Мысли на фоне Ходорковского Моё отношение к главному российскому узнегу вы знаете - для меня он просто бандит, которого прищемили в бандитской же разборке. Но это не значит, что его судьба не может наводить на некие полезные мысли. Меня вообще много что наводит на мысли - и мысли эти, вопреки наветам злопыхателей, отнюдь не всегда посвящены исключительно половой йобле школьниц.
Ходорковского часто сравнивают с герцогом Энгиенским - чего уж греха таить, я и сам приложил к этому руку. Но сейчас мне на ум приходит другая титулованная особа - правда, земляк невинно умученного принца, хотя и гораздо более низкого происхождения. Имеется в виду маркиз де Бель-Иль, виконт де Мёлен и де Во. По паспорту - Nicolas Fouquet.
По-моему, даже внешнее сходство с Ходором имеется:

Ведь вполне себе духовный прапрапрадедушка МБХ - тоже приватизировал так, что только треск стоял. И ошибку совершил точно ту же - ему было можно очень многое, а он решил, что ему можно всё. И судьба его постигла точно та же: Фуке не грохнул киллер, его чинно-благородно засудили.
И вот на этом сходство кончается.
Судей для Николя Фуке, если помните, назначил лично Луи Каторз. Им, судьям этим, французским языком сказали: король (да не просто король, блджад, а сам Король-Жёлтый Карлик!) августейше желает смертного приговора. И что же решили судьи? Фуке приговорили всего-навсего к конфискации имущества и изгнанию из Франции. Божий помазаннег, правда, заменил изгнание пожизненным заключением. Это он мог. А казнить Фуке - не мог.
Итак, король. Вдобавок такой, на котором есть пятна (но - сир, стоит ли волноваться из-за каких-то там пятен?). Плюс к тому, государство - это он. А на дворе - самый расцвет абсолютизма, и сам монарх ни в каких демократических поползновениях не замечен (достаточно вспомнить, что эта королевская морда за 74 года своего царствования ни разу не созывала Генеральные штаты). И тем не менее - суд может принимать решение, сообразуясь ещё с чем-то помимо королевской воли. И Луи бессилен этому помешать.
А теперь перенесёмся к родным шпинатам. У нас-то кагбэ республика, и даже конституция имеется. Но закон тут один - воля начальства. Сказали посадить - значит посадят, и ни на какие законы не посмотрят (хорошо хоть, на смертную казнь мораторий). Насколько я помню, кое-кому из юкосовцев суд назначал срок заключения даже больше, чем требовал прокурор. На Руси ведь мало просто выполнить волю начальства - её ещё нужно угадать, уловить невысказанные желания. А кроме них, ничто значения не имеет.
Это - к сведению тех, кто считает, что у нас буржуазная демократия и либеральные свободы. Причём такие, которых вполне достаточно для борьбы против капитализма.