| Ползучий сатанизм |
[Sep. 17th, 2002|03:19 am] |
Почитал тут давешнюю статью К. Крылова. Интересная заметка, мне такие нравятся. Нравится оригинальность поворотов мысли, нравится умение автора извлекать некий сокровенный смысл из явлений вполне обыденных, способностью взять нечто каждодневное, само собою разумеющееся и вдруг спросить: а почему это именно так?
Все великие открытия делались людьми, обладающими способностью задавать "дурацкие" вопросы.
И вот Крылов, окинув взором ряд романов, выдержанных в жанре фентези, спрашивает: с чего бы это наши писатели пишут о каких-то эльфах, гномах и прочей иноземельной шушере, когда буквально под боком томятся невостребованные Баба-Яга, Кащей Бессмертный, Илья Муромец vs. Соловей-Разбойник и др.?
Лежащие на поверхности объяснения, что де нашего (и не только нашего) читателя привлекают в фентези, прежде всего, возможность перенестись в абсолютно ирреальный, нездешний мир, а заморские персонажи и заморский же антураж только усугубляют его нездешнесть (потому как экзотика), а также то, что русскому писателю, работающему в жанре фентези, хочешь не хочешь, а приходится быть эпигоном и, как хорошему эпигону, строго придерживаться законов жанра, воссоздавать атмосферу, "состав" которой определен и задан до нас и не нами - такие объяснения Крылова не удовлетворяют. Не согласен он и подождать пару десятков лет, когда (или если), сформируется, наконец, русская традиция фентези.
Во-первых, это слишком просто. Во-вторых, слишком плоско. Негде развернуться и в очередной раз продемонстрировать мистическую особость русского пути.
Посему, в лучших традициях "патриотической" науки, то есть, путем последовательных передержек, он приходит к довольно любопытным выводам.
Оказывается, "всё дело в том, что нас научили смеяться над собой. Научила нас этому, естественно, "европеизированная" (тут нужны пудовые кавычки) интеллигенция, которая всю свою историю занималась вывозом русского символического капитала на Запад, импортируя сюда западный секонд-хэнд. В этом смысле глумление над "горынычем" и "кащеем" - того же самого свойства, что и глумление над "рюсским мужуком", который "ест блины" и "ходит в лаптях". В то же время какие-нибудь "мюсли", или голландские деревянные башмачки, вызывают исключительно умиление - как, впрочем, и "батик", африканские резные маски, или статуэтки Будд. Смеяться же тянет только над "лаптями" - и только потому, что это "что-то русское"."
Не стану разбирать на мелкие косточки этот замечательный тезис, хотя тут есть, где разгуляться спокойно мыслящему человеку. Напротив, временно соглашусь с автором.
Разумеется, такое положение вещей не слишком льстит национальному самолюбию и вызывает законное желание что-то предпринять для его (положения), коррекции. Что же? Запретить эльфов-гоблинов не получится, тут, как верно подметил автор, нужен тов. Сталин, да и все равно толку не будет. Следовательно, нужно что-нибудь противопоставить проклятому Западу. Кащей и Снегурочка тут подходят мало - интеллигенствующие нижегородцы заплюют, заглумят, затопчут, как бы отменно не был написан текст. И тут Константин предлагает поистине оригинальное решение.
Да пусть он сам расскажет.
"Существуют два направления, которые имеет смысл разрабатывать, в надежде на лучшее будущее. Во-первых, мы очень плохо знаем собственную традицию - а, значит, ещё не всё в ней обсмеяно и обгажено. Имеет смысл забраться поглубже в славянскую мифологию, хотя бы на предмет расширения кругозора. Конечно, вернуть подобающее величие "бабе-яге", "кощею", и прочим "бабаям", в ближайшие полвека будет трудновато. Но ведь не на них свет клином сошёлся. Можно раскрыть "Мифологический словарь" на статье "Славянская мифология", и почерпнуть оттуда достаточно, чтобы начать водить пером по бумаге."
Впрочем, здесь-то как раз ничего оригинального нет. Но в этом случае придется дожидаться формирования соответствующей фентезийной традиции, вполне возможно, что и целых пол-века. А ждать нам некогда, да и опять же, "европеизированные" жизни не дадут, и посему,
"...имеет смысл разрабатывать и европейскую тематику - но в специфическом ракурсе. Коль скоро вложения в "авалон" приводят к банальному самоограблению, имеет смысл вложиться в его противников. То есть - развернуть индустрию производства антизападного мифа, последовательно героизируя и прославляя тех мифологических персонажей, которые на Западе играют роль "плохих парней". Грубо говоря, сознательно встать на сторону Тьмы, исходя из того, что "ихняя Тьма - наш Свет".
Вот оно как. Что немцу здорово, то нам лучше сдохнуть. Знакомая песня. Но дело не в этом. Дело в том, что в своем стремлении непременно, пусть и в исторической перспективе, нагадить соседу (ведь только нагадив соседу, возможно обустроить свою жизнь, не правда ли?), Крылов готов заключить союз... с кем бы вы думали? Понятно уже? Ну, это вам понятно, а кому-то, может, и не очень. Поэтому Крылов делает соответствующие уточнения:
"В конце концов, "Запад" - это, в общем-то, совокупность народов и культур, которые поклоняются существу, именуемому "Deus". Принятие христианства в этом отношении ничего не изменило: и Zeus, и Jesus, равно именуются именно так. Deus - это бог группы deva, богов дневного света, ясности, рационального знания. Deus дал Западу силу, при помощи которой он покорил другие народы и культуры. Но мы-то ему ничем не обязаны..."
Замечательная двусмысленность последнего предложения уточняется и предыдущим, и последующим контекстом:
"Итак, у нас есть два пути. Во-первых, введение в оборот малоизвестной части славянской мифологии: в конце концов, наш читатель плохо представляет себе, кто такая "птица Сирин". И, во- вторых, "игра чёрными". Так что будем ждать сериала о злодее Мерлине и прекрасной Фее Моргане."
Против "введения в оборот" птицы Сирин возражений, естественно, быть не может. Равно как и против Царевны-лягушки - достало б таланта у писателя, воссоздающего сказочный мир Ивана-Царевича и Семи Богатырей. Но вот "игра черными"...
Есть у меня сильное подозрение, что как-то незаметно перейдет она в игру за "черных". И тогда мы действительно уже ничем не будем обязаны богам дневного света, ясности и рационального знания. А они, в свою очередь, нам. Ave Satan! |
|
|