Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет prokhozhyj ([info]prokhozhyj)
@ 2007-05-01 10:24:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Первомайский репост

      Я уже утаскивал этот текстик к себе год назад. Но, пожалуй, повторю процедуру :), вкусный он больно. Старая, из древних (не нынешних!) ещё "Итогов" статья Б.Б. Жукова про пред-историю 1-го мая.

      Вальпургиева ночь солидарности трудящихся

      Как известно, ежегодный общеевропейский слет нечистой силы происходит в ночь с 30 апреля на 1 мая – то есть аккурат накануне главного праздника пролетариата. Когда-то давным-давно осознание этого совпадения доставило немало удовольствия нашей студенческой компании. Впрочем, мы это восприняли отнюдь не как свидетельство адской сущности социалистических движений – настолько серьезно мы к ним никогда не относились, – а скорее как очередной их ляпсус. Дескать, ничего толком сделать не могут, вот и для своего праздника ухитрились выбрать самый неподходящий день. И только много лет спустя я случайно узнал, что никто ничего не выбирал: между бесовским шабашем и пролетарским праздником существует непосредственная, хотя и не вполне прямая, связь.
      Откуда вообще взялась эта дата – 1 мая? Выпускник советской школы уверенно отбарабанит: ее установили в 80-е годы прошлого века в память полицейского расстрела чикагских рабочих. Однако любое описание этих легендарных событий содержит более или менее внятное упоминание о том, что расстрелянные рабочие что-то праздновали. И, стало быть, 1 мая считалось у них праздником задолго до столкновений с полицией.
      Между тем известно: в средневековой Европе 1 мая было традиционным днем расчета хозяев с батраками. (Почему европейцы избрали для этого ответственного дела именно конец весны, а не, скажем, позднюю осень, когда основные работы закончены и можно не спеша торговаться, - остается только догадываться.) И оплата батрацкого труда зависела от состояния хозяйства на момент расчета – цела ли и здорова скотина, не вымерз ли за зиму сад и т. д. Ясное дело, что если человек должен беречь и хранить что-то в течение года, то максимум беспокойства обязательно придется на последнюю ночь. Этот нехитрый психологический механизм и породил поверье, что в ночь на 1 мая нечистая сила особенно усердствует в своем стремлении навредить батраку. И чтобы год трудов не пошел прахом, надо принимать специальные меры: всю ночь не спать, жечь костры и петь песни, чтобы отогнать злыдней. А утром можно предъявить хозяину убереженные стада и нивы, получить свои кровные и продолжить празднование в более подходящей обстановке.
      Прямые социальные наследники батраков – промышленные рабочие – о нечистой силе уже помнили слабо, но первомайскую традицию сохранили: как же можно рабочему человеку без своего праздника? Образ же разгулявшейся нечисти постепенно отходил в литературу, приобретая знакомые нам черты Вальпургиевой ночи...
      Так что если кому-то аллергия к "красным" праздникам мешает достойно провести первый майский день - пусть не мучает себя. В этом празднике нет ничего специфически советского, коммунистического и даже пролетарского. Всякий, кто трудится по найму, имеет полное право в этот день выехать на природу, развести костерчик и начать гонять чертей всеми доступными его воображению способами.
      Впрочем, желающим не возбраняется и посетить накануне ночью гору Броккен. Говорят, там очень красиво.

Борис Жуков. "Итоги" от 24.08.2000.