Мадонна делль Орто |
[08 Nov 2013|06:49pm] |
Красивая точка сегодняшнего дня – северная (строгая, мрачноватая) церковь, в которой похоронен Тинторетто. Собственно, Мадонна дель Орта – его большая гробница и как-то даже странно, что могила Тинторетто находится не посредине, но по правому борту.
Хотя алтарь им тоже не обделён – на его внутренних стенах висят два громадных, уходящих под самый купольный потолок, полотна: справа – «Страшный суд» с резко пикирующим на грешников сверху вниз ангелом; слева – «Поклонение золотому тельцу», внутри которой есть и автопортрет Тинторетто (кажется, один из тех, кто помогает нести золотого тельца).
Описать эти огромные, монументальные панно невозможно, как невозможно их разглядеть при неважном свете и сбоку (вход в алтарь закрыт).
Там, рядом с другими алтарными работами Тинторетто они живут своей таинственной жизнью, варятся в собственном золотом соку, который иногда проливается на их лакированную поверхность.
Такого нет ни в одном музее, хотя со всех сторон, в капеллах и нишах висят самые разные Тинторетто любого качества.
Это как-то уже совершенно иной Тинторетто, отличающийся от мускулистой, напряжённой (жилистой) движухи в Сан-Рокко, как и от картин с внешним лунным контуром, висящих едва ли не в каждой второй венецианской церкви.
Это Тинторетто обвала, могучего провисания, в которое тоже, оказывается, можно спрятаться; экзистенциального отчаянья такого накала, когда...
( большому храму - большое плаванье )
|
|
San-Stae / Сан-Стае |
[08 Nov 2013|10:09pm] |
Обычно я записываю свои впечатления по порядку их поступления – от первого к последнему, но сегодня решил сделать всё наоборот и начать с конца.
Очень уж впечатление от Мадонны делль Орто оказались сильными, а посещения предыдущих четырёх «станций», наслаивающихся друг на дружку, весьма похожими. Или я просто наелся (начал наедаться) и организм включил вторую скорость.
Сан-Стае (Святой Евстахий) стоит лицом к Гранд Каналу, как следует не сфотографируешь и не рассмотришь; при том, что она демонстративно пышная, хотя и оплывающая из-за постоянной сырости специфического венецианского климата.
Вся её физиономия внешняя, несущаяся к воде, создающая кипиш на пустом месте: вроде, много всего, а съел и уже не помнишь вкуса. И снова голоден.
Хотя я ни на секунду не забываю, что появись такое здание в любом русском городе, жизнь его навсегда изменилась бы.
И влиянием такой постройки не было б конца; здесь же всё выглядит просто и повседневно, а попадание в "список Хоруса" спасает от забвения и заколоченных дверей.
Перед фасадом Сан-Стае – небольшая площадь со ступенями уходящими в воду (нашёл чем удивить), остановка вапаретто и казино на другом берегу; внутри тишь, да гладь, да божья благодать.
( гостиная в углу гостиной )
|
|
San Giacomo dell’Orio / Сан-Джовани делль Орио |
[08 Nov 2013|10:46pm] |
Для того, чтобы внутреннее пространство образовало правильный крест внутри очень старой церкви San Giacomo dell’Orio (некогда рядом с церковью росл лавр, листья которого, кстати, я, наконец, разыскал в местном супермаркете), здесь выстроили четыре автономных навеса, каждый из которых как бы является частью фасада дворца Дожей (имеется ввиду стиль).
Обычно в церквях второй этаж ютится на одиноких хорах (и только в Сант-Альвизе это пространство является важной архитектурной и идеологической частью, рассекая территорию центрального нефа и не менее центрального, от края и до края плафона, надвое, точнее три к одному), здесь же таких лесов, получается, четыре.
Целая улица, точнее, площадь, так как они же все сходятся в центре и между ними, как раз, возникает крест: потолок здесь совершенно особый, непонятно чем покрытый, похожий на <деревянное> корабельное днище.
Значит, совсем уже старую, внешне совсем неказистую церковь модернизировали через сколько-то веков после постройки, забив всяческими драгоценностями, привезёнными, ну, например, из Крестовых походов (колонны зелёного гранита, купель в виде цветочного бутона) и разноуровневой живописью.
( сельская церковь )<a
|
|