ловко закрученной (несмотря на явную искусственность) фабулой. Так понравилось, что стал искать его другие книги. Но их по-русски больше нет (Мариас автор шести или даже семи романов), хоть испанский начинай учить.

Мне очень нравится такая беллетристика, спокойная, намеренно нехаризматичная, городская проза. Мариас - следующий за Кортасаром шаг: Кортасара сейчас читать, кажется, невозможно: ткань текста расползается под пальцами как пыльца, как крылья бабочки. В Кортасаре главное - послевкусие, когда текст превращается в образ текста, в густое, лиловое облако, в котором уже нет ни образов, ни слов.
Мариас доставляет удовольствие тут же, немедленно. Просчитанный и жёсткий каркас, минимум виноградного мяса, но, между тем, во всём этом столько спокойной и уверенной глубины. Возможно, это оттого, что Кортасар писал свои романы без особого плана, гордился этим обстоятельством.

Теперь так писать не можно, поэзия - не прихоть полубога, а хищный взгляд простого столяра. Как изменилась оптика читательского взгляда! Стихийное нынче в загоне, нам такой футбол не нужен, кино приучило нас к внятности изложения, кажется, перспективы этому никакой.

Отныне стихийное воспринимается как законченное прошлое. Большой истории больше нет, остались только маленькие, нарочные, ловко конструируемые из готовых кирпичиков готовых блоков.

post comment

Жажда [10 Jul 2002|03:30am]
[ mood | Журнальное чтение ]
[ music | Нет, не мигрень, но подай карандашик ментоловый... ]

Летние оргазмы кажутся такими же неглубокими и скоротечными, как и летние сны - поверхностные, тревожные. Чувства притуплены теплом, посыпаны пеплом противоречий: лето же для нас не очень свойственно, вот и не знаешь, как себя вести, долго привыкаешь, проходишь акклиматизацию.

Вот, оказывается, чего лишены южане или северяне - нашей игры на повышение или понижение, в зависимости от времени кода. Кто-то (в романе, а не в фильме) посоветовал Штирлицу запивать кофе холодной водой. Я попробовал собезъянничать - заломило зубы. Вот так, в ломоте постоянных настроек-перестроек, наша жестковыйная жизнь и проходит.

И только грозы да водоёмы сохраняют летом глубину, вообще, вода. Особенно грозы - обильные, страстные, темпераментные...

12 comments|post comment

Цитаты из "Белого сердца" Хавера Мариаса [10 Jul 2002|03:51am]
[ mood | Из-во "Амфора", 2001 ]
[ music | Перевод Н. Мечтаевой - как раз для антропологии Вилли_П. ]

"Секс - это, наверное, единственное, что действительно позволяет забыть взаимные обиды"

"Когда я окончательно убеждаюсь, что все мои усилия бесполезны, что мне не удастся ничего понять, сколько бы я ни пытался, я сразу же успокаиваюсь"

"Колесо жизни приводится в движение теми, у кого нет памяти, кто слышит, видит и знает то, что не говорится, не происходит, что непознаваемо и недоказуемо. То, что происходит, идентично тому, что не происходит; то, что мы отвергаем, равносильно тому, что мы принимаем и чего добиваемся; то, что мы испытываем, равносильно тому, чего мы не испытываем, и, тем не менее, жизнь идёт, и мы всё время к чему-то стремимся, что-то выбираем, от чего-то отказываемся, пытаемся найти различия между этими равносильными действиями и создать историю, которую мы сможем запомнить и рассказать..."

post comment

Глеб Павловский [10 Jul 2002|04:20am]
Сегодня, говорят, пять лет "Русскому журналу". Читал интервью с Павловским. Много думал. Нет и нет уму моему покоя. Не дадут, кажись, Димке нормально поработать, укатают:

Все же что именно читаете?

ПАВЛОВСКИЙ: Я читаю раздел "Вне рубрик", "Политика" и немножко еще два - литературный и сетевой. При этом "Круг чтения" я стал читать значительно меньше, хотя, на мой взгляд, он стал качественней. Но я предпочитаю самому щупать новые книги. У меня вообще тактильное отношение к реальности, я ощупываю книги, брожу по магазинам, и после этого мне не хочется о них читать. Читать о книгах - это все равно что копаться в ящике с номерками, какими-то бирками для нерожденных младенцев... Или, может быть, для уже зарытых трупов... Я с трудом переношу критику, а раньше ее читал очень много. К тому же, не нахожу рецензий на книги, которые сам взял бы с полки, или почти не нахожу. Вот, недавно поверил рецензии на этого пижона команданте Маркоса, пошел купил книгу и еще раз убедился, что парень - пижон.


Теперь из-за душки пирогова...пэрэсэтэ... Остальное здесь:

http://www.russ.ru/today/five/20020709_gp.html

А ЖЖ Павловский читает? Говорят, что да, но мне лично верится с трудом.
14 comments|post comment

navigation
[ viewing | July 10th, 2002 ]
[ go | previous day|next day ]