Моя статья о трех сборниках памяти Николая Богомолова вышла в "Знамени" (№ 5, 2022) |
[11 May 2022|10:42pm] |
Про уровень моря в прилив
Двухтомные «Разыскания в области русской литературы ХХ века» (первая книга объединяет статьи и публикации «Времени символизма», вторая — «За пределами символизма») автор готовил к собственному юбилею, промежуточными итогами, но вышло, что окончательными.
Точно так же коллективная монография «Русский модернизм и его наследие» собиралась Анной Сергеевой-Клятис и Михаилом Эдельштейном в честь 70-летия Николая Богомолова, а вышел том памяти эпохи великих литературных открытий. Именно ее, наряду с некоторыми другими выдающимися филологами второй половины ХХ и начала XXI веков, олицетворяет научный и творческий путь Николая Алексеевича.
Из-за чего, кстати, после смерти ученого ни в двухтомнике, ни в коллективной монографии показательно не изменено ни слова: подлинные разыскания и исследования, выношенные и неконъюнктурные, лишены девальвации и не устаревают.
I. Принципиально, что основные сюжеты двухтомника Богомолова строятся именно вокруг разысканий, то есть нахождения, комментирования и введения в исследовательский и читательский обиход ранее неизвестных (малоизвестных, неисследованных) документов.
Это, с одной стороны, делает двухтомник «Разысканий» похожим на многоголосый альманах, где голоса литературоведов и писателей, издателей и читателей сплетены в тугой хоровод; с другой стороны, наличие первоисточников, занимающих существенный объем публикаций, мотивационно оправдывает предприятие в авторских глазах.
Неслучайно предисловие к первому тому начинается с прямых и простых вопросов: «Зачем и кому нужны такие тома? Понятно, что они тешат самолюбие автора. А вот читателям, которые должны будут заплатить деньги за них? Да даже и тем, кто получит каким-либо способом бесплатно?
Несколько раз на протяжении двухтомника приходилось комментировать слова В.В. Розанова: «Я — бездарен; да тема-то моя талантливая».
В данном случае вместо «темы» надо подставить слово «материал», то есть всяческие биографические, творческие и эпистолярные бумаги известных модернистов и их знакомых, которые Богомолов ввел в культурный обиход.
Так, например, слова Розанова, им здесь процитированные, дважды упоминает Георгий Адамович в письмах к Юрию Иваску: сто посланий одного русского эмигранта другому 1935–1961 годов стали для меня одной из главных историй, зафиксированных в «Разысканиях».
( область серебра )
|
|