Дневники Льва Толстого. Часть вторая - 1888 - 1910 |
[14 Jan 2013|11:42pm] |
Последние двадцать лет (примерно с начала 1890-го) Лев Николаевич выработал окончательную форму дневника, соединявшего записи о быте с выписками из «книжечки» (чаще всего они, распространённые афоризмы и мысли, шли под цифрами).
Эти сгустки нового знания, кажется, являются, по мысли автора, главным сокровищем, на которое он способен. Своё художественное творчество Толстой считал ничего не значащими пустяками, а вот дни, когда нечего было записать в тетрадку, считал пустыми, а собственную мыслительную деятельность ничтожной.
Многочисленные «выписки», чётко отделяющие реальность от духовных поисков (Толстой считал себя чем-то вроде фабрики по производству точных и чётких формулировок или кем-то вроде геолога, находящего в толща мыслительных процессов драгоценные слитки), кружат вокруг постоянных толстовских тем, фиксируя их на разном уровне качества – от грандиозных (и, разумеется, гениальных) прозрений до проходных, ничего не значащих (зачастую повторяющихся) заблуждений.
Безусловную ценность им придаёт а) то, что они оказываются частью большой, разветвлённой этико-философской системы, которую не одно десятилетие возводит б) всемирно-известный литератор.
Так как если отбросить авторитет и заслуги Льва Николаевича перед культурой и цивилизацией многие из его фирменных «вписок», продиктованных энергией заблуждения, могут показаться фантазмами сумасшедшего.
( про ебж )
|
|