Двадцать лет спустя Что-то в последнее время все только и пишут, что о событиях 20-летней давности. Напишу и я - расскажу о том, как они мне видятся из сегодняшнего дня.
на мой взгляд, СССР окончатнельно погиб именно 19 августа 1991 года. Если за "путчем" в самом деле стоял Горбачёв (а очень многое указывает на это), то и в самом деле можно сказать, что он уничтожил Советский Союз. Правда, нужно заметить, что больших усилий это не потребовало.
Я уже как-то говорил, что Перестройка была последней возможностью спасти советский строй. Не территории СССР, о которой до сих пор все стенают - частью её наверняка пришлось бы пожертвовать. Та же Прибалтика откололась бы - ну и что? СССР, напомню, до 1940 года без неё худо-бедно обходился.
Процитирую себя, любимого:
В Советском Союзе начало складываться гражданское общество. Это движение по своей сути не было ни антисоветским, ни антисоциалистическим. Противники советского строя и сторонники частной собственности составляли в нём ничтожное меньшинство и влиянием не пользовались. Рискну предположить, что это был вполне реальный шанс на спасение советского строя. Демократическое (и при этом в своей основе социалистическое) движение могло влить в его жилы свежую кровь. Если бы тот же Верховный Совет опирался на гражданские структуры, а не висел в воздухе – он мог бы стать настоящим, работоспособным советским парламентом. Для этого всего-то и требовалось поддержать общественное движение, дать ему окрепнуть.Демократическое движение в СССР было проявлением живых сил общества, и то, что Горбачёв его разбудил - немалая заслуга. Но он, как всякий бюрократ, был труслив и непоследователен, и больше всего боялся того, что не мог полностью контролировать.
И что же произошло? Произошла чрезвычайно паршивая и опасная штука, последствия которой мы расхлёбываем до сих пор: понятия "коммунист" и "демократ" стали антонимами. Иными словами, сами же коммунисты оттолкнули советское демократическое движение от коммунистической идеи. И, естественно, толкнули его в объятия тех, кто призывал: "Давайте забудем социализм, как кошмарный сон, и начнём строить нормальный капитализм" (высказывание, ЕМНИП, принадлежит Ларисе Пияшевой, но я цитирую по памяти, так что могут быть неточности).
И вот - 19 августа, ГКЧП. Введя в столицу войска, запретив газеты и собрания,
власть демонстративно отказалась от опоры на массы. Она прямо сказала: зачем мне народ, у меня танки есть. Именно в тот день всё и решилось
Массы-то тогда были - не чета нынешним, они такого плевка не стерпели. Они были готовы пойти за любым, кто повёл бы их против танков - а повёл-то известно кто. В итоге КПСС оказалась настолько скомпрометирована, что Горбачёв, вернувшись в Москву, был вынужден сложить с себя обязанности генсека - чтобы сохранить хоть какое-то подобие влияния.
Кстати, ГКЧП ведь был попыткой спасти именно советскую державу и существовавшую систему власти, но никак не социализм. Вспомните его обращение к народу - что там говорится по экономическим вопросам?
Хаотичное, стихийное скольжение к рынку вызвало взрыв эгоизма - регионального, ведомственного, группового и личного. Война законов и поощрение центробежных тенденций обернулись разрушением единого народнохозяйственного механизма, складывавшегося десятилетиями. Результатом стали резкое падение уровня жизни подавляющего большинства советских людей, расцвет спекуляции и теневой экономики. Давно пора сказать людям правду: если не принять срочных мёр по стабилизации
экономики, то в самом недалеком времени неизбежен голод и новый виток обнищания, от которых один шаг до массовых проявлений стихийного недовольства с разрушительными последствиями.Словом, невнятная скороговорка: сейчас всё плохо, а мы сделаем так, что будет хорошо. И где тут социализм, я вас внимательно спрашиваю?
Но дальше, там, где речь идёт о формах собственности, авторы текста куда более откровенны:
Развивая многоукладный характер народного хозяйства, мы будем поддерживать и частное предпринимательство, предоставляя ему необходимые возможности для развития производства и сферы услуг.Впрочем, чему тут удивляться: допустимость частной собственности, была, помнится, записана в программе КПСС ещё в 1990 году.
Итак, о социализме и речи не было. Речь шла только о политическом устройстве - да и его-то защищали через пень-колоду. Вряд ли может быть что-то глупее, чем обнажить оружие - и всячески демонстрировать, что пустить его в действие ты не готов.
Всё же до 19 августа ещё оставался небольшой шанс. А дальше - увы.