В поддержку Выбегаллы Многие пишущие об СССР авторы (не буду уж тыкать пальцем) любят проводить такую мысль: люди оказались недостойны социализма. Им-де обеспечили свободу от цепей капитала, возможность творчества, саморазвития... А они захотели колбасы и джинсов. Скатился народишко в потребительство, вот СССР и пал.
А я вот - в корне не согласен. Так как человек есть существо плотское, а не только духовное, ему свойственно стремиться к комфорту. Именно к комфорту, а не к роскоши, которая сама по себе людям особо и не нужна (разве только для престижа). Но определённый уровень материальных благ человеку – нужен, ничего постыдного или предосудительного в этом нет. Аскетизм не есть ни благо, ни добродетель – он может быть терпим лишь как следствие нужды.
Вольно было братьям Стругацким писать, что настоящий исполин духа не столько потребляет, сколько мыслит и созидает. Только вот писали они эти слова отнюдь не в землянке. Мы восхищаемся культурой античной Греции – но не стоит забывать, что Платон мог закладывать основы философии, а Пракситель – создавать свои нетленные статуи лишь потому, что на них пахала толпа рабов, обеспечивая творцам необходимый для творчества уровень комфорта.
Поэт и в бараке будет писать стихи – потому что иначе не может. Но ведь нельзя ожидать, чтобы все люди были такими (да и во имя чего)? Разгромленный Стругацкими, вымазанный ими дёгтем и вывалянный в перьях профессор Выбегалло был отчасти прав: к удовлетворению духпотребностей человек приступает лишь после того, как удовлетворит матпотребности. Он таков, и глупо осуждать его за это.
Кто-то из великих сказал, что деньги нужны для того, чтобы не думать о них. На самом деле, конечно, для этого нужны не деньги, а то, что на них можно купить – материальные блага. Да, человеку нужна колбаса. Нужны ему и джинсы – особенно если он сам думает, что нужны. Что же в этом дурного? Особенно если дело происходит не в нищей стране, а в такой, чьих ресурсов хватит на джинсы и на колбасу, и ещё на оборону и на космос останется.
Те же, кто клеймит советских людей за потребительство, напоминают мне одного крупного помещега, описанного Троцким в «Истории русской революции». Тот летом 1917 года тоже возмущался: «Чистый источник революции оказался отравленным. Её идеалистические цели были подменены материальными». Умри, Денис, лучше не скажешь! Свобода? Да кто ж тут против свободы? Демократия? Замечательная штука! Республика? Да здравствует республика! Но покушаться на наши доходы?! Фтопку такую революцию!
Материя – она, господа-товарищи, всё же первична.