Дада, сюрреализм, абсурд и ужас репрезентации
Из секретной переписки с Еленой Гальцовой.
Елена Гальцова: Мне очень радостно, что Вы читаете мою книжку. Это Вы тонко подметили, что персонажи похожи... А вообще, этот материал - наивное предвестие театра абсурда; но Беккет довел все до абсолюта, а у дада и сюров были интуитивные догадки и неуемные фантазии.
В.К.: Я все же различаю сюрреалистов и абсурдистов. И не считаю первых предшественниками вторых, разрабатывающих им почву. Во времена дадаистов и сюрреалистов уже был великий абсурдист - Франц Кафка. Правда, герметично упакованный в пражском чулане и поэтому никому неизвестный. Да и Элиас Канетти с монструозным дебютом "Ослепление". Сюрреалисты, как мне кажется, ориентировались скорее на сдвиг, преобразование реальности путем сновидческого или психоделического переосмысления. Цель абсурдистов практически противоположная - зафиксировать реальность, обозначить ее доминанты, выхватив из жизненного разнообразия, и очистить от всего лишнего до состояния гротеска, кажущегося нереальным, но, на самом деле, это и есть квинтэссенция реальности.
А вот еще картина. Человек, заинтересовавшийся инверсией культуры, знакомится со своей репрезентацией Опустошителем. Ужас и недоумение.
