Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет prokhozhyj ([info]prokhozhyj)
@ 2012-04-02 18:34:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:п-м-д, пмд-голуби, пмд-церкви

Перелетевший голубь храма Христа Спасителя
 
      Продолжение цикла "Птицы на московских домах". Ещё один московский новодел.

      Храм Христа Спасителя был построен по проекту архитектора Константина Андреевич Тона в память воинов, павших на войне 1812 года и в иных военных походах того времени. Оригинальный храм был освящён 26 мая 1883 года и взорван 5 декабря 1931 года.
      Ныне существующий храм был заново отстроен на том же месте (между улицей Волхонкой и Пречистенской набережной Москва-реки, возле станции метро "Кропоткинская") в 1994–1997 годах. Проект восстановления храма подготовил реставратор А.М. Денисов. Позже руководсто над воссозданием храма перешло к Зурабу Церетели. При воссоздании внешнего облика здания вместо первоначальной белокаменной облицовки была использована мраморная, а золочение кровли было заменено на покрытие на основе нитрида титана.


      Но наиболее заметным отличием от оригинала было то, что вместо беломраморных барельефов на стены храма были установлены (вот сюрприз) их бронзовые копии.
      Что касается "птиц на московских домах", то для них важно то, что, как заметил Serg63Ant, храм среди прочего внешнего декора украшен бронзовым Голубем, ныне расположенным на центральных Южных вратах храма, над их створками.


      Тут он крупнее:


      Казалось бы, на этом всё, но... Дальше начинается интересное. Памятуя о чудесном превращении мраморных барельефов в бронзовые, я решил посмотреть, не произошло ли каких-нибудь трансформаций с украшением Врат, и попробовал поискать такого же голубя где-нибудь на старых фотографиях. Голубь, причём именно такой, нашёлся. Но! Нашёлся он вовсе не на Южных вратах оригинала, а на Восточных. Ниже я позволю себе процитировать фрагмент соответствующей фотографии с oldmos.ru.


      Сравнив с приведённой выше современной фотографией голубя на Южных вратах, легко заметить разницу в барельефах. Что же касается нынешних Восточных врат, то бронзовый рельеф на них теперь совсем другой:


      На этом рельефе размещена Троица Новозаветная, и между Отцом и Сыном тут тоже изображён Дух Святой в виде небольшого голубя.


      Я не нашёл оригинальной фотографии Южных врат, но подозреваю, что ранее эта Троица была расположена именно на них. Во всяком случае, нынешние Северные и Западные врата похожи на себя прежних, и рельефы на них другие. И я надеюсь, что просто совсем новый рельеф всё же никто не делал. Не знаю, почему при воссоздании храма изображение Голубя переместилось с Восточных врат, были ли для того какие-нибудь глубокие основания, или причины совсем иные. Но оно переместилось, факт.

      Надеюсь, вскоре последует следующий выпуск "птиц".



(Добавить комментарий)


[info]nikanora@lj
2012-04-02 12:55 (ссылка)
голубя ( как символ Духа Святого) на этих вратах, видимо, сменила барельефная копия внутренней росписи главного купола храма - символической иконы Отечество ( Троица Новозаветная на херувимах - см. http://pravicon.com/icon-437), на которой тоже должен быть голубь - ниже лика Отца, но выше головы Сына - на вашем снимке трудно рассмотреть, есть ли он или отлетел на другие врата... кажется есть.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]prokhozhyj@lj
2012-04-02 15:51 (ссылка)
Да, пропустил. Добавил крупное изображение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nikanora@lj
2012-04-02 16:27 (ссылка)
да! это повтор росписи купола храма.
Вероятно, при восстановлении решили расширить и усложнить декор - это характерно для храма Христа Спасителя - историческая реконструкция в целом, но с различием в деталях, материалах и технологиях.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]prokhozhyj@lj
2012-04-02 16:46 (ссылка)
Тихо надеюсь, что всё же нет. Что этот повтор, пусть не на этих вратах, но был изначально. Иначе слово "воссоздание" становится ещё более неточным. Пока не нашёл старой фотографии Южных врат. Но очень хочется такую увидеть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oldodik@lj
2012-04-02 22:08 (ссылка)
А знаете, почему барельефы побронзовели? Бронза намного проще и дешевле мрамора. Да-с. Конечно, выглядит оно не того-с.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]prokhozhyj@lj
2012-04-03 03:41 (ссылка)
Или потому, что кто-то работал именно с бронзой. Кстати, из серии "это интересно": я хорошо помню, как то же Церетели то ли говорил в каком-то интервью, то ли его цитировали в какой-то заметке, что анализ деталей барельефов убеждает, что они изначально замышлялись, как бронзовые, и, мол, только поэтому..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oldodik@lj
2012-04-03 03:53 (ссылка)
Я просто от скульпторов знаю, что рубить - это вам не отливать)) Совсем другая трудоемкость. Ну, Церетели такое Церетели, а у здания вид с этой бронзой, будто его, извините, обкакали.

Даже если посмотреть просто нынешнюю скульптуру - сколько делают бронзы, сколько мрамора, и какая там и сям степень отделки. Очень наглядно и показательно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]prokhozhyj@lj
2012-04-03 04:01 (ссылка)
Чужеродные они в бронзе какие-то, это да.

(Ответить) (Уровень выше)