Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет pulmann ([info]pulmann)
@ 2009-03-06 01:54:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Анатолий Сыс
Белорусская литература 2-й половины ХХ века дала миру двух великих литераторов, писателя Владимира Короткевича и поэта Анатолия Сыса. Обоих преждевременно сгубила водка, и оба почти не известны русскому читателю. Чтобы по мере своих скромных сил восполнить этот пробел, я решил перевести одни из стихотворений Сыса на русский язык.



Перед Богом, 2002 г.


Я думал,
стихи пишут зрячие
пока не ослеп сам
от своей молнии горячей
я пылал, как безбожный храм
сам себе и им я был Богом,
отпускал сам себе грехи –
от крыльца выходил я дорогой
вновь на дьявольские круги
покрывался звериной щетиною
и когда целовал свой крест
смотрел в зеркало образиною
спиной чувствуя чертов перст
и тогда я сложил молитву
и линчуя себя в сотый раз
той молитвою, словно бритвой,
соскребал в отчаянье грязь ,
сложив пальцы в знамении крестном
резанув себя по глазам
испугался крови не к месту
а пропахший ложью мой срам
с острой бритвы моей молитвы
как навоз тек по ногам

Я покинул свой храм вонючий,
обернулся на купола
а святые в грязных онучах
мою кровь пили со стола
и я голый как призрак бескровный
наступая в чужие следы
перед Богом животному ровня
нес в могилу свои грехи
И по торной тропинке медленно
попадая в мои следы
Мать всех грешных ступала - женщина
с полной чаркой живой воды


(Добавить комментарий)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-05 23:51 (ссылка)
Tolya - neveroyatnyj poet. Gorzhus, chto obschalsa s nim.
Spasibo, horoshij perevod.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-06 11:11 (ссылка)
Сыс - это явление в белорусской литературе, очень жаль, что он с таким надрывом жил и так рано ушел

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]d_german@lj
2009-03-06 11:27 (ссылка)
Точно - надрыв в стихе. Печально, грустно, траурно, страшно. Пронзает душу, это стихотворение. Спасибо за перевод.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-06 11:30 (ссылка)
Я специально выбрал именно это стихотворение, из последнего прижизненного сборника. мне кажется, оно наиболее полно передает состояние поэта

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]d_german@lj
2009-03-06 11:38 (ссылка)
Можно сказать так, что фотография поэта и это стихотворение как-то дополняют друг друга. И не затравленнось видна в его взгляде, и не потерянность, а именно надрыв.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-06 11:42 (ссылка)
он 59 года рождения, печатался с 70-х, умер в 2005 г., очень много пил, вот тут немного о нем
http://www.news.tut.by/culture/52988.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]d_german@lj
2009-03-06 11:53 (ссылка)
В той книге, что ты подарил, "Корона Великого Княжества", о нём было небольшое упоминание длинной в пару строк, упоминание дружелюбное. Интересно стало, посмотрю как-нибудь о нём в инете поподробнее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-06 11:59 (ссылка)
А книга Короткевича у тебя есть, ты в Минске покупал :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]d_german@lj
2009-03-06 12:01 (ссылка)
Да. А кто посоветовал? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-06 12:05 (ссылка)
делаю для Родины, что могу :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pulman@lj
2009-03-06 15:27 (ссылка)
вот еще немного о Сысе
Белорусский поэт Анатоль Сыс любил стричь друзей
http://kp.by/daily/24055/300579/

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-06 12:06 (ссылка)
да. он даже в период абсолютной "деградации" выглядел как блаженный, и произносил подчас такие вещи, от которых у людей наступал "интеллектуальный ступор". так происходит, когда в компанию интеллектуалов забредает гений -- все понимают, что он гений, но не хотят этого произносить, дабы не "уронить самоё себя".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-06 12:12 (ссылка)
такое бывает, никто не хочет уроняться, тем более в Беларуси, так богатой на гениев и крупных деятелей культуры

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-06 12:43 (ссылка)
я уже на эту тему не могу говорить. как только начинаем с друзьями обсуждать эту тему в жж, набегает немереное количество анонимов, которые кричат смертным криком.

у японцев учиться никто не хочет -- лучше у тех стран, где талантов сжирали заживо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-06 12:47 (ссылка)
это тролли бегают, нужно отключить возможность анонимам добавлять комменты, я так у себя давно сделал - сразу чище воздух стал :)

я пока жил в Минске, неоднократно и писал и говорил, в том числе и с Вовой, о том что общество очень серьезно больно и находится в состоянии интеллектуального и культурного упадка. экономику уничтожил Чернобыль, культуру - распад СССР и последовавшее за ним прекращение финансоварования, отбора и подготовки кардов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-06 12:59 (ссылка)
еще шире получается -- связано со становлением гражданского общества, культурной политикой, экономическими программами и т.д.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-06 13:16 (ссылка)
пока белорусы сами не осознают, насколько общество больно и как много нужно сделать, чтобы оно начало выздоравливать, ничего не будет. Но, до этого пока очень далеко, виноваты все кругом, кроме самих жителей страны, которые "ничего не могут", а вернее, ничего не хотят, потому что и так совершенны.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-06 20:34 (ссылка)
абсолютно.
на сегодняшний день даже механизма не существует "реанимационного" - только достижение абсолютного дна может придать обратное ускорение. а где у них дно -- хз.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-07 05:47 (ссылка)
я думаю, когда придет время, и механизмы появятся, главное - делать свое дело

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-07 10:42 (ссылка)
да, в какой-то момент все равно включаются -- на то она и история. вопрос только в том, сколько поколений похоронит свои надежды и таланты.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-07 11:00 (ссылка)
мне кажется - недолго осталось, кризис на дворе

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-07 11:51 (ссылка)
похоже, но ты же знаешь, что "самая глубокая пропасть -- финансовая, в нее можно падать всю жизнь". я не уверен, что белорусы свяжут кризисные явления с Колинымпапой™. запросто могут прийти к выводу "не надо ничего менять, а то будет еще хуже".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-07 17:40 (ссылка)
я там не думаю, всегда есть предел прочности, переступив через который система разрушается. Ты как и я наверняка прекрасно помнишь 90-91 года

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-07 22:55 (ссылка)
конечно помню.
я просто не знаю, где сегодня тот предел, за которым трансформация. времена меняются, меняется и предел...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-08 07:08 (ссылка)
предел известен - когда перестане хватать на водку :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-08 12:00 (ссылка)
перестанет хватать, а дальше? механизма конкретного нет. у тех, у кого перестанет хватать, сегодня нет воли к переменам. на них достаточно замахнуться палкой, чтобы они навалили в штаны и спрятались на кухне.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-08 14:16 (ссылка)
я не думаю, что все так печально

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-08 18:23 (ссылка)
да нет, не печально, просто непроявлено, невнятно.
я скорее оптимист, нежели наоборот :)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-06 12:02 (ссылка)
Ты знаешь, может быть я и заблуждаюсь, но Толя и не мог не уйти рано -- это чувствовали все те, кто был рядом. Володька Адамчик (Адам Глобус) спас для страны целый букет Толиных стихов. Он приходил и говорил: "Сыс, за каждое стихотворение я куплюдля тебя водки". И Толя записывал новое стихотворение, которое вошло в его несколько сборников. Может показаться, что это было "спаивание гения", но это не так -- Вовка знал, что не оттяни Толю на время написания от водки, и не дай ему более-менее приличный алкоголь и еду -- Сыс выпьет что-нибудь такое, от чего не проснется... А изменить что-то кардинально было нельзя -- Толя был стихией...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-06 12:05 (ссылка)
У Глобуса есть фрагменты про Сыса, может переведу на досуге и выложу как дополнение. Надо будет подкинуть ему идею издать Сыса на русском.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-06 12:33 (ссылка)
вернусь в Минск -- мы с ним встретимся. обсудим. ты тоже рекомендуй: с двух сторон -- это хорошо :)))

Вовка любит Сыса, может запросто сделать, если не будет в сильных убытках.

очень рад, что ты так отнесся к нему. мало кто может понять реальный масштаб этой фигуры. спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-06 12:38 (ссылка)
современная белорусская литература слишком бедна талантами, чтобы проходить мимо такого

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kilgor_trautt@lj
2009-03-06 12:51 (ссылка)
Количество литературных талантов взрывов Беларуси для меня вообще ограничивается Короткевичем, Богдановичем, Гусовским, Быковым и Сысом.

Есть надежда на то, что нынешнее живущее поколение (в том числе Глобус) может дать имена, адекватные перечисленным.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pulman@lj
2009-03-06 12:53 (ссылка)
вполне возможно, время - покажет

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pulman@lj
2009-03-06 12:21 (ссылка)
Я знал одного очень талантливого ученого, которого погубил йод. Довелось разбирать его архив, чтобы все это не отправилось на помойку.

(Ответить) (Уровень выше)