Новый Вавилон -- Day [entries|friends|calendar]
Paslen/Proust

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ calendar | livejournal calendar ]

Минималист М. [11 Dec 2002|03:27pm]
Вим Мертенс – бельгийский минималист с нечеловеческим голосом (фальцетом) солиста группы «А-ха» Играл на фортепиано, сам себе подпевал на придуманном языке. Точнее кричал, как беременная птица. Фо-но звучало избыточно сочно, как у какого-нибудь Дейва Грузина. А он и есть Дейв Грузин, только для новых умных.
Приятная однообразность, похожая на арпеджио и гаммы, вксипающая, затухающая, постоянно обращающая на себя внимание. Я сначала подумал, что под такую музыку сложно смотреть своё внутреннее кино, очень уж она <музыка> к себе требовательна, чтобы не потерять нить, надо сосредотачиваться на ней, а не на себе. Но потом внутренее кино победило. Мысли, образы, воспоминания, всё было как обычно. Хотя, против симфонических концертов, достаточно зыбкое, акварельное, лёгкое: таков жанр. Как если снимали в солнечную погоду, и свет заливает изображение, стирает его до полного неразличения, до чёрных чёрточек-черт по бокам.
Отдельного упоминания требует белее белого здание Школы Драматического Искусства с прекрасным залом и небом в потолке (простуженная сталь), и сам Анатолий Васильев в первом ряду, отсутствие буфета, странный, будто бы отсутствующий финал (бисы то ли закончились, то ли не закончились, свет то ли включили, то ли не включили, но народ стал расползаться) без финальной точки, а так же две фразы: «Не забудьте выключить свои мобильные телефоны и снять часы» (тикают и мешают внимать россыпям звуков) и «Каков пианизм, прямо Артур Рубинштейн какой-то» © [info]fosca@lj, которые зело меня насмешили.
Следующий пункт нашей общей музыкальной программы – концерт «Gotan Project» в пивном ресторане (отчего-то захотелось написать так – [info]gotan_project@lj, впрочем, и сегодня тоже в БЗК дают десятую (незаконченную) Малера. А я ещё ни разу живьём не слушал, как дирижирует Г. Рождественский.
2 comments|post comment

Вторая симфония Шостаковича (1927) [11 Dec 2002|03:35pm]
Вторая самая маленькая – всего две части и длится 21 минуту. Слова Александра Безыменского, опять же таки.
Из густого варева, из зудящего и имманентного Соляриса (как оркестр настраивают, только чуть гуще) возникает тихая труба, потом вторая, так они и шагают по ступенькам вверх-вниз, расходясь или совпадая друг с другом. Я хорошо вижу эти лестницы, даже перила, хотя, прежде чем начинается активная музыка (шершавое марево становится дырявым) дым движения, смог застилают почти всё.
Проявление полноты звучания совпадает с моментом сотворения мира, выпиленного виолончелями и струнной группой. Смычки борются с героическими интонациями, с фирменной композиторской ехидцей (во второй она заменена той самой лесенкой, см. Выше), которая, по всей видимости, есть фиксация на человеческом. Очень уж мал человек, мал и случаен – на фоне густых симфонических простыней, означающих космические пространства и мерцающую за горизонтом восприятия вечность.
Шум и активность возрастают к финалу первой части, мутируя в социально-политическую определённость (партийность закрепляется симметричностью звучания однотипных инструментов, спаянных в едином порыве, как деревня и город, как рабочие и крестьяне, как блок партийных и беспартийных). Никакого апофеоза, но трудная, с кровавыми мазолями (в них главное не кровь, но лимфа духовых) работа. Блуд труда, выдыхающийся в тоскливое нытьё валторн. Сквозь них, как сквозь асфальт, как сквозь снег, пробивается подобие некой индивидуальности. Все затихает в предувствии возможной гармонии.
И тут начинают петь. Безыменского. Бездомного. Бездонного. Соляные столбы, вырастающие на раз. Мужской хор. Нахер. На одном дыхании: на последнем. Потом женский добавляется, сходится-расходится, как по лесенкам в присутственном помещении; сбоку – межумочные скрипицы, духовицы, половицы, ёлочная спесь. Вопиющее расхождение с неопределённостью начала и духовидческими началами первой части: голосовая телесность, плотная, потная как фотография физкультурников-демонстрантов, выплывшая из чёрно-белых тридцатых.
Но слушается на одном дыхании. Я всё время никак не мог понять, почему не могу слушать вокальные циклы Малера. А просто природа (порода) иная, реалии другой культуры. А тут мне, воспитанному на меди гимна Советского Союза, всё очень даже с маслицем ложится. Выходит как эскиз – гимна или герба, неканонический, не утверждённый, из государственных архивов, колосится по бокам перезвонами, спеленывается в толстые косы где-то в центре. Хотя слов всё равно не разобрать.
2 comments|post comment

Выпадание [11 Dec 2002|07:59pm]
За последние два дня приснился двум юзерам (о чём они написали в своих дневниках), ни того, ни другого, никогда не видел. Не видел вчера на концерте юзеров из ЖЖ, хотя сидел с ними в одном ряду. Жизнь как живая рыба - бьётся в руках, ускользает из рук. Шухова башня всё ещё на месте, её подсвечивают. Она такая милая и женственная.

На "Gotan project" я, скорее всего, не пойду: звонил сейчас в ресторан, жлобская цена за входной билет (1.900), можно, конечно, но это же не Филипп Гласс какой-нибудь. НО. В тот же день, в БЗК дают вторую Брукнера, и кто хиппует, тот знает, как это круто. Можно договориться и сладить культпоход.

Рабочая неделя завершилась, не успев развернуться. Праздники выдались очень кстати. Казалось, что ты на пределе, что нужно выспаться, переждать (что? зиму?) в своей берлоге. Под одеялом. Никуда не хочется ходить. Ничего не хочется купить. Подозрительно. В декабре всегда так: гороскоп обещает интеллектуальный и эмоциональный упадок перед днём рож.

Копятся непрочитанные книги, дела, мысли, увеличивается количество начатых текстов, которые мешают спать, даже если ты выключил ноутбук. Ты становишься взрослым, поэтому смотришь телевизор, особенно не врубаясь в то, что там показывают. Культура внутренней жизни, как и положено любой теплолюбивой культуре, замолкает до радостного утра.

В этом городе мало солнца. Количество солнечных дней напересчёт. Цитрусовые не помогают. Колебания и перепад температур тоже. Хочется всё время ходить в одной и той же одежде и не обращать внимания на стеклянных ангелов, звенящих крылами при соприкосновении друг с другом. [info]anle@lj cпрашивает, купил ли я ёлочные игрушки.

Нет, Андрюш, не купил, ведь меня нет, я только снюсь.
2 comments|post comment

navigation
[ viewing | December 11th, 2002 ]
[ go | previous day|next day ]