Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет pogan ([info]pogan)
@ 2004-07-30 13:39:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Метрополис
«МЕТРОПОЛИС»
Фриц Ланг, 1926 г., Германия, ч/б


…Может ли впечатлить современного человека, воспитанного на плохих копиях «Рэмбо», «Терминатор», на фильмах с участием Ван Дамма, Сталонне, в общем, напичканного всем тем, чем когда-то напичкали всю страну так, что она просто захлебнулась во всем этом, впечатлить до глубины души, поразить сознание всего лишь черно-белая лента, отснятая в 1926 году, с мутной картинкой, без слов (немое кино), с англоязычными текстовыми вставками? Может ли современный человек после «Матрицы», «Шматрицы», «Убить Билла», «Трои» смотреть со слезами на глазах старую киноленту, в которой нет ни обильных убийств, ни красочных взрывов, ни полетов супердорогих машин над пропастью, ни крутых поединков? Я, пожалуй, не смогу ответить на этот вопрос, но если человек чувствует опустошение в своей бессмертной душе после просмотра всех этих блокбастеров, рассчитанных на сиюминутный кассовый сбор, то ему следует, вероятно, обратиться к классике мирового кино. И, конечно, можно начать с культового, бессмертного фильма Фрица Ланга — «Метрополис».
Первое впечаление от просмотра — потрясение. Продавец в магазине нахваливал этот фильм, рассказывал, что клип группы «Queen» на песню «Radio GaGa» фактически полностью снят по мотивам «Мерополиса», и даже ставил для меня на магазинном проигрывателе этот замечательный клип. Действительно, Меркьюри вместе со своей группой едет на машине по улицам Метрополиса, и лично выступает в роли лица для Механического Человека. Но этот факт не являлся основным поводом купить этот фильм. Мало ли кто и что использовал в своих клипах!

Краткий обзор упоминаний о фильме в Интернет:

«Комиссия по культурному наследию ЮНЕСКО приняла решение о внесении восстановленного в авторском виде фильма Фрица Ланга "Метрополис" (Fritz Lang, ) в список "Память мира" - собрание эталонов духовной и материальной культуры человечества (источник

«Именно в "Метрополисе" мы видим все истоки современной фантастической техногенной антиутопии… (источник

«Фриц Ланг по-особому видел мир и выразил это видение, темное и враждебное, во многих своих гениальных фильмах. Для него человек часто был немного более, чем простой марионеткой в злой вселенной, определяемой хаосом, деградацией и насилием. Образы, используемые им, особенно в немецких фильмах, отражали такой взгляд на мир: обнаженный, экспрессионистский, мрачный и полный теней. (источник

«Пересказывать сюжет этого фильма бессмысленно - достаточно сказать, что без "Метрополиса" не было бы ни "Бегущего по лезвию бритвы", ни "Пятого элемента", ни "Бразилии". Да и вообще не было бы кино в том виде, в котором мы его знаем. (источник

«Фильм Фрица Ланга "Метрополис" — пожалуй, самый известный немецкий фильм периода немого кино. Это не только высокохудожественный и доступный для широкого зрителя кинодокумент времен Веймарской республики — фильм представляет собой и одну из первых в мировом кино фантазий о больших городах 20-го столетия. Эскизы к "Метрополису" по сей день часто используются в разработке концепций современных постановочных картин со сложными декорациями. (источник

Итак, теперь этот шедевр лежит у меня на полочке. Это кино послужило источником вдохновения для многих и многих художников, музыкантов, режиссеров, очень много заимствовано из него. Кроме того, этот фильм потерпел в свое время полное финансовое фиаско, не обеспечив даже малой доли сборов. Этот масштабнейший фильм, один из самых дорогих в истории мирового кино оказался фактически антикоммерческим. По крайней мере, так сложилась его судьба.
Достаточно хотя бы одним глазом увидеть парочку кадров из фильма, и вы поймете, сколь дорого было снимать его, еще и в то время, когда кино не было оснащено мощной вычислительной техникой. Но упор в фильме не делается на весь этот картонно-модельный пафос («Звездные войны, ч.3» также был целиком из картона, и это классика фантастического развлекательного кино). Главное в фильме выражено в виде лаконичной надписи в середине ленты и в самом конце, на английском языке. «Between Head and Hand must be Heart»

В фильме показан гигантский город будущего — Город Света. На поверхности расположены великолепные небоскребы, легкие воздушные автотрассы, летают аэропланы. В то же самое время сотни и тысячи рабочих глубоко под землей работают в машинных залах, превратившись в придатков машин, потерявшие лица, по 10 часов в смену, не переставая. Сын главы Города Света, ничего не подозревая о жизни под землей, развлекается в Саду Чудес, как вдруг в сад входит ослепительной красоты женщина с толпой ребятишек, детей рабочих и, простирая руки, восклицает: «Вы наши братья! Мы ваши братья!» Ее в спешке выпроваживают из Сада Чудес, но ослепленный внезапным глубоким чувством Фредер бросается вслед за ней.
Во время своих поисков он попадает в машинный зал, где происходит несчастный случай и погибают рабочие. Фредер теряет сознание, в расплывчатой дымке он видит вместо Машины ужасного Молоха (Moloch!!!), пожирающего рабочих, в пасть которого маршируют стройными рядами все новые и новые партии серых картузов.
Полный впечатлений, потрясенный до глубины души увиденным, Фредер врывается в кабинет к отцу и натыкается на его холодные, равнодушные и презрительные глаза. Типичный магнат, худой, с острыми чертами лица,с ястребиным испепеляющим взглядом, он приказывает своим слугам следить за своим сыном. Тем временем его шпионы обнаруживают в одежде рабочих некие загадочные планы какой-то местности, и отец Фредера, Фредерсен направляется к своему другу и советчику в надежде разгадать тайну этих чертежей.
Друг и советчик — ужасный технократичный маниак, предельно просвещенный, технический гений, на много веков опередивший время, самый настоящий властелин и создатель Метрополиса. Оказывается, он давно уже работает над созданием Механического Человека, чтобы оживить некую HEL, видимо, женщину, в которую он был влюблен, но которая являлась матерью Фредера. Старый ревнивый завистник показывает свое мрачное изобретение Фредерсену — похожего на фараонов, Гомункула из стали и золота. Это вершина технократизма — Механический Человек.
Расшифровав чертежи, Маниак препровождает Фредерсена в таинственные древние катакомбы, где тот наблюдает удивительную подземную церковь, наполненную рабочими, в центре которой вещает Мария, та самая прекрасная женщина, встретившаяся Фредеру в Саду Чудес. Она рассказывает легенду о Вавилонской Башне, заключая ее словами о том, что должен придти Посредник в мир Метрополиса, а также великолепной фразой «между головой и руками должно быть сердце».
Посередине толпы молящихся Фредерсен замечает своего сына, Фредера, и принимает решение уничтожить церковь. Вдобавок ко всему, Мария называет Фредера «Посредником»! Разъяренный папаша просит своего мрачного друга натянуть на Механического Человека маску Марии и вместо настоящей Марии выпустить робота, который сможет разуверить рабочих в необходимости и возможности пришествия Посредника. Мрачный друг называет Фредерсена глупцом, так как ясно видит все последствия, но почему-то злорадствует и очень доволен, что сможет, наконец, отомстить своему заклятому врагу — Фредерсену, на самом деле оказавшемся чувствительным и глуповатым любящим отцом.
Похитив Марию, мрачный маниак помещает ее в стеклянный саркофаг и с помощью каких-то дичайших молний и энергетических возмущений придает своему ужасному достижению роботостроения облик Марии. Новоявленная лжеМария направляется к Фредерсену, в его просторный офис, где встречается лоб в лоб с влюбленным Фредером. Фредер, застав лжеМарию и отца вместе, просто теряет сознание от такой странной и немыслимой связи. Тиран и Святая… Его уносят. Тем временем Фредерсен, сдвинув брови, приказывает лжеМарии идти в катакомбы и читать иную проповедь.
Мария вынуждена отсиживаться взаперти, пока робот с успехом разжигает революцию. Лозунги просты и понятны сердцу каждого рабочего. «Посредник не пришел. Теперь настала ваша очередь. Кто из вас тот самый, кровь которого пьет Машина? Кто из вас тот, чью жизнь присвоила себе Машина? Тогда идите и убейте Машину! Настал ваш черед!»
Разъяренные рабочие покидают подземный город, сметают на своем пути все решетки и ломают самую главную Машину — Машину Солнца. По всей видимости, это нечто вроде главного энергетического генератора, обеспечивающего весь город. Безуспешно пытающийся остановить разъяренную толпу Главный Мастер кричит, что если они разобьют Солнечную Машину, то весь город под землей будет затоплен…Но его никто не слушает, и начинается Великое Наводнение.
Фредер, спасший Марию, вместе с ней занялись спасением забытых в спешке детей рабочих от наводнения. Пока под землей разыгрывается страшная драма, над землей во всю идет веселье в самом крутом кабаке, во главе с лжеМарией. «Давайте вместе смотреть, как весь мир канет в Ад!» кричит она, кружа с целой толпой расфуфыренных VIP-гостей. Правда, происходит это все при свете китайских фонариков — город с момента поломки Солнечной Машины погрузился во тьму…
Рабочие, наконец, вспомнили, что оставили детей там, внизу. А когда до них дошло, что город внизу уже полностью затопило, они всю свою ненависть обратили к Марии, которая разожгла в их доверчивых и наивных сердцах пламя, заставившее их так безрассудно поступить. Найдя Марию, они ставят ее на причудливый костер из автомобилей и поджигают.
До самого последнего момента, пока Мария на костре не превращается в стального робота с обликом Гомункула, не ясно, кто именно там горит — настоящая Мария, или робот. Даже несмотря на то, что Мария на костре кривляется и дергается, похотливо подмигивая то левым, то правым глазом, не верится в то, что настоящая Мария жива и невредима.
Настоящая Мария почти жива и невредима. Она ведет кровавую схватку с мрачным маниаком, который, видимо, спутал ее с роботом, со своей возлюбленной HEL. Драка потихоньку перемещается вверх, на крышу, затем в нее включается Фредер, в конце концов Маниак эффектно летит вниз, а Фредер и Мария обнимаются и целуются.
… Толпа рабочих клином направляются прямо в зев католической церкви. Из ворот выходят Фредерсен, Мария и Фредер. От черной толпы рабочих отделяется Главный Мастер, этакий толстый увалень в лаптях, с огромной окладистой бородой и, вытирая руки о рабочую робу, направляется к Фредерсену. Мария просит Фредера проявить свое предназначение Посредника. Фредер насильно, после долгих увещеваний соединяет руки Фредерсена, представителя коммерции и власти, этакого супер-аристократа, и Главного Мастера, представителя рабочих и крестьян.

На этой бравурной ноте заканчивается этот эпохальный шедевр.



В этой ленте каждый кадр — произведение искусства. Каждый персонаж — отражение целой эпохи. Проработана каждая мелочь, каждый взгляд. Это в полном смысле слова монументальная картина. Однако потрясающее мастерство актеров, выразительная пластика, которая потрясает сердце сильнее любых слов, простота и ясность доносимой до зрителя мысли придают картине блеск, подобный блеску граней алмаза, легкость, подобную тени алмаза и бессмертность, подобно твердости алмаза. Никакой грузности, фильм смотрится на одном дыхании. Никакого «интеллетуального давления» — только ясная мысль, выраженная и точно очерченная. К слову сказать, Ланг сперва учился на архитектора, и, возможно, этот факт оказал существенное влияние на создание фильма.
Можно часами говорить о культовых потрясающих кадрах. О толпе рабочих, идущих на работу и о встречной толпе, идущих с работы — одинаковый ритм, одинаковые бесцветные лица, гигантский свисток заводской трубы. На память приходят фабричные гудки советсвкой эпохи и обязательный гимн Советского Союза ровно в шесть часов утра.

Другая картина — толпа рабочих с перекошенными лицами, посередине женщина в белом, свободном платье, активно и вычурно жестикулирующая, произносящая эффектные речи, рассчитанные на необразованных, но доверчивых рабочих, подмигивающая, подлая женщина — Революция, призывающая к насилию и смерти.
Еще: Фредер в зале церкви, где видит статуи семи смертных грехов и Смерть с косой. Как эта Смерть шароко и выразительно замахивается огромной косой и начинает косить резкими медленными движениями, потихоньку надвигаясь на зрителя…
А чего стоит суперпохотливый танец Антихриста, женщины, вышедшей из моря, несущей смерть и горе? Нет никаких голых грудей или половых органов во весь экран — только несколько движений. Но от этих движений застывает в ужасе душа.
Мария, которую ловит посреди древних разрушенных могил Техноманиак, которую бьет дрожь страха и боли, бьет откуда-то изнутри, это искаженное прекрасное лицо!..
Да фактически каждый кадр достоин того, чтобы отпечататься в сердце. Я начал было щелкать скриншоты, но не мог остановиться. А затем не мог выбрать, какой поместить в этой статье. Революция, Бог, грех слияния полов и достижение вершины технического прогресса, машинный Гомункул, обезличивание человека (вспомним Форда с его сверхновым заводом, с его мрачным лозунгом — «Одну машину за пять минут!»), превращение его в придаток машины, проблема разделения человеческого общества на классы и его смысл, драма любви, самопожертвования… Этот фильм — целый космос. Поэтому пусть вас не вводят в заблуждение примитивные картонные декорации, нещадно поливаемые сверху водой из стакана — драма гибели детей (впрочем, их успели спасти) не становится от этого примитвной и неактуальной.

Многие деятели искусства черпали вдохновение в бессмертном шедевре Фрица Ланга «Метрополис». Возможно, осмысление этого фильма поможет вам по-иному взглянуть на историю культуры и, в частности, кинематографии XX века. Но клип «Радио ГаГа» точно стоит посмотреть еще раз. Уверен, что фильм займет первое место в вашей отборной коллекции лучших фильмов мирового кино.

(я купил его у м. Василеостровская, напротив, в прокате под вывеской «Почта. Телеграф». Не ищите подобные фильмы в ларьках с «Матрицей» — там такое не продают).