Русофобия Раз уж речь зашла о русофобии (а она о ней таки да зашла), хотелось бы всё же уточнить, что это такое. Ведь не буквально же "страх перед русскими", а то главным русофобом окажется тот пиндосский военный министр, что самодефенестрировался с криком "Русские идут!". Тут, как я понимаю, речь идёт не о страхе, а о неприязни к русским - или к каким-то чертам русского народа.
А о каких чертах идёт речь? Ведь известно, что в русофобии (в классическом понимании) никто не сравнится с самими русскими. Что же такое мы ненавидим в себе? А ведь что-то определённо ненавидим. Мне сейчас вспомнилась моя любимая "История русской революции" Троцкого:
Но почему все же народ платил такой откровенной ненавистью царице, которая, по словам Палеолога, так полно восприняла его душу? Ответ простой: для оправдания своего нового положения эта немка усваивала себе с холодным неистовством все традиции и внушения русского средневековья, самого скудного и грубого из всех, в тот период, когда народ делал могучие усилия, чтобы освободиться от собственного средневекового варварства. Этой гессенской принцессой буквально владел демон самодержавия: поднявшись из своего захолустья на высоты византийского деспотизма, она ни за что не хотела с них опускаться.Вот так: можно ненавидеть что-то дурное в себе и окружающих - и концентрировать это отношение на конкретной персоне. Что же означает русофобия в практическом плане? Понятно, что ненависть к русскому - но
к чему русскому?
По-моему, самое гнусное в нашем народе - пренебрежение к отдельному человеку, к ценности личности, к её правам, к её удобству, да и к жизни тоже. Наши режиссёры не снимут "Спасти рядового Степанова". И не потому, что подобных случаев на войне не было - наверняка были. Просто народ не поймёт. Ну что это такое: прилагать усилия, рисковать жизнями ради спасения какого-то парня? Вот если бы для уничтожения какого-то суперважного вражеского объекта!
Шендерович в "Сырке" однажды процитировал какую-то ментовскую шишку: "
Мы все делаем на законных основаниях, обеспечиваем общественную и государственную безопасность, — заявил в ответ на критику в прессе анонимный представитель управления исполнения наказаний. — А государственная безопасность важнее коммерческой выгоды и удобства потребителей". Чиновники, а менты в особенности, вообще умеют формулировать гораздо лучше и публицистов, и писателей. Ведь смешно же сравнивать: ГОСУДАРСТВЕННАЯ безопасность - и чьё-то там удобство! Она ж, безопасность, не чья-то, а государственная! А ты, гражданин, утрись и помолчи в тряпочку.
Почему-то такой подход принято приписывать "совку". Да бросьте, господа: Советский Союз, действительно, сохранил подобный взгляд на человека, но вовсе не породил его. Когда это на Руси ценили и уважали человека? О каком достоинстве личности может идти разговор, когда князья, обращаясь к царю, называли себя Ивашками и Петрушками? Почести воздавались, да, но не человеку, а его статусу. Сама личность не значила ничего, да она, собственно, и сейчас немного значит.
И ведь было, казалось, время, когда с этим блядством удастся покончить. Вот, скажем, революция 1917 года, в которой огромную - а то и просто первую - роль сыграла армия. Армия крестьянская - но уже не та, старая, состоявшая из крепостных мужиков, молча терпевших начальственный мордобой. Это были новые люди, они сознавали себя личностями - и не желали быть быдлом, а требовали
уважения. Это и вылилось в знаменитый "Приказ № 1".
Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается, и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных комитетов. Вы вообще сходите по ссылке, почитатйте - этот документ и сегодня выглядит не менее революционно, чем тогда. Если офицерам законодательно запрещается называть солдата "ты" - значит, эта нация не безнадёжна.
Но увы - в СССР старый подход в итоге восторжествовал, и торжествует сейчас. И если бы просто начальники просто не уважали граждан, это было бы ещё полбеды. Но ведь мы и сами не привыкли уважать себя. Напротив, принято считать, что мы люди маленькие, ничего в этой жизни не значим и никаких особых прав не имеем. К этому приучают ещё со школы. На ком школа дала осечку, тех ломают в армии. Ну, об этом вам Асоцио лучше меня расскажет.
Отсюда ведь и повсеместное пьянство, и привычное для нас скотство. Если сам человек считает себя никем, если он не уважает себя - точнее, не уважает человека в себе - с какой стати он будет вести себя достойно? Внешне его ограничивает в скотстве возможность получить в морду, а внутреннего ограничителя нет. Ибо таким ограничителем может быть только собственное достоинство.
Вот меня, бывает, спрашивают, чего я так ношусь с этой Сашей Зарубиной. А ведь в её истории эта наша гнусная черта отразилась в полной мере. Девочку, как котёнка, взяли за шкирку и перекинули из одной коробки в другую. Ну и где тут интересы человека? Где уважение к нему? А человека тут вообще не видно. Русская девочка должна жить в России - и точка.
Короче говоря, на мой взгляд, эта наша национальная черта - пренебрежение личностью, чужой и своей - достойна ненависти и всяческого искоренения. Если это русофобия, тогда прошу считать меня русофобом.