| "Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском. Спецпроект Биеннале |
[28 Sep 2011|11:10pm] |

Ленинградские "Некрореалисты" - пример, скорее, удачного (100%-го) самоназывания, нежели реального эстетического или идейного единства; объединение людей, связанных, скорее, внешними обстоятельствами - скукой советского застоя, переживаемого в провинциальном городке с большой культурной традицией. Психологическая, нежели психопатическая, как вычитывается из заявки, структурная единица, не претендующая на базис определённого стиля жизни; раскованная, не лишённая юмора, игра, позволяющая раздвинуть рамки обыденности за счёт запретов (в основном, бытовых, а не политических).
Внешний, игровой взгляд задевает "некроэстетику" тематически, но не метафизически: пластический эквивалент страха и смирения, веры в загробное и прочих милых штучек не переживается незыблемой данностью, но конструируется за счёт затрагивания спектра определённых мотивов, передаваемых неповторимым соединением языка медицинских брошюр, детских ужастиков, гигиенического распутства и ложной многозначительности, возникающей из тотального советского умолчания.
Если десадовских либертенов всё время тянуло спрятаться, дабы предаться законному и заслуженному наслаждению, то питерские трупаки, сообразно мировым мифологиям и собственным темпераментам, всё время тянет наружу, на волю и на свободу - некротанец шатуна-подснежника и есть момент переживания уже ничем более не сдерживаемого своеволия; свободы и возможности делать всё, что захочется. Именно поэтому Юфит со товарищи постоянно стремятся в леса и в поля, на природу, которая равнодушна к проявлениям непонятной ритуальной активности. Совсем как в случае с московскими концептуалистами, тоже, ведь, время от времени выбирающимся за город (застой даже столицу делает провинциальной).
Однако, при всей своей типологической схожести с "Коллективными действиями" (власть концепта над пластической убедительностью и шевеление вокруг пустотного канона: в самом деле, что живой художник может знать о смертном и, тем более, посмертном джазе?), "некрореалисты" делят эту рифму с другим ленинградско-питерским художественным сообществом - "Новой Академией", группирующейся вокруг Тимура Новикова и наиболее продуктивное смысловое поле, как мне кажется, возникает из-за трений (смычек и расхождений) со своими земляками, нежели со столичными пустотниками. Впрочем, я могу и ошибаться.
( детсадовские десадовцы )
|
|