| Дейнека. Музей Метрополитен(а) |
[29 Jun 2012|12:44am] |
У каждого советского человека существуют свои, хотя и не всегда осознаваемые отношения с искусством Александра Дейнеки, так как его многочисленные изображения сопровождают нас с самого рождения.
Причём, не только в качестве картин из «Родной речи», но и частью материального окружения – в виде мозаик, витражей и скульптур. Одно оформление родной (ставшей из-за его мозаик родной) Маяковки чего стоит!
Кстати, оказывается, художник был недоволен архитектурным решением этой, едва ли не самой известной станции московского метро. Вспоминая историю своих мозаик, он объяснял:
«...к сожалению, практика показывает, что архитектор не всегда вовремя включает в работу живописца и скульптора… Архитектор размельчил купола и запроектировал их слишком глубокими, с двойным куполом, благодаря чему мозаики, скрытые первым куполом, прячутся от зрителя. Масштабы каждой из них малы для высоты, на которой они висят. Смотреть их можно только в зенит, <тогда как> более выгодна зрения сбоку – от перрона…к этому поневоле обязывало расположение плафонов…»
Комментируя архитектурный просчёт, составители комментария третьего тома формулируют важное: «Художник переживал из-за решения архитектора, которое сделало его мозаики почти «невидимками». Немало пассажиров метро, неоднократно бывавших на «Маяковской», даже не подозревают о присутствии плафонов Дейнеки. Однако, дополнительно подняв панно и тем самым уничтожив их как часть видимого свода, архитектор ввёл второе измерение – мозаики перестали быть частью реального пространства и стали видениями идеального неба, которое открывается только тому, кто проявляет «волю видеть»…» ( воля видеть )
|
|