Новый Вавилон -- Day [entries|friends|calendar]
Paslen/Proust

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ calendar | livejournal calendar ]

Дело о памятнике Мандельштаму [17 Apr 2007|12:13am]
Дело в том, что Андрей Красулин участвовал в этом конкурсе, вышел в финал, но не победил. Он и не мог победить, слишком уж его проект точный и необычный.



Нам всё еще кажутся странными памятники, лишённые антропоморфности. Городская скульптура обязательно должна быть узнаваемой, иначе она не будет опознана как украшение. Абстракции не приживаются ещё и потому, что на наших улицах слишком много хаоса, слишком много "крови и почвы", того, что в западном контексте вполне могло бы выглядеть как бонус. У нас слишком много неупорядоченности, которая, как правило, больше человека и, оттого, воспринимается агентом разрушения. Тогда как западный контекст слишком чистый и стерильный, художники нарушают правильность геометрии и соразмерность частей.



Памятник Мандельштаму работу Красулина важен своей точностью - "художник нам изобразил глубокий обморок..." поэтики поэта. Странные биоморфные формы расширенности или, напротив, сжатия, вытянутости и устремлённости вверх оказываются точными рифмами к основным [несущим] лейтмотивам позднего Мандельштама. Озеро, стоящее отвестно, каменное дерево, среди других деревьев, расширяющаяся вселенная или бутон высохшей розы, спираль, жиры миров... Несколько снайперских выстрелов в цель, отлитых в бронзе. Одновременно обобщающих и одновременно крайне индивидуальных. Это Мандельштам периода кристаллических структур "Стихов о неизвестном солдате" и верлибра "Нашедшего подкову", Грифельной оды и незавершённого, не попавшего в тетради ("Полторы воздушных тонны, тонны полторы....")



Пространство - одна из наиболее важных тем Красулина, чья творческая родословная растёт из первого русского авангарда, скрещенного с зенитным западным модернизмом (Джакометти, Ротко, Калдер), мимо второго русского авангарда - и на территорию полной свободы и незаёмности.



Я видел как он импровизирует - в углу его мастерской стоит кучка песка, огороженного двумя стенками-картонками, внутри Андрей импровизирует пространство, фиксирует соотношение частей, вставляя миниатюрные модельки.



Для памятника понадобилось шесть самодостаточных фигур, которые Красулин раскидал по поверхности сквера у Старосадской точно кости. Точно дзенские камни.



Андрей сделал около сотни отливок. Они стоят у него на куске стекла, вокруг прочих артефактов - картин, гравюр, многочисленных объектов, стеллажей с папками и прочего мусора, из которого Красулин ваяет правду.



Не красоту, но правду - вот что важно. Для него важно. Для его искусства, в котором нет разделения на процесс и результат, на то, что важно и то, что второстепенно, на мусор и шедевры. Только единый поток жизни, внутри которого существует человек, которого называют художником.



На соседней полке лежат парафиновые модели, с которых Андрей делал бронзу. Хрупкие черепки. Пригодилось немногое, очень жалко, что красота эта закрыта от других.



Впрочем,в январе состится его выставка в музее архитектуры, в том самом аптекарском приказе, который очень даже подходит творениям Красулина - живописная руина как нельзя лучше подходит артефактам с плотной и заусенчатой фактурой, знаками сделанности.

16 comments|post comment

Дело о Ксении Собчак во "Взгляде" [17 Apr 2007|01:38pm]
Дело в том, что во "Взгляде" вышла очередная моя колонка, на этот раз она про Ксению Собчак:

http://vz.ru/columns/2007/4/17/77150.html

"Главной медиаперсоной, являющейся едва ли не синонимом гламурной жизни, случайно или нет оказывается Ксения Собчак. Это теперь Ксения ведет передачу «Дом-2» и выпускает под своим именем книжки – потому что в конце концов нужно же уже производить ну хоть какой-нибудь продукт. А точнее, дополнительные информационные поводы. Ибо даже если бы г-жа Собчак не производила вообще ничего, существенно ее положение не изменилось бы.

Ведь с самого начала г-жа Собчак существовала как некая медиальная данность, сгусток медиальной материи, вещь в себе, исчерпывающая своим появлением саму суть события. Появилась – уже хорошо, есть о чем писать или говорить. Апофеозом этой тенденции является передача «Блондинка в шоколаде», где от г-жи Собчак, за которой круглосуточно следит видеокамера, требуется лишь одно – быть собой. Точнее, своим собственным представлением о самой себе.

Если раньше для попадания в элиту были необходимы безусловные творческие или экономические достижения (или сокрытые под спудом рычаги влияния), то отныне в элиту едва ли не мгновенно зачисляют объектов и субъектов информационного вещания, гламурного достаточно. Это напоминает старый анекдот о певице, обладающей столь пышными формами, что петь ей уже не обязательно, достаточно ходить по сцене туда и сюда. Однако, как показывает пример г-жи Собчак, ныне даже пышные формы уже не нужны".



Кстати, какие еще медиафигуры заслуживают того, чтобы их рассмотреть в новых колонках? Я уже делал свои варианты "мифологий" про -
- Верку Сердючку: http://vz.ru/columns/2006/1/12/18324.html
- Петросяна: http://vz.ru/columns/2006/1/29/20369.html
- Катю Пушкареву: http://vz.ru/columns/2006/3/13/25674.html
- Няню Вику ("МПН"): http://vz.ru/columns/2006/6/14/37193.html
- ещё раз Катю Пушкареву: http://vz.ru/columns/2006/7/7/40516.html
- про Гришковца: http://vz.ru/columns/2006/9/10/48013.html
- про Земфиру: http://vz.ru/columns/2006/12/30/62145.html
- про пародиста Пескова: http://vz.ru/columns/2007/2/1/66755.html
- про Аллу Борисовну: http://vz.ru/columns/2007/1/11/63564.html

Понятно, что напрашиваются деффки из "Школы злословия", а вот кто ещё способен выдержать концепты, вятынутые из "коллективного бессознательного"? Политиков не предлагать, ибо с ними всё ясно, а вот чтобы изменить, например, гендерный и жанровый перекос? Или про кого действительно было бы интересно почитать?
60 comments|post comment

navigation
[ viewing | April 17th, 2007 ]
[ go | previous day|next day ]