Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет pioneer_lj ([info]pioneer_lj)
@ 2005-07-25 16:04:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Бойцы вспоминают минувшие дни
Удод рассказал поучительную историю, как он, будучи студентом, за свою литературную самодеятельность был сдан в лапы КГБ. Но внезапно амнистирован по случаю перестройки и гласности. Я же расскажу, как за почти то же самое (а, пожалуй, проступок и похуже) я избежал подвалов Лубянки/райкома. То есть моя история куда более поучительная и назидательная.

С 1980 по 1986 год я учился в МФТИ. В другую эпоху чем Удод. Накануне Перестройки. Впрочем, и перестройка больно нас ударила, сумела. Лето 1985 года, проходили военные сборы в Псковской области, и как раз объявлена борьба с пьянством и алкоголизмом. Причем началось эта борьба с подлинно тоталитарным размахом и задором. Чего говорить, эпоха была жутчайшая. Её оправдывает лишь то, что последующие были ещё хуже.

Так вот, в МФТИ понемногу процветала литературная студенческая самодеятельность, естественно. В частности примерно раз в месяц (или реже, сейчас не помню) в Главном корпусе вывешивались факультетские стенгазеты. Каждый факультет вешал свое творчество на отведенном ему традицией этаже, напротив лестницы. Лестница была широкая, стена соответственно тоже и стенгазеты, склеенные из листов ватмана, были весьма обширны. Надо сказать, что это самодеятельное студенческое творчество пользовалось успехом у публики, поскольку для своего времени и места было довольно свободно по духу, нередко остроумно, актуально и жанрово разнообразно. К тому же факультетские стенгазеты отчаянно конкурировали за симпатии публики.

Формально редакции стенгазет контролировались комсомольскими организациями факультетов. А фактически вокруг них велась борьба честолюбий и идейных групп за возможность публичного самовыражения (других-то возможностей почти не было, не будем забывать).

Что до меня, то я изредка сотрудничал с редакцией стенгазеты, но штатным писателем не был. И вот в силу разных обстоятельств, которые и я и сам теперь не помню, у группы товарищей возникла идея по-партизански разместить в стенгазете нашего факультета один мой маленький рассказик, на полторы печатаных страницы. Полагаю, это был 1983 или 1984 год, точнее не скажу. Что мы себе при этом думали? Мы думали, что это хорошая идея и что мы так недурно развлечемся. Забегая вперед, скажу, что наши ожидания во многом оправдались – скучать нам не пришлось, переживаний было море.

Подробности дела я теперь помню смутно, всё-таки прошло более 20 лет. Припоминаю, что рассказ был написан в излюбленном жанре глумливого абсурда, по мотивам прошедших сельхозработ. Ничего антисоветского в нем не было (если «антисоветскую вылазку» не толковать бесконечно широко). Однако в рассказе явно имелся издевательский вызов господствующему мнению, это хотя и косвенно, но довольно болезненно, задевало разного рода активистов, делавших на студенческой скамье общественную карьеру. Помню только название того подрывного произведения: «Сон в волосатую руку». Уже по этому можно судить.

Так вот, заговор был составлен. Я писатель, второй товарищ печатал текст (у него дома имелась пишущая машинка), агент в редакции (художник) зарезервировал место в стенгазете, где мы могли разместить две странички текста. Утром, когда началась первая пара и лестница была пуста (один на шухере сверху, другой снизу, третий дело делает), мы два листочка аккуратно и быстро приклеили. Получилось хорошо. Народ с удовольствием читал. Газета провисела чуть ли не до вечера, а к вечеру несанкционированное произведение было выявлен и газету сняли.

Ах, какой же был скандал!.. Однако при всём при том, передать дело дальше по инстанциям (деканат, ректорат, райком, КГБ) оказалось довольно сложно. Во-первых, институтскому начальству не очень-то и хотелось признавать собственные явные упущения в воспитательной работе со студентами. Во-вторых, несмотря на источаемый рассказом нехороший идеологический дух, формально придраться к нему было не так уж и просто. Мутный был текст, скользкий. Зато легко можно вменить несанкционированное размещение в стенгазете – серьезное нарушение дисциплины, но не более того. И главное, виновные оставались неизвестны. А раз так, то единственным виновным оказывалось институтское начальство. В сложившихся неясных обстоятельствах деканат поручил комсомольской организации факультета провести следствие своими силами.

Публике рассказик понравился. Кто не успел прочесть, тому пересказали с красочными подробностями. Заинтригованное общественное мнение было на стороне неизвестных заговорщиков. И не скрою, по молодости лет я был изумлен, сколько нашлось добровольных энтузиастов помощников общественного следствия. Во главе дознания стал один молодой преподаватель, тогда популярный в студенческой среде, «свой парень», курировавший комсомольскую организацию факультета по партийной линии (от партийной организации деканата, формально как-то так).

Никого они так и не нашли, хотя несколько недель старательно рыли носом землю. Однако мы сохранили дело в строгой тайне, не болтали, а свидетелей не было. Если бы нас разоблачили, то посадить не посадили бы, а неприятностей мы бы огребли много, вплоть до исключения. Люди постарались бы. Забавная подробность. К моему немалому смущению кое-кто из активистов расследования регулярно делился со мной подробностями тщетных поисков подрывных элементов (мы были вне подозрений). В ответ я лишь качал головой и преимущественно мимикой выражал удивление тем, как в наш замечательный студенческий коллектив могли проникнуть неизвестные отщепенцы.

Отсюда мораль: конспирация, конспирация и конспирация. По мере сил я придерживаюсь этого немудреного правила, и ни разу о том не пожалел. И поэтому, когда очередной самодеятельный чекист требует от нас огласить ф.и.о. плюс паспортные данные, место прописки и другие интересные данные (а то они нас не будут уважать), я лишь хихикаю: плавали, знаем.

P.S. Немногим менее десяти лет спустя, пламенные активисты изобличения таинственных антисоветских крамольников все как один оказались отъявленными «демократами» и «либералами». Тогда это меня тоже удивляло. А теперь нет, я понял, тут закономерность – это такие люди, интеллигенция.


(Добавить комментарий)


[info]ak_74u@lj
2005-07-25 09:11 (ссылка)
Ужас какой. Вот это страсти. Раскопать бы подобную историю из современности у кого-нибудь...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_yandex_ru640@lj
2005-07-25 09:24 (ссылка)
дык чё раскапывать-то? на поверхности ж лежит.

вон, в питере девушку из института отчислили за критику преподов в ЖЖ. Ведь прочитал кто-то ее ЖЖ, распечатал, принес в деканат...

да и мне манчестерский товарищ [info]mancunian@lj обещал, что пришлет моему либеральному начальству выдержки из моего ЖЖ (благо обещания эти пришлись на ту неделю, когда я увольнялся с работы).

так что жив, курилка, не умер.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ak_74u@lj
2005-07-25 11:11 (ссылка)
Мда. В срочном порядке припоминаю, критиковала ли я в своём ЖЖ преподов...
Стукачество живёт и процветает. Печально.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]klukin@lj
2005-07-27 04:55 (ссылка)
Ага, критика, в нецензурной форме.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_yandex_ru640@lj
2005-07-27 04:57 (ссылка)
именно критика.

или Вы полагаете, что, если бы та девушка "суку" заменила на "тупую сволочь", то уёбищный деканат ей бы медаль выдал и сессию бы зачел?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]klukin@lj
2005-07-27 16:57 (ссылка)
А совсем без ругани она покритиковать не могла?

Кроме того, там не "суки" были, а самый натуральный мат.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_yandex_ru640@lj
2005-07-28 00:18 (ссылка)
я что-то не понял - Вы начинаете борьбу за чистоту русского языка?

или пытаетесь перевести дискуссию с вопроса уёбищного деканата, отчислившего девушку за ее дневник (причем обставившего это массой гнусных деталей -вплоть до вывешивания ее дневников на доске объявлений) на вопрос "можно ли материть уёбищных преподов"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]klukin@lj
2005-07-31 12:30 (ссылка)
Объясняю для непонятливых.

Во-первых ее не отчислили. Сама ушла.

Во-вторых, накат на нее был правильным. Язык надо придерживать.

В-третьих, дневником вы ЖЖ называете? Очень интимная вещь, да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_yandex_ru640@lj
2005-07-31 14:05 (ссылка)
Вы охуительный, фантастический, неправдоподобный мудак. Прощайте.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]klukin@lj
2005-07-31 17:22 (ссылка)
Да, хотелось бы больше никогда вас не встречать.

(Ответить) (Уровень выше)

Pioneer из палаты психушки_lj
(Анонимно)
2005-07-25 09:21 (ссылка)
pioneer_lj (пионер лжи):"я избежал подвалов Лубянки/райкома"

...

Во-первых, КГБшникам твой рассказик плевать.

Во-вторых, на глупого студента КГБшникам - плевать

В-третьих, pioneer_lj размечтался. Никаких лубянских подвалов! На самом деле МИФИшного второгодника-алкоголика pioneer_lj тихо спровадили в психиатрический стационар. В котором он успешно излечился. До сих пор - ремиссия.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Pioneer из палаты психушки_lj
[info]pioneer_lj@lj
2005-07-25 09:22 (ссылка)
Вы прекрасная иллюстрация к моему скромному повествованию. Благодарю за труды.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Жуть пионерская
(Анонимно)
2005-07-25 11:19 (ссылка)
Вижу, вижу "пионеру" обидно, что те КГБшники на него никакого внимания не обращали. ФСБ - аналогично.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Жуть пионерская
[info]pioneer_lj@lj
2005-07-25 11:39 (ссылка)
Как же не обращали, ещё как обращали - звали после школы в Высшую школу КГБ. Мы от том писали, поищите.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

"Мы от том писали, поищите"
(Анонимно)
2005-07-25 11:42 (ссылка)
Писали? Где?
И кто это - "мы"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: "Мы от том писали, поищите"
[info]pioneer_lj@lj
2005-07-25 12:00 (ссылка)
Здесь. Ищите по ключевому слову "КГБ".

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Pioneer из палаты психушки_lj
(Анонимно)
2005-07-25 11:14 (ссылка)
Не трефьтесь гойским наречием, пишите на иврите.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]expp@lj
2005-07-25 09:25 (ссылка)
В принципе, вы уже тут дали много наводок, чтобы Кровавая Гебня (tm) могла вас вычислить, если ей вдруг это очень понадобиться :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pioneer_lj@lj
2005-07-25 09:27 (ссылка)
Кровавой Гебне я не нужен, а у местных следопытов руки коротки. Да и мозги... жидковаты.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_darkus_@lj
2005-07-25 09:32 (ссылка)
А ещё они — виртуальные онанисты и импотенты. Проверено собственноручно :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]k_traut@lj
2005-07-25 10:42 (ссылка)
Собственноручно заверенная импотенция - это как?

Пробовали поддрачивать - не встаёт?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]volf@lj
2005-07-25 09:34 (ссылка)
Предупредите товарищей "печатника" и "художника", что к ним теперь может проявлять интерес человек, на вид 45 лет, с усами и в очках на "утином" носу.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pioneer_lj@lj
2005-07-25 10:37 (ссылка)
Иных уж нет, а те далече. Нашему Мурзику ничего не светит.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]berdichev@lj
2005-07-25 09:34 (ссылка)
Да, вы - самый законсперированный обозреватель. О вас, наверное, меньше чем о всех других известно. Что, впрочем, делает вас ещё интереснее.
С ув.

(Ответить)

!976 год, Львов, на практике
[info]ex_chistyak@lj
2005-07-25 10:42 (ссылка)
Прочитал я в общаге лекцию про рок-оперу "Джисус Крайст Суперстар". Фурор был страшный. Народу очень понравилось.
Наутро в общагу прибыл "человек в штатском", возраста чуть старше студенческого. Подробно про всё распрашивал, особенно его интересовало содержание сюжета. Я ему ответил, что сюжет общеизвестный (см. Евангелие), дал ему и перевод либретто... Перевод он отверг, сказал, что мой перевод может быть недостоверным. Попросил дать ему магнитную плёнку с оперой. Дали ему кассету, на которую наматывали обрывки всякие, настоящую жалко стало. "Человек в штатском" сказал, что ИХ специалисты прослушают и сделают перевод. "Угу",- почему-то подумал я.
Уходя, "лейтенант" сказал, что Львов -- город особый, очень сильна всякая религиозность. Поэтому наша "самодеятельность" может нанести вред "делу Коммунистической партии и Советского правительства".
"В Москве Вас НАЙДУТ и СВЯЖУТСЯ...", -- сказал он на прощание.

Никто не НАШЁЛ и не СВЯЗАЛСЯ... Пох им все эти студенты и их выходки были, на самом деле-то.

{+}

(Ответить)


[info]ketzalcoatl@lj
2005-07-25 10:53 (ссылка)
Тогда могли бы исключить. А чего вы опасаетесь сейчас? Я вас не на открытость провоцирую, а просто интересно, масштаб репрессий сейчас какой.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pioneer_lj@lj
2005-07-25 11:08 (ссылка)
Береженого Бог бноежет, а не береженого конвой стережет. Здесь мудрость.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]stalker707@lj
2005-07-25 17:15 (ссылка)
А сейчас могут припаять "разжигание межнациональной розни", "подстрекательство к терракту" и "неуважение к президенту страны".

(Ответить) (Уровень выше)

Сколько учаться в МФТИ?
(Анонимно)
2005-07-25 11:25 (ссылка)
А почему "Пионеер" учился в МФТИ целых шесть лет?

-

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Сколько учаться в МФТИ?
[info]pioneer_lj@lj
2005-07-25 11:39 (ссылка)
Такой уж срок.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Сколько учаться в МФТИ?
[info]ex_keshikten792@lj
2005-07-25 12:56 (ссылка)
это ж им не недоучек - журналистов готовить...

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Сколько учаться в МФТИ?
[info]lex_kravetski@lj
2005-07-26 05:43 (ссылка)
Шестой год учебы в МФТИ - работа на базовой кафедре. То бишь, занятия наукой в НИИ, сопряженные с написанием по этому поводу диплом.

(Ответить) (Уровень выше)

офтопик
[info]captain__nemo@lj
2005-07-25 11:44 (ссылка)
"военные сборы в Псковской области"
город Остров?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: офтопик
[info]pioneer_lj@lj
2005-07-25 11:59 (ссылка)
Он самый. Но ведь это военная тайна, насколько я помню.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: офтопик
[info]captain__nemo@lj
2005-07-25 12:07 (ссылка)
я тоже мотал портянки в тамошних казармах, теперь с этого события снят гриф за давностью лет

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_udod99914@lj
2005-07-25 12:01 (ссылка)
Сильно.
По такому случаю я и свою историю из привата вернул. Убрав слишком сложные моменты своей биографии (я о них отдельно потом напишу).

(Ответить)


[info]ext_985@lj
2005-07-25 12:25 (ссылка)
Хе-хе. Слышали про волосатую руку, как же.
В том же потоке, на РТ был случай - студента таки за антисоветский анекдот выперли. Был там у них некто Винников, коротышка такой, с круглой головой. Так он не поленился, пошел в факультетксий комитет ВЛКСМ, его оттуда послали, так он в институтский. Там народ был поосторожнее, сказали - ну так пусть группа выскажется, а там посмотрим. Так этот Винников сумел всю группу изнасиловать (отзывал каждого в сторонку, и сообщал, что остальные уже все подписали, остался только он один), так что высказались единогласно за исключение.

(Ответить)


[info]kudeta@lj
2005-07-25 16:38 (ссылка)
Ну, ребяты - это просто.
Ореол запрета? сняли? ага. Щас обсудим. Жто очень интересно - когда оно запрещено, а мы типа все прогрессивные.

Мыслю, если бы не содрали листки с рассказом - резонанса и мелкошороха не было в принципе бы.

Я никого не хочу обидеть :-)

(Ответить)


[info]mitrichu@lj
2005-07-25 18:21 (ссылка)
Помню-помню эти стенгазеты! Приятное было чтиво!
Вот видите, сами свидетельствуете о том, что хоть сейчас и Кровавый Режим, но кое-что изменилось, не правда ли?

(Ответить)

А чем в то время "vk"- занимался?
(Анонимно)
2005-07-26 14:01 (ссылка)
...

(Ответить)


[info]_devol_@lj
2005-08-01 04:15 (ссылка)
Отсюда мораль: конспирация, конспирация и конспирация. По мере сил я придерживаюсь этого немудреного правила, и ни разу о том не пожалел.

- гм, какая же это конспирация, если Вы дали место своего обучения и годы? Да еще указали на сотрудничество в тамошней стенгазете? :) Полагаете, что вычислить Вас совсем невозможно (хотя это все объяснимо, если даты обучения чуть-чуть "сдвинуты")?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pioneer_lj@lj
2005-08-01 08:35 (ссылка)
За 6 лет никто не вычислил.

(Ответить) (Уровень выше)