Концерт Ааре-Пауля Латтика (Эстония) в Органном зале |
[08 Jan 2012|12:40am] |
Пока Кашин путешествует по эстонскому захолустью, слушаю в своём концерт эстонского органиста Ааре-Пауля Латтик в пока ещё существующем Органном зале.
Начал Ааре-Пауль, разумеется, с Баха, затем был Пярт, затем снова Бах, после чего пять барочных французских пьес; после антракта, в качестве рождественского подарка, долговязый Латтик, похожий на смесь Курентзиса и Серебренникова, исполнил ещё три французские пьесы периода перехода от классицизма к романтизму, сыграл что-то из эстонского бидермайера и перешёл к французскому же модерну; после чего выдал на бис вполне типичного Филипа Гласса.
Минималист получился у него лучше всего, аутентичнее и убедительнее, срифмовавшись с Пяртом из первого отделения.
Я на органных концертах не был лет десять, решил вспомнить, подновить ощущения (каждый раз, когда иду мимо афиш Гарри Гродберга у БЗК или КЗЧ, думаю, что надо хотя бы один раз отметиться, но так до сих пор и не собрался) -когда-то у меня была масса пластинок привезённых из Литвы с голосами разных прибалтийских инструментов.
Весь этот винил был выстроен по одной схеме - сначала Бахи и барокко, а после, без особого перехода, депрессивный северный модернизм, который, впрочем, и приручил моё ухо, исподволь приучил к современным диссонансам; ведь при советской власти, когда я всё это слушал, авангардисты под особым запретом не были (даже у Стравинского, время от времени, выходили пластинки, не говоря уже о Прокофьеве или Шостаковиче), но, тем не менее, "сложное искусство" не приветствовалось и почти всегда приходилось изгаляться в палиативных вариантах. Типа литовской органной музыки или польских журналов по изобразительному искусству, эстонского графического дизайна или венгерских коллекций живописи ХХ века (был у меня и такой альбомчик).
Орган монохромен, краска одна, зато масса оттенков и подробностей; если вся симфоническая и почти вся камерная - про время, то органная, скорее, про пространство, организуемое воздушными потоками, пеленающими воздушные же ямы над слушательской частью.
Органное звучание и образует <вырабатывает> само это ощущение пространства в едва ли не архитектурных категориях и ощущениях. Кажется, что эту слегка простуженную дальтоническую радугу, покалывающую кожу на манер "крапивницы", можно обойти как круговую скульптуру, со всех сторон рассмотрев её неторопливую (даже когда и торопится) однотипность.
( intense )
|
|