Февраль и Октябрь По моему скромному имху, революция есть единое, законченное событие - от постановки социальной проблемы до её разрешения. К примеру, ВФР была призвана очистить Францию от феодально-абсолютистского хлама и обеспечить буржуазное развитие страны. В этом направлении и шли все события великого десятилетия - от открытия Генеральных штатов до переворота 18 брюмера. Консульство и империя - это уже не революция, а фиксация её итогов.
Иными словами: пока лежащее в основе революции противоречие не разрешено - революция не закончена.
Так вот, правомерно ли говорить о Февральской и Октябрьской революциях? Сомневаюсь. На первый взгляд, задача перед русской революцией стояла та же: самодержавие, сословия, помещичье землевладение – на свалку, и да здравствует буржуазно-либеральная Россия. Но ведь Февраль этой цели не достиг. Бюрократический аппарат самодержавия сохранился практически в неприкосновенности. Как там у Пушкина: «столб, а на столбе корона»? Корону сшибли, но столб-то остался. Помещичье землевладение сохранилось, православие осталось государственной религией. Только монархия пала.
И вряд ли могло быть иначе – поскольку ублюдочная русская буржуазия сгнила прежде, чем созрела. Что можно о ней сказать, если европейский буржуй объединялся с мужиком против барина, а наш – с барином против мужика?
Иначе говоря, Февраль поставил задачи, но не решил их. Потому, имхо, правильнее говорить не о Февральской революции, а о февральском этапе революции. Это та самая начальная, «эйфорическая» фаза, о которой я писал в недавней статье. Задачи революции были решены уже на новом этапе, с приходом в активную политику рабочих и солдат. Октябрь и Второй съезд Советов – это завершение революции.
Как-то так(с)