ГМИИ. Музей частных коллекций. "Квартира-музей" |
[16 Apr 2014|12:12am] |
Нынешняя выставка – это открытие новых помещений «Музея частных коллекций, целого «нового дома», двухэтажного «пристроя», реконструкция которого проходила с начала 90-х годов. Теперь с «основным» зданием Музея частных коллекций, через переход, соединено здание, вытянувшееся вдоль улицы Волхонки – то самое здание, которое тянется в сторону Кремля и на моей памяти всё время стояло нежилым и огороженным.
Теперь его реконструировали и открыли пятью частными собраниями. Уж не знаю, в постоянной экспозиции будут эти коллекции или нет, возможно, и временно, но принцип у них тот же, что и у «старой» части МЧК: в зависимости от величины коллекции, тем или иным собирателям (или их наследникам) отдано какое-то количество комнат, обустроенных с помощью артефактов в виде как бы квартир.
На вернисаже много говорили об «коммуналках», де, пять собраний образуют нечто вроде «отдельного барака», хотя артефакты расположены весьма просторно – никакой «бытовухи», хотя бы и высокого стиля, как то было в случае с реконструкцией рабочего кабинета Дмитрия Краснопевцева, нет: это небольшие, но вполне нормальные, полноценные выставки чужих закромов.
За исключением, может быть, «отсека», оформленного вещами и приобретениями Леонида Тишкова – современного и актуального художника (на открытии, почему-то, представленного «московским концептуалистом»): автор даблоидов оформил одну из комнат со своей и чужой графикой Рабочим уголком – со столом, на котором расположены всякие милые антикварные штучки и говорит лампа.
Так что, скорее всего, экспозиция эта временная и очень скоро стол и любимые игрушки понадобятся Тишкову обратно. О временности выставки говорило и присутствие Константина Эрнста, известного собирателя чертежей и графики Якова Чернихова.
Бирки не выказывали принадлежности черниховских артефактов к той или иной коллекции (квартира же!), но в мире искусства увлечение Эрнста ни для кого не секрет, поэтому, гордый и великолепный, он стоял в первом зале новой экспозиции неслучайно.
( над златом )
|
|
"Только Венеция" Аркадия Ипполитова |
[16 Apr 2014|03:13am] |
«Особенно Ломбардия», первая книга из «итальянского цикла» Аркадия Ипполитова больше была «дневником путешествий», тогда как вторая – «Только Венеция» напоминает путеводитель. При том, что Ипполитов уже работал над венецианским путеводителем, некогда изданным «Афишей» (теперь в продаже бедекер авторства Е. Деготь) и мог освободиться от перечислительной интонации, да, видимо, не захотел – и это немного, но приоткрывает его технологию.
Дело в том, что такие книги, как «Только Венеция» (в смысле, город без каких бы то ни было островов лагуны, в свои очерки автор не включил даже Лидо и Джудекки) пишутся «девять месяцев и всю жизнь». Человек, родившийся в Венеции или же в ней живущий, может написать об этом городе интонационно другую книгу, примерно такую, как «Венеция – это рыба» Тициано Скарпа или «Моя Венеция» Андрея Бильжо.
Но обычно русский автор просто-таки обречён на надрыв.
Другое воспитание и иной социальный и культурный опыт делают «разницу уровней» очень уж вопиющей даже для высококультурного сотрудника Эрмитажа, прожившего всю свою жизнь в самом красивом российском городе. Кроме того, Венеции никогда не бывает много – все мы в ней командировочные, кто на пару дней, кто на пару недель. Вряд ли кому-то удаётся окончательно пропитаться её «морской солью», ведь даже если ты и покупаешь в Венеции квартиру, как А. Бильжо или С. Белковский, твоя дела находятся вне лагуны и постоянно норовят тебя оттуда выманить.
Вот и Ипполитов не скрывает, что пишет серию «Образы Италии XXI» наездами, в том числе во время командировок, обобщая и итожа в конечном тексте впечатления от самых разных поездок.
Это, на мой взгляд, важное для понимания «Только Венеция» обстоятельство, так как палимпсест «Особенно Ломбардии» скрыт за переездом из Милана в Павию и Монцу, из Комо и Лоди в Пьяченцу, Кремону и Брешию, откуда Ипполитов «едет» в Бергамо и Мантую, тогда как Венеция – начальная и конечная точка «второго тома», отчего и строится она иначе.
( дорога к дому )
|
|