Новый Вавилон -- Day [entries|friends|calendar]
Paslen/Proust

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ calendar | livejournal calendar ]

Основной проект Биеннале. Часть 1. ЦУМ [28 Sep 2011|09:20am]
Лифт в лофт

Куратор Петер Вайбель разместил половину Основной экспозиции (другая её часть, почему-то, расположена в АртПлей; ну, то есть, вопрос не в том почему на АртПлее, место-то хорошее, намоленное, а зачем надо было членить выставку на дольки) в том же помещении пятого этажа, где на Второй биеннале показывали выставку американского видеоарта, а на Третьей Кулик разыгрывал своё теневой театр, ставший прологом к последующим мистериям и литургиям - в бетонном, необработанном пространстве, кажущимся сырым и промозглым (отсутствие перегородок, скрадывающих пространство на других этажах) как бы опускает тяжёлый потолок на ещё более тяжёлый пол, искажая перспективу и превращая территорию едва ли не в щель.

Самый эффектный жест, который позволил себе куратор, это вход - проще и удобнее всего добраться к экспозиции через лифты, для чего нужно поблуждать среди гламурных, ярко освещённых бутиков (указатели отсутствуют), захламлённых (или же, напротив, упорядоченных - как стеллажи в библиотеке) дорогими тряпками и аксессуарами.
Выходя из лифта, ты попадаешь, точнее, выпадаешь в иной мир - более тёмный и просторный, сочащийся техногенной свежестью, сквозняком и минимальным количеством посетителей (первым кого я увидел, был Бакштейн, невозмутимо дававший интервью какому-то азиату).
Зато здесь много охранников, им скучно и они, под давлением звуков и видеоизображений, кучкуются в освещённых экранами местах и заигрывают с работницами биеннале.

переписывая начерно )
post comment

"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском. Спецпроект Биеннале [28 Sep 2011|11:10pm]
"Некрореализм". Пятый этаж

Ленинградские "Некрореалисты" - пример, скорее, удачного (100%-го) самоназывания, нежели реального эстетического или идейного единства; объединение людей, связанных, скорее, внешними обстоятельствами - скукой советского застоя, переживаемого в провинциальном городке с большой культурной традицией.
Психологическая, нежели психопатическая, как вычитывается из заявки, структурная единица, не претендующая на базис определённого стиля жизни; раскованная, не лишённая юмора, игра, позволяющая раздвинуть рамки обыденности за счёт запретов (в основном, бытовых, а не политических).

Внешний, игровой взгляд задевает "некроэстетику" тематически, но не метафизически: пластический эквивалент страха и смирения, веры в загробное и прочих милых штучек не переживается незыблемой данностью, но конструируется за счёт затрагивания спектра определённых мотивов, передаваемых неповторимым соединением языка медицинских брошюр, детских ужастиков, гигиенического распутства и ложной многозначительности, возникающей из тотального советского умолчания.

Если десадовских либертенов всё время тянуло спрятаться, дабы предаться законному и заслуженному наслаждению, то питерские трупаки, сообразно мировым мифологиям и собственным темпераментам, всё время тянет наружу, на волю и на свободу - некротанец шатуна-подснежника и есть момент переживания уже ничем более не сдерживаемого своеволия; свободы и возможности делать всё, что захочется.
Именно поэтому Юфит со товарищи постоянно стремятся в леса и в поля, на природу, которая равнодушна к проявлениям непонятной ритуальной активности.
Совсем как в случае с московскими концептуалистами, тоже, ведь, время от времени выбирающимся за город (застой даже столицу делает провинциальной).

Однако, при всей своей типологической схожести с "Коллективными действиями" (власть концепта над пластической убедительностью и шевеление вокруг пустотного канона: в самом деле, что живой художник может знать о смертном и, тем более, посмертном джазе?), "некрореалисты" делят эту рифму с другим ленинградско-питерским художественным сообществом - "Новой Академией", группирующейся вокруг Тимура Новикова и наиболее продуктивное смысловое поле, как мне кажется, возникает из-за трений (смычек и расхождений) со своими земляками, нежели со столичными пустотниками.
Впрочем, я могу и ошибаться.

детсадовские десадовцы )
2 comments|post comment

Фильм Ребекки Хорн на Биеннале [28 Sep 2011|11:12pm]

Конечно, Ребекка Хорн, в первую очередь, мученица (или рабыня) точно накинутой на её искусство фонетики: длинное имя с двойной согласной посредине клином упирается в короткий, рычащий, выхлоп.
Выходит фразеологическое сращение, почти единая фонетико-семантическая единица.
Замените имя или фамилию, магия разрушится. Останется пустая оболочка, библиотека пепла...
Единственная возможность победить фонетику - узнать искусство раньше называния, что и произошло у меня, со мной, когда я видел большую экспозицию эффектных, змеящихся, музыкальных инсталляций Хорн на Венецианской биеннале аж в прошлом веке.
Петь песен не стану, скажу только, что её семидесятиминутный фильм "Лунно-зеркальный дневник" ждал с особым нетерпением.
Вот уж точно "специальные гости", "специальные проекты".

Кино, если что, показывают в ЦУМе, на четвёртом этаже.
Я где-то услышал, что расписание будет вывешено на сайте, но этого, конечно, не произошло - сайт дико неудобный и откровенно тупой (а ещё его сложно найти, так как искалки, в первую очередь, выдают ссылки на сайт Первой биеннале; да-да, у всех четырёх фестивалей РАЗНЫЕ сайты) ленту крутят в режиме нон-стоп в одном из двух дополнительных отсеков основной экспозиции - в затемнённом (темнее тёмного) сыром боксе с щелями в стенах (возможно, так оно и задумано?)
Идеальный эпиграф к смотру актуального искусства.
С этого и нужно было бы начинать.

скорее угадывать нежели чувствовать )
post comment

navigation
[ viewing | September 28th, 2011 ]
[ go | previous day|next day ]